Об информационном обеспечении психологии

469

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Сатин Д. Об информационном обеспечении психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2000. Том 8. № 1. С. 157–161.

Полный текст

Несмотря на то, что возникновение глобальной компьютерной сети в 1969 году было подкреплено военным заказом США, первыми ее пользователями стали уче ные. Интернет позволил консолидир овать усилия по научному познанию мира, так как общение в глобальной сети стало свободнее от пространственных, временных и иных ограничений.

Общественное значение сети Интернет состоит в том, что это не только собрание техн ологий, но и собрание соо бществ. Успехи ее развития в значительной степени объясняются как способностью удовлетворить основные социальные потребности, так и возможностью эффективно использовать общественность для развития инфраструктуры. Дух коллективизма, содружества в сети Интернет имеет глубокие корни, он зародился еще в начале работ над прототипом совр еменной глобальной сети - ARPANET.

Уже в конце 1970-х стало понятно, что развитие глобальной компьютерной сети сопровождается ростом заинтересованного  исследовательского сообщества, все более нуждающегося в средствах координации профессиональной деятельности.

Психологи, наряду с представителями других научных дисциплин, активно осваивают глобальную сеть. Национальные психологические общества всех развитых с тран имеют здесь свои представительства. Наиболее влиятелен в этой среде - сервер Американской Психологической Ассоциации. Успех именно этой общественной организации во многом обусловлен тем, что ядром ее информационной структуры стала крупнейшая сегодня  библиографическая система PsycLIT™, поддерживаемая компанией  PsycINFO. Учрежденная Ассоциацией, эта компания настолько успешно продвигалась в своей деятельности, что уже в конце 80 -х к базам ее данных были подключены все американские университеты[1]. К сожалению, в России пока нет не только единой базы по русскоязычным научно-психологическим публикациям, но и центра, который бы объединил профессиональных психологов в глобальной сети, хотя возможность появления такого центра неоднократно возникала.

В истории появления сети Интернет в российских гуманитарных академических кругах важную роль сыграл расположенный в Институте Психологии РАН учебно-исследовательский центр «ВЕГА», занимавшийся подключением, обучением и поддержкой пользователей сети среди академических учреждений в Москве и городах России. В 1992 году «ВЕГА» установила первую в России точку открытого доступа к Интернет, позволившую большому числу московских психологов начать работу в глобальной сети. Но с уменьшением финансирования этот центр перестал играть значимую роль в развитии психологического сектора русскоязычного Интернета. Институт Психологии РАН - первый государственный научно-психологический центр, вышедший в Интернет. Однако по ряду причин сервер Института пока не представляет большого интереса для психологов, так как полезной информации на нем немного, и она редко обновляется.

В этих условиях возросла роль частной негосударственной инициативы в становлении научно-психологического сектора русской части сети Интернет. Сейчас в глобальной сети насчитывается несколько десятков частных психологических проектов. Практически все они объединены в «кольцо», центром которого стал Новосибирский Университет.

Осенью 1998-го года был зарегистрирован домен PSYCHOLOGY.RU. Задача, которую ставила перед собой инициативная группа психологов, заключалась в образовании крупного психологического информационного центра, который бы не только представлял современную отечественную психологию, но и явился организующим началом объединения психологов всех регионов России. Уже сейчас несколько серверов этого домена[2] имеют значительный авторитет в русском секторе научной сети. Их разработчики ставили перед собой не только задачи информационного обеспечения, но и организации площадок для проведения психологических исследований в сети.

24 июня 1999 года на Президиуме Российского Психологического Общества был заслушан доклад автора этой статьи «О создании web- сайта РПО». Было принято решение одобрить предложение инициативной группы и поручить ей разработку проекта концепции представительства РПО в сети Интернет[3].

Основные направления работы, предложенные в этом проекте, сводятся к созданию:

-   справочника по кадрам российских психологов;

-  календаря исторических событий и планируемых мероприятий;

-    научно-психологической электронной библиотеки;

-   электронных тематических конференций и т.д.

Сейчас налаживаются связи с некоторыми государственными библиотеками, научными изданиями, исследовательскими и образовательными организациями с целью координации деятельности по информационному обеспечению психологии в России.

Кроме возможностей организации профессионального сообщества, глобальная компьютерная сеть представляет интерес и как среда проведения психологических исследований. В этом качестве Интернет стал рассматриваться учеными сравнительно недавно. Поиск по ключевым словам (Internet OR WWW OR World Wide Web)AND (research OR test OR experiment OR questionnaire OR survey) AND (personality OR psychology) в библиографической базе данных PsycLIT за период январь 1991 - март 1997г. возвращает описание в рамках восьми публикаций. Однако с 1999 по 2000гг. только в России опубликовано как минимум пять работ, посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети Интернет. Практически во всех этих публикациях обсуждается проблема валидности и надежности личностных опросников при их использовании в сети Интернет. Общий вывод гласит, что надежность психологических тестов при проведении их в сети Интернет не уменьшается, а психометрические нормы изменяются незначительно, по сравнению с результатами аналогичных бланковых исследований.

Тесты, разработанные при помощи факторного анализа, сохраняют свою факторную структуру. Небольшая коррекция среднего значения по шкалам не превышает критических значений. Уменьшение же разброса данных (дисперсии) вполне объяснимо, т.к. выборка пользователей сети Интернет обладает четкими признаками: молодые люди (медиана - 27 лет), в основном с высшим образованием, владеющие высокими технологиями.

К основным преимуществам использования сети Интернет для проведения психологических исследований относятся:

1.   Низкая стоимость тиражирования материалов.

2.  Широкий географический охват испытуемых.

3. Отсутствие требований к наличию диагноста: инструкцию и материалы предоставляет непосредственно программный комплекс, осуществляющий также обработку полученных данных. Результаты обработки автоматически соотносятся с психометрическими нормами, на основании чего испытуемому выводится текст интерпретации.

4.   Пользователи компьютерной сети подготовлены к встрече с тестами, так как для получения обратной связи многие администраторы сети создают и размещают на своих серверах непсихологические опросники- анкеты. Каждый пользователь имеет опыт участия в опросах, предъявляемых в виде одностраничной анкеты или последовательности диалогов. У пользователей глобальной сети достаточно высока готовность к участию в тестировании еще и благодаря тому, что администраторы сайтов нередко размещают популярные, а зачастую и профессиональные тесты в качестве развлекательного материала.

В сети Интернет удается сравнительно быстро собрать данные на обширных, представительных выборках. Так, при проведении рестандартизации личностного опросника Айзенка (EPI) за 16 месяцев тестирование прошли 2615 пользователей сети, из них 1324 мужчины и 1291            - женщин. Столь широкий охват испытуемых позволяет

устанавливать достаточно «тонкие» зависимости и влияния. Например, удалось выявить чувствительность шкалы «экстраверсии-интроверсии» упомянутого опросника к полу испытуемых, которая ранее на русскоязычной выборке не была замечена.

В августе 1999 года на сервере http://testology.psychology.ru была запущена система проведения психологических тестов «Психодиагностическая лаборатория PSYCHOLOGY.RU». Система предназначена для проведения индивидуальных и совместных исследований отечественными психологами в сети Интернет. За 167 дней работы в Лаборатории зарегистрировалось 8727 испытуемых, которые прошли 22240 тестирований. На базе полученных данных уже опубликовано несколько работ.

Глобальная сеть Интернет при ее актуальной технической оснащенности может стать мощной основой научно-психологической инфраструктуры России. Сейчас мы переживаем интересное время. Период, когда из-за геополитических потрясений между профессиональными психологами рвутся связи, закончился для тех ученых, которые отважно стали осваивать просторы глобальной сети в поисках возможности воссоздать утраченное профессиональное сообщество. Если эти частные начинания будут поддержаны государственными и общественными органами, то начало XXI века станет для отечественной психологии началом информационного века.



[1] После распада СССР в американских библиографических базах образовался существенный пробел по части научно-психологических работ на русском языке. PsyclNFO обратилась в библиотеку ИНИОН с предложением собрать недостающие данные. Примечательно, что библиотека отказалась от выполнения этого заказа.

[2] Кроме небольшой научной библиотеки на сервере http://www.psychology.ru, с которой начинался проект, разрабатываются следующие направления: Психодиагностическая Лаборатория (http://testology.psychology.ru) - система, предназначенная для проведения психологических исследований в сети; распределенная система экспертного перевода психологических терминов (http://expert.psychology.ru); тематический сайт, посвященный проблеме взаимодействия человека с компьютером (http://hci.psychology.ru); а также web-конференция «Психологический Форум» (http://forum.psychology.ru). Кроме того, на сервере http://web.psychology.ru размещены около десятка авторских домашних страничек психологов из разных регионов России. Наиболее интересная для читателей журнала авторская страница Ярослава Корякова, преподавателя общей психотерапии из Уральского Государственного Университета (http://web.psychology.ru/yarkor/).

[3] Адрес сайта РПО http://web.psychology.ru/rpo.

Информация об авторах

Сатин Д., Научный сотрудник Института Психологии РАН, координатор проекта PSYCHOLOGY. RU, Москва.

Метрики

Просмотров

Всего: 694
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 469
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2