Консультативная психология и психотерапия
1997. Том 5. № 1
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Психоаналитически-педагогическая консультация
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Мастерская и методы
Для цитаты: Фигдор Г. Психоаналитически-педагогическая консультация // Консультативная психология и психотерапия. 1997. Том 5. № 1.
Фрагмент статьи
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Центральные теоретические проблемы воспитательной консультации можно сформулировать в виде четырех вопросов.
1) Насколько возможно изменение ребенка?
Обычно к консультации по воспитанию – как, впрочем, и к психотерапии – прибегают, когда требуются изменения. И в большинстве случаев речь идет об изменениях, которые должны произойти с ребенком: определенные черты, характер поведения («симптомы») должны исчезнуть, другие должны развиваться и поддерживаться. Если нежелательные проявления или помехи в развитии можно идентифицировать не как непосредственную реакцию на окружающую среду, а как часть личности ребенка, то есть если можно сказать, что они структурно обусловлены, то возникает вопрос об условиях структурных изменений. Может ли ребенок реагировать изменением всей своей личности на изменение внешних условий (например, на стиль обращения с ним родителей)? Или личность должна всегда рассматриваться лишь как могущественный результат бессознательной защитной системы, так что хотя некоторые единичные проявления поведения и могут модифицироваться, но основные – патогенные конфликты все же остаются в целости, а в известных условиях даже усиливаются? Если бы это было так, то только (психоаналитическая) психотерапия ребенка осталась бы единственным рекомендуемым мероприятием.
2) Насколько возможно изменить родителей?
Ответ на этот вопрос зависит от основных воспитательных позиций и воспитательных ошибок. Если принять во внимание, что воспитательные позиции, как и свойства личности, в большой степени бессознательно детерминированы, и их можно рассматривать как (невротические) симптомы, то можно легко сделать вывод, что от обычной консультации не приходится многого ожидать. Даже если считать возможным воздействие на развитие ребенка путем изменения внешних взаимоотношений, следовало бы все же обратиться к психотерапии ребенка, поскольку намерение изменить людей, воспитывающих ребенка, не имеет больших шансов на успех. Если же, напротив, относить ошибочные воспитательные позиции на счет отсутствия знания, то в консультации по воспитанию можно видеть реальную альтернативу психотерапевтической работе с детьми. Альтернативу, за которой, вероятно, можно было бы признать преимущество: во-первых, изменение воспитательной позиции часто воздействует на детей положительно, и, во-вторых, таким образом уменьшается опасность, что прежние воспитательные ошибки снова сведут на нет те изменения ребенка, которые были достигнуты в ходе психотерапии.
3) Чего вообще должны касаться «изменения»?
Первые два вопроса можно было охарактеризовать как психологические, а этот третий – как собственно педагогический. Какую цель преследует консультация по воспитанию (или детская психотерапия), воздействуя на изменение ребенка? Кто устанавливает нормы, что именно считать желательными или нежелательными свойствами характера или направлениями развития? Вероятно, от этого будет зависеть, какие именно явления мы сможем назвать «правильными» или «неправильными» воспитательными позициями.
4) Какое изменение личности воспитателя воздействует на то или иное изменение ребенка?
Здесь мы имеем дело и с нормативной, и с психологической проблемами. С одной стороны, речь идет о цели консультации, то есть о цели изменения личности воспитателя, что, конечно, связано с целью желательного развития ребенка. С другой – можно строить предположения о том, какое именно воздействие оказывают на ребенка определенные воспитательные позиции или определенные социальные условия. Или наоборот: какую воспитательную позицию нужно занять, какие социальные условия создать для того, чтобы сделать возможным определенное изменение ребенка.
Литература
- Aichorn A. (1959) Erzehungsberatung und Erzehungshilfe. Bern/Stuttgart: Huber.
- Balint M. (1952) Der Neubeginn, das paranoide und das depressive Syndrom. In: Balint M., 1965.
- Bick E. (1964) Notes on Infant Observation, in Psychoanalytical Training. Int.J. PSa. 45, 1964, 558-566.
- Bittner G., Ertle Ch. (1985) Padagogik und Psychoanalyse. Wurzburg : Konigshausen & Neumann.
- Bonaparte M. (1931) Die Sexualitat des Kindes und die Neurosen der Erwachsenen. Z. Psa. Padagogik 1931, 369 ff.
- Cremerius J. (1971) Psychoanalyse und Erzichundgspraxis. Frankfurt/M.
- Dalter W. (1983) Was leistet die Psychoanalyse fur die Padagogik? Wien: Jugend & Volk.
- Dalter W. (1985) Bilden und Heilen. Auf dem Weg zu einer padagogischen Theorie psychoanalytischer Praxis. Mainz: Grunewald.
- Dreikurs R. (1973) Kinderpsychotherapie durch Erziehungsberatung. In: Biermann G. (Hrsg.): Handbuch der Kinderpsychotherapie, Bd. 1. Munchen/Basel: Reinhardt.
- Figdor H. (1991) Kinder aus geschiedenen Ehen – Zwischen Trauma und Hoffung. Mainz: Grunewald.
- Finger-Trescher U., Buttner Ch. (1987) In: Chancen der Gruppe. Erfahrungen aus dem padagogischen Alltag. Mainz: Grunewald.
- Freud A. (1954) Psychoanalyse und Erziehung. Schriften V, Frankfurt/M: Fischer.
- Freud S. (1909) Analyse der Phobie eines funfjahrigen Knaben. G.W. Bd. 7, 241 ff.
- Fromm-Reichmann F. (1931) Kindliche Darmtragheit infolge falscher Erziehung. In: Meng (Hrsg.) (1973).
- Fuchs H. (1932) Psychoanalytische Heilpadagogik im Kindergarten. In: Meng (Hrsg.) (1973).
- Jacobs L. (1949) Methoden der Mutterberatung. In: Cremerius, 1971.
- Leber A. (1985) Wie wird man «Psychoanalytischer Padagoge»? In: Bittner, 1985.
- Loch W. (1975) Uber Beriffe und Methoden der Psychoanalyse. Bern/Stuttgart/Wien: Huber.
- Meng H. (1973) Psychoanalytische Padagogik des Kleinkindes. Munchen/Basel: Reinhardt.
- Pazzini K.-J. (1989) Wiedervereiningung. Anmerkungen zur Differenz von Psychoanalyse und Padagogik (Manuskipt).
- Schmiedeberg M. (1931) Kindliche Neurosen. In: Meng (Hrsg.) 1973.
- Sterba E. (1935) Ein Fall von Estorung. In: Meng, 1973.
- Strachey J. (1935) Die Grundlagen der therapeutischen Wirkung der Psychoanalyse. Int. Z. f. PSA 21, 486 ff.
- Trescher H.-G. (1985) Theorie und Praxis der Psychoanalytischen Padagogik. Mainz: Grunewald, 1992.
- Thoma H., Kaechele H. (1985) Lehrbuch der psychoanalytischen Therapie. Berlin/Heidelberg/N.Y.: Springer, 1989.
- Weiss E. (1931) Die Strafe in der Erziehung. In: Meng, 1973.
- Wygotski L.S. (1934) Denken und Sprechen. Frankfurt/Main: Fisch
- er, 1972.
- Wolffheim N. (.1927) Elternfehler. In: Meng, 1973.
- Zulliger H. (1957) Bausteine zur Kinderpsychotherapie und Kindertiefenpsychlogie. Bern/Stuttgart: Huber.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 924
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 740
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2