Психоаналитически-педагогическая консультация

740

Аннотация

Гельмут Фигдор – австрийский психоаналитик, детский психо-терапевт и консультант-воспитатель, доцент Венского университета, судебный эксперт по вопросам, касающимся детей и юношества, сотрудник общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.

Общая информация

Рубрика издания: Мастерская и методы

Для цитаты: Фигдор Г. Психоаналитически-педагогическая консультация // Консультативная психология и психотерапия. 1997. Том 5. № 1.

Фрагмент статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Центральные теоретические проблемы воспитательной консульта­ции можно сформулировать в виде четырех вопросов.

1) Насколько возможно изменение ребенка?

Обычно к консультации по воспитанию – как, впрочем, и к психотерапии – прибегают, когда требуются изменения. И в боль­шинстве случаев речь идет об изменениях, которые должны произой­ти с ребенком: определенные черты, характер поведения («симпто­мы») должны исчезнуть, другие должны развиваться и поддерживать­ся. Если нежелательные проявления или помехи в развитии можно идентифицировать не как непосредственную реакцию на окружаю­щую среду, а как часть личности ребенка, то есть если можно ска­зать, что они структурно обусловлены, то возникает вопрос об ус­ловиях структурных изменений. Может ли ребенок реагировать из­менением всей своей личности на изменение внешних условий (на­пример, на стиль обращения с ним родителей)? Или личность дол­жна всегда рассматриваться лишь как могущественный результат бессознательной защитной системы, так что хотя некоторые единич­ные проявления поведения и могут модифицироваться, но основные – патогенные конфликты все же остаются в целости, а в известных условиях даже усиливаются? Если бы это было так, то только (пси­хоаналитическая) психотерапия ребенка осталась бы единственным рекомендуемым мероприятием.

2) Насколько возможно изменить родителей?

Ответ на этот вопрос зависит от основных воспитательных пози­ций и воспитательных ошибок. Если принять во внимание, что вос­питательные позиции, как и свойства личности, в большой степени бессознательно детерминированы, и их можно рассматривать как (невротические) симптомы, то можно легко сделать вывод, что от обычной консультации не приходится многого ожидать. Даже если считать возможным воздействие на развитие ребенка путем измене­ния внешних взаимоотношений, следовало бы все же обратиться к психотерапии ребенка, поскольку намерение изменить людей, воспи­тывающих ребенка, не имеет больших шансов на успех. Если же, напротив, относить ошибочные воспитательные позиции на счет от­сутствия знания, то в консультации по воспитанию можно видеть реальную альтернативу психотерапевтической работе с детьми. Аль­тернативу, за которой, вероятно, можно было бы признать преиму­щество: во-первых, изменение воспитательной позиции часто воздейст­вует на детей положительно, и, во-вторых, таким образом уменьша­ется опасность, что прежние воспитательные ошибки снова сведут на нет те изменения ребенка, которые были достигнуты в ходе психо­терапии.

3) Чего вообще должны касаться «изменения»?

Первые два вопроса можно было охарактеризовать как психоло­гические, а этот третий – как собственно педагогический. Какую цель преследует консультация по воспитанию (или детская психоте­рапия), воздействуя на изменение ребенка? Кто устанавливает нор­мы, что именно считать желательными или нежелательными свой­ствами характера или направлениями развития? Вероятно, от этого будет зависеть, какие именно явления мы сможем назвать «правиль­ными» или «неправильными» воспитательными позициями.

4) Какое изменение личности воспитателя воздействует на то или иное изменение ребенка?

Здесь мы имеем дело и с нормативной, и с психологической проблемами. С одной стороны, речь идет о цели консультации, то есть о цели изменения личности воспитателя, что, конечно, связано с целью желательного развития ребенка. С другой – можно стро­ить предположения о том, какое именно воздействие оказывают на ребенка определенные воспитательные позиции или определенные со­циальные условия. Или наоборот: какую воспитательную позицию нужно занять, какие социальные условия создать для того, чтобы сделать возможным определенное изменение ребенка.

Литература

  1. Aichorn A. (1959) Erzehungsberatung und Erzehungshilfe. Bern/Stutt­gart: Huber.
  2. Balint M. (1952) Der Neubeginn, das paranoide und das depressive Syndrom. In: Balint M., 1965.
  3. Bick E. (1964) Notes on Infant Observation, in Psychoanalytical Training. Int.J. PSa. 45, 1964, 558-566.
  4. Bittner G., Ertle Ch. (1985) Padagogik und Psychoanalyse. Wurzburg : Konigshausen & Neumann.
  5. Bonaparte M. (1931) Die Sexualitat des Kindes und die Neurosen der Erwachsenen. Z. Psa. Padagogik 1931, 369 ff.
  6. Cremerius J. (1971) Psychoanalyse und Erzichundgspraxis. Frankfurt/M.
  7. Dalter W. (1983) Was leistet die Psychoanalyse fur die Padagogik? Wien: Jugend & Volk.
  8. Dalter W. (1985) Bilden und Heilen. Auf dem Weg zu einer padagogischen Theorie psychoanalytischer Praxis. Mainz: Grunewald.
  9. Dreikurs R. (1973) Kinderpsychotherapie durch Erziehungsberatung. In: Biermann G. (Hrsg.): Handbuch der Kinderpsychotherapie, Bd. 1. Munchen/Basel: Reinhardt.
  10. Figdor H. (1991) Kinder aus geschiedenen Ehen – Zwischen Trauma und Hoffung. Mainz: Grunewald.
  11. Finger-Trescher U., Buttner Ch. (1987) In: Chancen der Gruppe. Erfahrungen aus dem padagogischen Alltag. Mainz: Grunewald.
  12. Freud A. (1954) Psychoanalyse und Erziehung. Schriften V, Frankfurt/M: Fischer.
  13. Freud S. (1909) Analyse der Phobie eines funfjahrigen Knaben. G.W. Bd. 7, 241 ff.
  14. Fromm-Reichmann F. (1931) Kindliche Darmtragheit infolge falscher Erziehung. In: Meng (Hrsg.) (1973).
  15. Fuchs H. (1932) Psychoanalytische Heilpadagogik im Kindergarten. In: Meng (Hrsg.) (1973).
  16. Jacobs L. (1949) Methoden der Mutterberatung. In: Cremerius, 1971.
  17. Leber A. (1985) Wie wird man «Psychoanalytischer Padagoge»? In: Bittner, 1985.
  18. Loch W. (1975) Uber Beriffe und Methoden der Psychoanalyse. Bern/Stuttgart/Wien: Huber.
  19. Meng H. (1973) Psychoanalytische Padagogik des Kleinkindes. Munchen/Basel: Reinhardt.
  20. Pazzini K.-J. (1989) Wiedervereiningung. Anmerkungen zur Differenz von Psychoanalyse und Padagogik (Manuskipt).
  21. Schmiedeberg M. (1931) Kindliche Neurosen. In: Meng (Hrsg.) 1973.
  22. Sterba E. (1935) Ein Fall von Estorung. In: Meng, 1973.
  23. Strachey J. (1935) Die Grundlagen der therapeutischen Wirkung der Psychoanalyse. Int. Z. f. PSA 21, 486 ff.
  24. Trescher H.-G. (1985) Theorie und Praxis der Psychoanalytischen Pada­gogik. Mainz: Grunewald, 1992.
  25. Thoma H., Kaechele H. (1985) Lehrbuch der psychoanalytischen Therapie. Berlin/Heidelberg/N.Y.: Springer, 1989.
  26. Weiss E. (1931) Die Strafe in der Erziehung. In: Meng, 1973.
  27. Wygotski L.S. (1934) Denken und Sprechen. Frankfurt/Main: Fisch
  28. er, 1972.
  29. Wolffheim N. (.1927) Elternfehler. In: Meng, 1973.
  30. Zulliger H. (1957) Bausteine zur Kinderpsychotherapie und Kindertiefenpsychlogie. Bern/Stuttgart: Huber.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 924
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 740
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2