IV Всероссийская конференция по психотерапии и клинической психологии: два проекта Закона РФ о психотерапии. Проект ППЛ Федерального Закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности».

388

Аннотация

17-21 июня 2000г. в Москве состоялась IV Всероссийская конференция «Психотерапия в России: школы, научные исследования и практические достижения», организованная Институтом психотерапии и клинической психологии. Самым актуальным, можно сказать жгучим, вопросом в обширной программе Конференции был давно и с нетерпением ожидаемый проект Закона РФ о психотерапии. На обсуждение участников Конференции были вынесены два его варианта, полярных по смыслу и содержанию. Принципиальные положения первого из них, основанного на медицинской модели психотерапии, были устно представлены президентом Российской психотерапевтической ассоциации, главным психотерапевтом МЗО профессором Б.Д.Карвасарским. В Проекте реализуется представление о психотерапии как преимущественно медицинской специальности, близкой психиатрии. При этом авторы акцентируют понятие юридической ответственности врача-психотерапевта за результаты лечения. В последнее время, однако, неоспоримость отношения к психотерапии как к медицинской специальности была поколеблена под влиянием тех реальных тенденций, которые ощутимо дают о себе знать не только в современной мировой, но и в российской психотерапевтической практике. Знаком этих перемен является важное решение, принятое Министерством здравоохранения РФ летом прошлого года , в результате которого психологи были удостоены права занимать должность психотерапевтов, при условии овладения ими специализацией по клинической психологии. Таким образом, наряду с медицинской была фактически легализована и психологическая модель психотерапии, однако с существенной оговоркой: все еще и только в системе Министерства здравоохранения, где психолог-психотерапевт и его деятельность должны находиться под контролем «старшего брата» – врача-психотерапевта или «отца» – врача-психиатра. Психологи-психотерапевты видят в структуре такого «двойного контроля» не только ущемление собственной профессиональной компетентности и статуса своей специальности. Авторы проекта, которых нельзя упрекнуть в отсутствии гибкости, понимают необходимость дальнейших уступок, заменяя слово «подконтрольность» термином «взаимодействие» и признавая, что психотерапия – не врачебная, а мультидисциплинарная сфера науки и практики. Но... существовать она, тем не менее, вправе только в рамках системы здравоохранения (!) Второй вариант проекта был представлен Профессиональной психотерапевтической лигой (руководитель проекта – президент Лиги профессор В.В.Макаров, исполнитель – вице-президент, профессор А.Л.Катков). В качестве основных тезисов этого проекта выдвигается признание психотерапии как 1) массовой (открытой) специальности, 2) самостоятельной гуманитарной научно-практической дисциплины и 3) самостоятельной гуманитарной профессии, направленной на развитие здоровья и эффективности человека (ряд психиатров и врачей-психотерапевтов расценили эту триаду как «гибельный для психотерапии» и даже «почти преступный» путь). С журнальным вариантом указанного Проекта читатель может ознакомиться в предлагаемой рубрике . Каждый из проектов не лишен своих издержек. Оба варианта разделяют, казалось бы, непримиримые противоречия. И, тем не менее, необходима их интеграция. Сейчас, когда инициаторами совершен первый шаг, значение которого невозможно переоценить, важно участие в разработке нового Закона о психотерапии всех, кто так или иначе занимается этого рода деятельностью. Итак: почему и зачем нужен Закон РФ о психотерапии? Какова практика, которую он должен регламентировать, и круг специалистов, для которых предназначается? Какой должна быть научная и общефилософская концепция, способная разрешить противостояние медицинской и гуманитарной моделей психотерапии и нейтрализовать разделяющие их противоречия? Каким должен быть способ принятия Закона? Таков минимальный круг вопросов, которые нуждаются в обсуждении. Надеемся на вашу активность. С нетерпением ждем ваших суждений .

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: IV Всероссийская конференция по психотерапии и клинической психологии: два проекта Закона РФ о психотерапии. Проект ППЛ Федерального Закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности». // Консультативная психология и психотерапия. 2000. Том 8. № 3. С. 148–177.

Полный текст

ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛИГИ (вариант № 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ

«О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. В законопроекте психотерапия рассматривается как массовая профессия современного общества, которая складывается в ее основных моделях: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской.

2.  Одним из главных итогов уходящего столетия являются убедительные свидетельства вхождения общества в эпоху постиндустриального, информационного этапа развития:

 информация становится основным продуктом, производимым обществом;

 информация начинает выступать основным агентом развития социума;

 степень новизны и востребованности информации, генерируемой человеком или обществом, является основным критерием индивидуальной и социальной эффективности.

3. Другой, не столь значимый, но более тревожный итог последних десятилетий - общее снижение уровня здоровья населения, связанное, в основном, с изменившимися условиями жизни и разрушением механизмов естественного саногенеза, и как следствие этого - беспрецедентный рост распространенности патологии психики среди населения планеты.

4.  Таким образом, современная концепция индивидуального и социального здоровья, отвечающая реалиям информационного этапа развития общества, должна базироваться на следующих основных принципах:

 категория «здоровье» выступает как состояние, которое следует не беречь - охранять, а которого необходимо достичь-развивать;

 следовательно, ключевым термином, употребляемым по отношению к категории «здоровье», в наши дни становится термин «развитие», а не «охрана»;

 сущность категории здоровье, в современном понимании данного термина, предстает в качестве фундаментальной способности человека и общества к саморазвитию, самоорганизации (в информационных терминах - способности к своевременной генерации новой информации, адекватно адаптирующей индивида и социум к быстро меняющейся среде);

 отсюда следует естественный приоритет психической (психологической) составляющей категории «здоровье», определяющей его качество и представляющей объективную и, в сущности, единственную ценность для общества (ценность другой составляющей - соматической - является опосредованной);

 таким образом, современная трактовка категории «здоровье» объединяет, сближает и, фактически, сливает это понятие с понятием психологической (психической) эффективности. Констатация данного факта - главный итог разработки современной концепции индивидуального и социального здоровья;

 достижению высоких уровней здоровья - эффективности, способствует не столько лечебная, сколько развивающая гуманитарная практика. Следовательно, существует объективная необходимость в форсированной активизации гуманитарных научно-практических направлений.

5. Психотерапия как уникальная развивающая практика занимает особое место в ряду вышеназванных гуманитарных научно-практических направлений. Преимущества профессиональной психотерапии (впитавшей и переосмыслившей все лучшее из широкого спектра развивающихся техник других направлений) видятся в следующем:

 точная диагностика и эффективное устранение препятствий в развитии индивида;

 максимальная индивидуализация процесса (соответствие личности пациента, клиента, партнера);

 максимальная гибкость используемой стратегии и тактики;

 высокая двусторонняя мотивация на позитивный результат;

 использование разнообразного, богатого арсенала приемов и техник в комбинациях, диктуемых стратегией позитивных изменений;

 использование всех возможных ресурсов развития индивида (включая личный ресурс психотерапевта или ресурсы групповой динамики);

 использование уникального феномена пластики «психотерапевтического пространства»;

 возможность контроля над адаптационными свойствами приобретенных качеств (перенос в жизненные ситуации);

 экономичность (минимальное время на достижение результата);

- универсальность (нет ограничений в показаниях). Косвенными свидетельствами высокой эффективности психотерапии как уникальной практики, развивающей здоровье/эффективность человека, является огромный спрос населения на данный вид профессиональных услуг, а также интенсивное реструктурирование психотерапии, ее отдельных методов и направлений в смежных гуманитарных профессиях.

Между тем, профессиональная психотерапия, интенсивно развиваясь в последние десятилетия, практически оформилась как вполне самостоятельная область науки и практики. Основными слагаемыми обособленной дисциплинарной матрицы психотерапии являются:

 фундаментальная теория психических процессов и структуры психики, характеризующаяся высоким теоретическим и практическим потенциалом;

- концепции развития психического, а также интегрального здоровья, отвечающие реалиям информационного этапа социального развития;

 разработанные концепции (конвенции) психотерапии как уникальной развивающей практики с высоким потенциалом в области:

 синтеза различных направлений и методов психотерапии;

 создания общего тезауруса в данной сфере психотерапии;

 утверждения общих критериев эффективности психотерапии;

 унификации методов, методик, техник, процедур, применяющихся в психотерапевтической практике.

6. Основные ожидания в обществе, в связи со всем сказанным, можно резюмировать следующим образом:

 расширение объема профессиональной психотерапевтической помощи;

 повышение качества и ответственности в профессиональной психотерапевтической деятельности;

 отграничение и отсечение парапрофессионалов и других «нелегалов», спекулирующих в данной сфере.

7.   Наиболее эффективным способом удовлетворения этих социальных ожиданий, с учетом масштабов и характера требуемых изменений, является разработка и принятие федерального Закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности». Опорные пункты концепции, составляющей основу проекта данного Закона, представлены в следующей схеме:

1. Контекст

Констатация - информационного этапа развития общества.

Ожидания - адекватной концепции здоровья. Формирование - понимания психотерапии как уникальной развивающей практики.

Необходимость - преодоления институционального кризиса в формировании социального здоровья.

2. Обоснование

Федеральный закон - действенный инструмент:

-   утверждения новой концепции здоровья;

-            утверждения конструктивного понимания психотерапии;

-    преодоления институционального дефицита.

3. Цель

Повышение уровня психического и общего (интегрального) здоровья, рост социальной эффективности, компенсация институционального

 

дефицита в данной сфере.

4. Задачи

-             Утверждение информационной концепции здоровья;

-             утверждение конструктивного понимания профессиональной психотерапии;

-         выведение психотерапии в самостоятельную гуманитарную профессию;

-            повышение доступности профессиональной психотерапевтической помощи;

-                 повышение качества профессиональной психотерапевтической помощи;

-               четкое разграничение профессиональной психотерапии и парапрофессиональной деятельности;

-     утверждение конструктивных компромиссов на переходный период.

5. Сфера применения

Правовые, социальные, организационные, экономические основы профессиональной психотерапевтической деятельности.

6. Правовое поле

Законодательство РФ в сфере профессиональной деятельности, лицензирования, образования, здравоохранения, социальной поддержки населения.

7. Ожидаемые результаты

а) непосредственные (ближайшие):

-                    признание приоритета психического (психологического) здоровья в концептуальных схемах социального развития;

-             признание приоритета психотерапии как профессии, активно формирующей индивидуальное и социальное здоровье;

-                появление четкой законодательной и организационной перспективы в данной сфере;

б) опосредованные (отдаленные):

-        преодоление институционального дефицита в сфере формирования здоровья;

-           достижение высокого уровня здоровья и социальной эффективности населения РФ.

 

8.     Стратегия достижения основных целей и задач, изложенная в проекте Закона, представлена в следующей схеме:

 

Ц

ели

Повышение уровня здоровья и социальной

эффективности населения

Статьи Закона

Компенсация институционального дефицита

Статьи Закона, в частности ст.2; ст.4 (регулирование, политика)

Задачи

1) утверждение информационной концепции здоровья

Ст.1; ст.4; ст.5; ст.25; ст.26 (основные понятия, политика, самостоятельность профессии, статусы) - всего 5

2) утверждение конструктивного понимания

профессиональной психотерапии

Ст.1; ст.4; ст.5; ст.25; ст.26 ( основные понятия, политика, статусы) - всего 5

3) выведение психотерапии в самостоятельную гуманитарную профессию

Ст.2; ст.3; ст.4; ст.5; ст.24; ст.25; ст.26 ( регулирование, законодательные статусы, управление) - всего 7

4) повышение доступности профессиональной психотерапевтической помощи

Ст.5; ст.6; ст.7; ст.17; ст.18; ст.24; ст.25; ст.26; ст.27; ст.29 (допуски, субъекты, развитие, виды, право на психотерапию) - всего 10

5) повышение качества профессиональной психотерапевтической помощи

Ст.1; ст.4; ст.5; ст.7; ст.8; ст.9; ст.10; ст.11; ст.12; ст.13; ст. 14; ст.15; ст.16; ст.17; ст.19; ст.20; ст.31 (допуски, лицензирование, информация, условия деятельности) - всего 17

6) четкое разграничение профессиональной психотерапии и парапрофессиональной деятельности

Ст.1; ст.4; ст.5; ст.8; ст.9; ст.17; ст.18; ст.19; ст.20; ст.23; ст.32 (определения, ответственность, разграничения) - всего 11

7) утверждение конструктивных

компромиссов

на переходный период

Ст.6; ст.7; ст.8; ст.3; ст.36; ст.37; ст.38 (исключения, переходный статус) - всего 7

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ

«О профессиональной психотерапевтической деятельности»

Сфера применения

Настоящий Закон определяет правовые, социальные, организационные и экономические основы профессиональной деятельности по оказанию психотерапевтической помощи населению.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

 Здоровье (интегральное) - совокупность фундаментальных способностей человека к самоорганизации и саморазвитию, обеспечивающих высокое качество жизни для индивидуума и общества;

 Клиническая психотерапия - вариант медицинской модели психотерапии; врачебная психотерапия, основанная на парадигмах психиатрии, психотерапии и той области медицины, где она применяется.

 Метод психотерапии - специфический, самодостаточный способ реализации какой-либо модели, направления психотерапии;

 Модель психотерапии - обособленная форма психотерапии с преимущественным использованием базовых понятий и установок какой- либо сформированной отрасли знаний (медицина, психология, педагогика, философия, социология);

 Направление психотерапии - связная система взглядов и способов воздействия на психику человека;

 Профессиональный психотерапевт - лицо, которое в результате завершенного профессионального психотерапевтического образования получило сертификат психотерапевта, выданный в соответствии со стандартами, установленными настоящим Законом;

 Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся возможным источником существования;

 Психическое здоровье - фундаментальная способность человека к критическому осмыслению и генерированию информации, необходимой для формирования и реализации конструктивных жизненных «сценариев»;

 Психотехническое действие - реализация какого-либо специального приема изменения психического состояния индивида или группы;

 Психологическая коррекция - разновидность психологической модели психотерапии;

 Психологическое консультирование - в медицинской и психологической моделях разновидность психотерапии.

-  Психотерапия - специальная форма психического (психологического) взаимодействия с целью профессионального лечения и развития индивидуального и социального, психического, а также интегрального здоровья и благополучия человека.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при выделении психотерапии в самостоятельную гуманитарную профессию.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профессиональной психотерапевтической деятельности

Законодательство Российской Федерации о профессиональной психотерапевтической деятельности основывается на конституции Российской Федерации, состоит из настоящего Закона, учитывает федеральные Законы, касающиеся: права на труд; лицензирования профессиональной деятельности; образования; здравоохранения в пунктах, не противоречащих настоящему Закону.

Статья 4. Государственная политика в сфере развития профессиональной психотерапии и усовершенствования психотерапевтической помощи населению

Государственная политика Российской Федерации в сфере развития профессиональной психотерапии и усовершенствования психотерапевтической помощи населению проводится на основе принципов:

-  признания занятия психотерапией самостоятельной гуманитарной профессией;

-  общей направленности профессиональной психотерапии на лечение и активное формирование высокого уровня психического, интегрального здоровья и благополучия; индивидуальной и социальной эффективности человека;

-  принятия научных основ, на которых строится профессиональная психотерапевтическая деятельность;

-  установления четких критериев разграничения профессионального занятия психотерапией от парапрофессиональной

-  деятельности того же направления;

- увеличения объемов с одновременным повышением качества профессиональной психотерапевтической помощи населению за счет расширения доступа к данной профессии и повышения требований к соответствующему образовательному и квалификационному стандарту;

-  паритетного, равноправного участия представителей государственных, муниципальных структур и общественных профессиональных организаций, зарегистрированных в министерстве Юстиции Российской Федерации, в специальных комитетах и комиссиях по психотерапии при органах исполнительной власти, контролирующих процесс допуска к профессии и последующего соответствия специалистов утвержденным профессиональным стандартам;

-  свободного доступа к информации, касающейся права на занятие профессиональной психотерапевтической деятельностью в отношении каждого конкретного лица, предъявляющего такие права;

-  гибкости (многоукладности), многоплановости и доступности в получении профессиональной психотерапевтической помощи населением.

Глава II. Характеристики профессиональной психотерапевтической деятельности

Статья 5. Выделение психотерапевтической деятельности в самостоятельную гуманитарную профессию

1.  Профессиональная психотерапевтическая деятельность представляет собой целостную, научно-обоснованную систему эффективного психического (психологического) взаимодействия профессионального психотерапевта с пациентом (клиентом, партнером) или группой с целью лечения и развития индивидуального и социального психического, а также интегрального (общего) здоровья и благополучия.

2. Профессиональной психотерапевтической деятельностью не могут считаться психотехнические процедуры, реализуемые лицами, не имеющими квалификации профессионального психотерапевта в соответствии со стандартами, установленными настоящим Законом.

3. Самостоятельная психотерапевтическая деятельность, реализуемая в соответствии с настоящим Законом, является отдельной профессией, имеет свой шифр, регистрационный номер и другие формальные атрибуты самостоятельной профессии.

4.  Психотерапия является самостоятельной научной специальностью.

5. Лицо, занимающееся профессиональной психотерапевтической деятельностью, именуется «психотерапевтом» и, в качестве дополнительного названия профессии, может указывать направление или модель психотерапии, в русле которой он обладает специализированным образованием.

6. Профессиональная психотерапевтическая деятельность имеет тарифно-квалификационные характеристики, необходимые для реализации данного вида деятельности, соответствующие стандарту образования и лицензирования, установленными настоящим Законом.

Статья 6. Условия допуска к профессиональному психотерапевтическому образованию

1. Право на профессиональное психотерапевтическое образование имеет любой гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, удостоверяющий, что он:

1)  дееспособен;

2) документально подтверждает профессиональную пригодность по состоянию здоровья (отсутствие психических заболеваний);

3) получил высшее образование в области медицины, психологии, педагогики, социальной работы, философии, информационных технологий, имеет документы установленного образца, удостоверяющие данный факт и признаваемые в Российской Федерации;

4)  успешно прошел процедуру отбора к лицензионному психотерапевтическому образованию.

2. Лица с дипломами о высшем образовании, признаваемыми РФ, по профессиям, не вошедшим в подпункт 3 пункта 1 настоящей статьи, при соблюдении прочих условий, могут получить допуск к профессиональному психотерапевтическому образованию, по специальному представлению региональной или центральной комиссии по психотерапии,

Статья 7. Условия допуска к профессиональной психотерапевтической деятельности

1.   Право на профессиональную психотерапевтическую деятельность имеет любой гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, удостоверяющий что он:

1)  дееспособен;

2) документально подтверждает профессиональную пригодность по состоянию здоровья (отсутствие психических и тяжелых соматических заболеваний);

3)  окончил полный курс лицензионного психотерапевтического образования, успешно сдал экзамены и получил сертификат, удостоверяющий данный факт;

4)   имеет действующую лицензию на профессиональную психотерапевтическую деятельность, оформленную в соответствии с законодательством РФ и настоящим Законом.

2. Право на профессиональную психотерапевтическую деятельность лиц, получивших психотерапевтическое образование за рубежом, устанавливается в индивидуальном порядке соответствующей лицензионной комиссией по психотерапии.

Статья 8. Сертифицирование в области профессионального психотерапевтического образования

1. Сертификат установленного образца, дающий право на самостоятельное занятие профессиональной психотерапией и оформление соответствующей лицензии, выдается лицам, соответствующим требованиям п.1 ст.7 настоящего Закона, успешно окончившим полный курс лицензионного профессионального психотерапевтического образования и сдавшим экзамены по профессии.

2. В отношении лиц, сертифицированных по правилам, не предусмотренным настоящим Законом и претендующих на самостоятельное занятие профессиональной психотерапевтической деятельностью, по решению центральной комиссии по психотерапии, допускается индивидуальная процедура экзамена. Его цель - установление уровня профессиональной компетенции специалиста с последующим оформлением для успешно сдавших экзамен сертификата установленного образца. В этом случае проведение процедуры экзамена поручается учреждению, имеющему государственную лицензию на профессиональное психотерапевтическое образование.

Статья 9. Лицензирование профессиональной психотерапевтической деятельности

1. Лицензирование профессиональной психотерапевтической деятельности осуществляется уполномоченным органом в соответствие с законодательством РФ и настоящим Законом.

2. Лицензионная комиссия уполномоченного органа при оформлении лицензии на профессиональную психотерапевтическую деятельность руководствуется статьей 6 (п.1, 2), статьей 7 (п.1, 2) настоящего Закона.

3. Основанием для рассмотрения документов, представленных претендентом на получение соответствующей лицензии, является специальное направление региональной комиссии по психотерапии в отношении данного лица.

4.  Решение о продлении, возобновлении или досрочном прекращении (отзыве) действия лицензии на профессиональную психотерапевтическую деятельность принимается уполномоченным органом на основании соответствующего отношения центральной или региональной комиссии по психотерапии.

Статья 10. Прекращение права на профессию

1.  Право на профессиональную психотерапевтическую деятельность утрачивается:

-  при обнаружении изначального отсутствия условий допуска к профессиональному образованию и профессии, обозначенных в ст. 6, 7 настоящего Закона;

-  при завершении срока действия ранее выданной лицензии;

- при появлении обстоятельств, препятствующих осуществлению профессиональной психотерапевтической деятельности.

2. Решение о прекращении права на профессиональную психотерапевтическую деятельность принимается уполномоченным органом на основании объективно подтверждаемой информации региональной или центральной комиссии по психотерапии.

Статья 11. Информация о праве на профессиональную психотерапевтическую деятельность

1.    Информация о праве на профессиональную психотерапевтическую деятельность предоставляется:

-  лицам, обращающимся за психотерапевтической помощью;

-  лицам, в чью компетенцию входит регистрация и проверка данной информации.

2.    Источниками информации о праве конкретного лица на профессиональную психотерапевтическую деятельность могут быть:

- центральная или региональные комиссии по психотерапии;

- уполномоченный орган, выдающий лицензию на право занятия профессиональной психотерапией;

- учреждение, выдающее сертификат о профессиональном психотерапевтическом образовании;

- профессиональный психотерапевт.

Глава III. Профессиональное психотерапевтическое образование

Статья 12. Общие характеристики профессионального психотерапевтического Образования

1. Профессиональным психотерапевтическим образованием может считаться только полностью соответствующий установленному стандарту, успешно завершенный курс формирования знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной реализации самостоятельной профессиональной психотерапевтической деятельности.

2. Профессиональное психотерапевтическое образование приравнивается к высшему гуманитарному образованию.

3. Полный курс профессионального психотерапевтического обучения реализуется в учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию.

4. Учебные курсы психотехнических знаний, умений, навыков в качестве самостоятельных образовательных циклов или в рамках какой- либо иной профессиональной подготовки, не соответствующие образовательным стандартам, утвержденным настоящим Законом, не могут считаться профессиональным психотерапевтическим образованием.

5.   В случае, если базовое, высшее образование обучающегося претендента включает какой-либо из разделов, являющийся составной частью полного курса профессионального психотерапевтического образования и по структуре и уровню преподавания соответствующий стандартам, установленным настоящим Законом, то по решению педагогического (ученого) совета обучающего учреждения (факультета), после соответствующей процедуры (экзамен, собеседование по теме раздела) или без таковой, данный раздел может быть засчитан в общий образовательный курс претендента на статус профессионального психотерапевта.

Статья 13. Содержание и объем профессионального психотерапевтического образования

1.   Образование в области психотерапии состоит из трех частей:

1) теории, 2) опыта личного самопознания, тренинга, психотерапии и 3) практики с супервизией. Теоретическая часть составляет не менее 720 часов, личностный тренинг и психотерапия - не менее 300 часов и практика под контролем супервизора - не менее 2180 часов. Вся программа в общей сложности составит не менее 3200 часов обучения.

Медицинским дисциплинам выделено не менее 800 часов. Из них 530 на изучение психиатрии. На изучение психологии отводится не менее 860 часов.

2. Каждый из вышеназванных разделов профессионального психотерапевтического образования предусматривает процедуру экзамена по содержанию пройденного курса. Общий курс профессионального психотерапевтического образования считается завершенным в случае успешного прохождения претендентом процедуры экзаменов.

3. Процедура экзамена устанавливает соответствие знаний, умений, навыков претендента требованиям образовательного стандарта и установленным тарифно-квалификационным характеристикам профессионального психотерапевта. Она делится на:

а) оценку уровня теоретических знаний претендента по пройденному курсу;

б) оценку соответствующих умений и навыков.

4. Последнюю оценку выносит профессиональный психотерапевт- супервизор или супервизоры, под чьим непосредственным наблюдением осуществлялась практическая часть образования претендента.

5. Общую оценку, заключение о соответствии подготовки претендента требованиям установленного образовательного стандарта, а также решение о выдаче сертификата профессионального психотерапевта выносит экзаменационная комиссия лицензированного учебного учреждения.

Статья 14. Основные требования к образовательному стандарту в области профессиональной психотерапии

Усвоение теоретического курса профессионального психотерапевтического образования в условиях и объеме, предусмотренных ст.13 настоящего Закона, подтверждаемое соответствующей экзаменационной оценкой.

1. Усвоение практического курса профессионального психотерапевтического образования в условиях и объеме, предусмотренных ст.13 настоящего Закона, подтверждаемое соответствующей экзаменационной оценкой умений и навыков претендента, выносимой на основании:

-  умения устанавливать психотерапевтический контакт, использовать средства профессиональной коммуникации в процессе психотерапии;

- умения заключать психотерапевтический контракт и устанавливать возможные границы психотерапевтической эффективности;

 умения диагностировать и квалифицировать состояние (проблему) пациента (клиента, партнера) в психологических и психопатологических терминах;

 умение осуществлять психотерапевтический процесс;

 умения выстраивать стратегию психотерапевтического процесса, использовать методы и методики симптомо-, личностно-, социоориентированной психотерапии (индивидуальной и групповой, долгосрочной и краткосрочной, семейной и супружеской);

-  умения повышать собственную профессиональную квалификацию и личную эффективность средствами профессиональной психотерапии (участвуя в балинтовских и супервизорских группах или иными способами);

-  умения документировать и анализировать собственную профессиональную деятельность, согласно установленным требованиям.

2. Лицам, окончившим полный учебный курс, отвечающий названному стандарту профессионального психотерапевтического образования, выдается сертификат установленного образца.

3. Установленный настоящим Законом стандарт профессионального психотерапевтического образования может быть дополнен на основании аргументированного представления центральной комиссии по психотерапии в отношении общего и частного образовательных курсов по отдельным направлениям и методам профессиональной психотерапии, о чем своевременно уведомляются все заинтересованные учебные организации и лицензионные комиссии при уполномоченных органах. Изменения общей структуры образовательного стандарта допускаются не чаще одного раза в 3 года.

Статья 15. Специализация и усовершенствование в области профессиональной психотерапевтической деятельности

1. Специализация - полноценное усвоение какого-либо самостоятельного направления или метода профессиональной психотерапии - реализуется в виде 288-часовых (и более) учебных курсов учреждениями, имеющими государственную лицензию на право реализации профессионального психотерапевтического образования.

2. Усовершенствование - углубление уровня знаний, умений, навыков в области практикуемого самостоятельного направления или метода профессиональной психотерапии - реализуется в виде 72-часовых, 144-часовых (и более) учебных курсов учреждениями, имеющими государственную лицензию на право реализации профессионального психотерапевтического образования.

3. Структура и содержание учебных курсов специализации и усовершенствования в области профессиональной психотерапии определяются соответствующими образовательными учреждениями.

Статья 16. Учреждения (организации) профессионального психотерапевтического образования

1.    Допуск учреждений, претендующих на право реализации профессионального психотерапевтического образования, устанавливается центральной комиссией по психотерапии на основании:

а)  соответствия лицензионным стандартам (в том числе, стандартам квалификации преподавательских кадров), принятым в отношении

высших учебных заведений, согласно законодательству РФ;

б)  наличия собственной развитой практической (клинической) базы или полноценного долгосрочного договора на использование соответствующей базы для прохождения клинической и психотерапевтической практики.

2. Лицензирование учреждений на право реализации профессионального психотерапевтического обучения осуществляется уполномоченным органом по представлению центральной комиссии по психотерапии в соответствии с законодательством РФ и настоящим Законом.

3. Лицензионная комиссия уполномоченного органа при оформлении лицензии на право реализации профессионального психотерапевтического обучения руководствуется пунктом 1 статьи 16 настоящего Закона.

4. Решение о продлении, возобновлении или досрочном прекращении (отзыве) действия лицензии на право реализации профессионального психотерапевтического образования принимается уполномоченным органом на основании соответствующего отношения центральной комиссии по психотерапии.

5. Основанием для прекращения (отзыва) действия лицензии на профессиональное психотерапевтическое образование являются объективно подтверждаемые:

- изначальное отсутствие условий допуска учреждения к реализации профессионального психотерапевтического образования, отраженных в п.1 ст.16 настоящего Закона;

 ухудшение условий преподавания (в частности, снижение квалификации преподавательского состава, ухудшение условий прохождения практики и т.д.) в силу чего возникают препятствия для полноценной реализации учебных курсов.

6. В случае отзыва лицензии на профессиональное психотерапевтическое образование у какого-либо учреждения (организации) все вопросы по дальнейшему обучению претендентов решаются центральной комиссией по психотерапии в соответствии с законодательством РФ.

Глава IV. Организация профессиональной психотерапевтической деятельности

Статья 17. Организации и лица, оказывающие профессиональную психотерапевтическую помощь

Профессиональную психотерапевтическую помощь населению оказывают организации различных форм собственности и профессиональные психотерапевты, получившие лицензию на профессиональную психотерапевтическую деятельность в соответствие со ст.9, 19 настоящего Закона.

1.     Организации и лица, систематически и сознательно реализующие психотехнические процедуры вне основной, легально установленной профессиональной компетенции, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 18. Виды профессиональной психотерапевтической помощи

1. Виды профессиональной психотерапевтической помощи настоящим Законом позиционируются как информация об основном психотерапевтическом методе (методах), профессиональное использование которого гарантируется соответствующим сертификатом, а также о круге пациентов (клиентов, партнеров), их состояний и проблем, в отношении которых данный метод является наиболее эффективным.

2.  Информация о видах профессиональной психотерапевтической помощи в обязательном порядке указывается в соответствующих уставных документах, лицензиях на профессиональную психотерапевтическую деятельность и доносится до сведения потенциальных потребителей психотерапевтических услуг.

Статья 19. Лицензирование организаций (учреждений), оказывающих профессиональную психотерапевтическую помощь

1. Допуск организаций (учреждений), претендующих на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи, устанавливается центральной и региональными комиссиями по психотерапии на основании:

а) наличия в штате организации (учреждения) профессиональных психотерапевтов, имеющих сертификат о профессиональном психотерапевтическом образовании установленного образца;

б) соответствия типовым нормам помещений и оборудования в данных организациях (учреждениях), необходимых для профессиональной психотерапевтической деятельности.

2. Лицензирование организаций (учреждений), претендующих на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи, осуществляется уполномоченным органом по представлению центральной или региональных комиссий по психотерапии в соответствии с законодательством РФ и настоящим Законом.

3. Лицензионная комиссия уполномоченного органа при оформлении лицензии организациям (учреждениям) на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи руководствуется пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона.

4.  Решение о продлении, возобновлении или досрочном прекращении (отзыве) действия лицензии организациям (учреждениям) на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи принимается уполномоченным органом на основании соответствующего отношения центральной или региональных комиссий по психотерапии.

5. Основанием для прекращения (отзыва) действия лицензии организаций (учреждений) на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи являются объективно подтверждаемые:

 изначальное отсутствие условий допуска организаций (учреждений) к реализации профессиональной психотерапевтической деятельности, отраженных в пункте 1 статьи 19 настоящего Закона;

- появление обстоятельств, препятствующих осуществлению организацией (учреждением) профессиональной психотерапевтической помощи населению.

Статья 20. Статус профессионального психотерапевта

1.  Профессиональным психотерапевтом является лицо, имеющее:

- Диплом (Сертификат) установленного образца о профессиональном психотерапевтическом образовании, выданный в соответствии со стандартами, установленными настоящим Законом;

 постоянную профессиональную психотерапевтическую практику;

- действующий лицензионный допуск на профессиональную психотерапевтическую деятельность, выданный в соответствии со стандартами, установленными настоящим Законом.

2. Профессиональным психотерапевтом не может считаться лицо, реализующее психотехнические процедуры вне рамок, установленных настоящим Законом.

3. Профессиональный психотерапевт организует свою деятельность в соответствии с требованиями настоящего Закона и тарифно­квалификационными характеристиками, разрабатываемыми и утверждаемыми центральной комиссией по психотерапии.

Статья 21. Права, обязанности и ответственность профессионального психотерапевта

1.  Профессиональный психотерапевт имеет все права, установленные Кодексом Законов о труде в отношении лиц, занимающихся профессиональной деятельностью.

2. Профессиональный психотерапевт независим в своих решениях, принимаемых в рамках профессиональной компетенции.

3.  Профессиональный психотерапевт имеет право на:

- продолжение профессионального психотерапевтического образования и повышение ранга установленного тарифно-квалификационного статуса;

- объективное рассмотрение любых вопросов, касающихся собственной профессиональной деятельности, в центральной или региональных комиссиях по психотерапии.

4. Профессиональный психотерапевт обязан:

 выполнять свой профессиональный долг на высоком уровне, в соответствии с установленными тарифно-квалификационными характеристиками в области профессиональной психотерапии;

 неукоснительно соблюдать утвержденный профессиональным сообществом этический кодекс психотерапевта;

- осуществлять профессиональную деятельность в сфере, ограниченной уровнем специализации в области профессиональной психотерапии;

- представлять объективную информацию о собственной профессиональной пригодности и компетентности обратившимся за помощью лицам, а также организациям, в чью компетенцию входит сбор такой информации;

- повышать свою квалификацию не менее 144 часов в год в очной и очно-заочной формах;

5.  Ответственность психотерапевта за объективно доказанный ущерб, причиненный какому-либо лицу (лицам) в результате профессиональной психотерапевтической деятельности, устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Статья 22. Права и обязанности профессионального психотерапевта в отношении психически больных

1. Диагноз психического заболевания лицам, обратившимся за психотерапевтической помощью, имеет право устанавливать профессиональный психотерапевт, имеющий квалификацию врача-психиатра.

2.  Порядок оказания психотерапевтической помощи лицам с официально установленным диагнозом психического заболевания определяется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также настоящим Законом.

Статья 23. Статус помощника профессионального психотерапевта

1. Помощником профессионального психотерапевта является лицо, проходящее курс профессионального психотерапевтического обучения по установленным настоящим Законом стандартам. Помощник допускается к выполнению психотехнических процедур в отношении пациентов (клиентов, партнеров) лишь в качестве ассистента или под непосредственным наблюдением руководителя психотерапевтической практики, ответственного за результат такого психотерапевтического вмешательства.

2.  Помощником психотерапевта не может считаться технический сотрудник, не имеющий доступа к профессиональному психотерапевтическому образованию.

Статья 24. Планирование развития и координация деятельности в системе профессиональной психотерапевтической помощи населению

1. Общее планирование развития и координация деятельности в системе профессиональной психотерапевтической помощи населению осуществляется центральной и региональными комиссиями по психотерапии с ведома Правительства РФ, органов исполнительной власти, при которых функционируют данные комиссии.

2. Непосредственное планирование, регламентация и контроль за профессиональной психотерапевтической деятельностью в ведомственных структурах (системы здравоохранения, образования, социальной, психологической помощи населению и т.д.) осуществляют органы управления данных ведомств, по согласованию с центральной и региональными комиссиями по психотерапии.

Статья 25. Статус центральной комиссии по психотерапии

1.  Центральная комиссия по психотерапии является самостоятельной организационной структурой в Правительстве РФ.

2. Основной целью деятельности центральной комиссии по психотерапии является повышение качества индивидуального и социального психического (психологического) здоровья, повышение социальной эффективности граждан РФ.

3.  В компетенцию центральной комиссии по психотерапии входит решение вопросов по следующим основным направлениям:

 планирование и координация деятельности в области развития психотерапии как самостоятельной профессии;

- планирование, координация и контроль деятельности в системе профессиональной психотерапевтической помощи;

- планирование и контроль деятельности в сфере профессионального психотерапевтического образования;

-  контроль исполнения настоящего Закона в сфере профессиональной психотерапевтической деятельности;

 выдвижение новых законодательных инициатив в сфере развития индивидуального и социального психического здоровья и благополучия населения.

4. Структура, кадровый состав и регламент деятельности центральной комиссии по психотерапии определяется Правительством РФ с учетом основных Принципов государственной политики РФ, в сфере развития профессиональной психотерапии.

Статья 26. Статус региональной комиссии по психотерапии

1.  Региональная комиссия по психотерапии является самостоятельной организационной структурой в органах исполнительной власти регионального уровня.

2. Основной целью деятельности региональной комиссии по психотерапии является повышение качества индивидуального и социального психического (психологического) здоровья, повышение социальной эффективности граждан в отдельных регионах Российской Федерации.

3. В компетенцию региональной комиссии по психотерапии входит решение вопросов по следующим основным направлениям:

- планирование, координация и контроль деятельности в системе профессиональной психотерапевтической помощи;

 контроль исполнения настоящего Закона в сфере профессиональной

психотерапевтической деятельности;

 защита прав профессиональных психотерапевтов;

 защита прав потребителей услуг в сфере профессиональной психотерапии.

4. Структура, кадровый состав и регламент деятельности региональной комиссии по психотерапии определяются правительством РФ с учетом основных принципов государственной политики РФ в сфере развития профессиональной психотерапии.

Статья 27. Общественные организации, объединения профессиональных психотерапевтов

1.   Общественные организации, объединения профессиональных психотерапевтов создаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ, регистрируются в министерстве юстиции РФ.

2.  Общественные организации, объединения профессиональных психотерапевтов:

 осуществляют деятельность, направленную на развитие профессиональной психотерапии; защиту прав профессиональных психотерапевтов и потребителей услуг в данной сфере; иную деятельность, не противоречащую законодательству РФ;

 разрабатывают и утверждают этический кодекс психотерапевта, обязательный для профессиональных психотерапевтов;

 делегирует своих представителей для участия в деятельности центральной, региональных и всех иных комиссий по психотерапии;

 создают учреждения профессионального образования в области психотерапии;

 осуществляют общественное признание направлений и методов психотерапии,

 участвуют в разработке и утверждении государственных стандартов в области профессионального психотерапевтического образования;

 констатируют обстоятельства, прекращающие осуществление лицом права на профессиональную психотерапевтическую деятельность.

Статья 28. Финансирование профессиональной психотерапевтической деятельности

1. Финансирование государственных организаций, оказывающих профессиональную психотерапевтическую помощь в системах здравоохранения, образования, социальной и психологической помощи населению осуществляется за счет средств бюджета, а также иных источников, не противоречащих законодательству РФ.

2.  Профессиональные услуги частных психотерапевтов оплачиваются за счет собственных средств граждан или благотворительных поступлений.

Глава V. Права граждан в сфере профессиональной психотерапевтической помощи

Статья 29. Право граждан на профессиональную психотерапевтическую помощь

1. Каждый гражданин РФ имеет право на профессиональную психотерапевтическую помощь, в соответствии с конституциональным правом на охрану и развитие здоровья.

2. Высокое качество профессиональной психотерапевтической помощи гарантируется условиями ее оказания, установленными настоящим Законом.

Статья 30. Принцип добровольности при оказании профессиональной психотерапевтической помощи

1. Профессиональная психотерапевтическая помощь оказывается на добровольной основе, принцип добровольности сохраняется на любой стадии психотерапевтического процесса. Необходимо информированное согласие гражданина для проведения психотерапевтического воздействия на него.

2. Инициатива об оказании профессиональной психотерапевтической помощи в отношении несовершеннолетних лиц или тех лиц, состояние которых препятствует проявлению такой инициативы, может исходить от их родственников, а также законных представителей.

Статья 31. Право граждан на информацию в сфере профессиональной психотерапевтической помощи

1.   Каждый гражданин имеет право на:

-  объективную информацию о возможностях профессиональной психотерапии, а также последствиях парапрофессиональной деятельности подобного направления;

-  информацию, удостоверяющую профессиональный статус психотерапевта в соответствии с положениями, установленными настоящим Законом;

-  объективную информацию о возможностях конкретного направления или метода психотерапии, в отношении которых специализировался профессиональный психотерапевт.

Статья 32. Право граждан на возмещение ущерба

1. Граждане, получившие ущерб в результате психотерапии или парапрофессиональных психотехнических действий, имеют право на возмещение ущерба.

2.  Порядок доказательства и возмещения ущерба по отношению к лицам, связывающим его возникновение с психотерапевтическим или парапрофессионаьным психотехническим вмешательством, определяется законодательством РФ.

Статья 33. Право граждан на участие в развитии профессиональной психотерапии

1.   Граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, имеют право:

-  участвовать в общественных организациях, фондах, движениях, действующих в поддержку развития профессиональной психотерапии в Российской Федерации;

-  участвовать в деятельности общественных профессиональных психотерапевтических организаций в качестве помощников или действительных членов с особым статусом, устанавливаемым в соответствии с уставом данной организации.

Глава VI. Переходные положения, имеющие временное значение

Статья 34. Определение и длительность переходного периода

1 . Переходным периодом является срок, необходимый для приведения системы профессиональной психотерапевтической деятельности в соответствие с настоящим Законом.

2.  Длительность переходного периода устанавливается сроком на 15 лет с момента введения настоящего Закона в действие.

Статья 35. Статус профессионального психотерапевта на переходный период

1.  Допуск к профессии в этот период получают врачи и клинические психологи, успешно прошедшие профессиональную переквалификацию и получившие сертификат врача-психотерапевта или клинического психолога в установленном порядке.

2. Статус профессионального психотерапевта на переходный период устанавливается в отношении:

-  лиц, имеющих допуск к профессии, установленный в соответствии с настоящим Законом;

-  лиц, имеющих допуск к специальности психотерапевта в соответствии с действующими приказами и другими нормативными актами МЗ РФ без дополнительных процедур;

-  лиц, имеющих допуск к специальности практического психолога со специализацией в области психологического консультирования и психологической коррекции в соответствии с действующим на 1 января 2000г. ведомственными нормативными актами - после успешного прохождения профессионального экзамена, процедуру которого устанавливает соответствующая экзаменационная комиссия при центральной комиссии по психотерапии;

-  лиц, имеющих Европейский сертификат психотерапевта, выданный в соответствии с установленными в отношении данного документа стандартами - без дополнительных процедур.

3.  В исключительных случаях, статус профессионального психотерапевта на переходный период устанавливается в отношении лиц, не соответствующих п.1 ст.35 настоящего Закона, которые, по решению центральной комиссии по психотерапии, успешно выдержали профессиональный экзамен, индивидуальную процедуру и регламент которого разрабатывает соответствующая экзаменационная комиссия при центральной комиссии по психотерапии.

4. Статус профессионального психотерапевта на переходный период удостоверяется сертификатом установленного образца, выдаваемым по решению центральной и региональных комиссий по психотерапии лицам, подготовка которых отвечает требованиям п.1 ст.35 настоящего Закона.

5. Статус профессионального психотерапевта, полученный в переходный период, в последующем пересматривается.

Статья 36. Лицензирование профессиональной психотерапевтической деятельности на переходный период

1. Действие индивидуальных лицензий на профессиональную психотерапевтическую деятельность, выданных до введения в действие настоящего Закона, продолжается до истечения срока их действия.

2. Лицензирование профессиональной психотерапевтической деятельности на переходный период осуществляется в соответствии со ст.6 (п.1, 2), ст.7 (п.1, 2), а также ст.35 настоящего Закона.

Статья 37. Лицензирование организаций (учреждений), оказывающих профессиональную психотерапевтическую помощь в переходный период

1. Действие лицензий на оказание профессиональной психотерапевтической помощи, выданных организациям (учреждениям) до введения в действие настоящего Закона, продолжается до истечения срока действия соответствующей лицензии.

2.  Возобновление и выдача лицензий организациям на право оказания профессиональной психотерапевтической помощи осуществляется в соответствии со ст.19 настоящего Закона.

Статья 38. Лицензирование учреждений (организаций) профессионального психотерапевтического образования в переходный период

1.  Действие лицензий на право реализации профессионального психотерапевтического образования, выданных учреждениям (организациям) до введения в действие настоящего Закона, продолжается до истечения срока их действия.

2. Возобновление и выдача лицензий учреждениям (организациям) на право реализации профессионального психотерапевтического образования осуществляется в соответствие со ст.16 настоящего Закона.

Статья 39. Порядок планирования и координации профессиональной психотерапевтической деятельности в переходный период

В период с введения в действие настоящего Закона до окончания формирования органов, указанных ст.24 настоящего Закона, управление и координация в сфере профессиональной психотерапевтической деятельности осуществляются в порядке, установленным прежним законодательством РФ.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 40. Отношение к существующему законодательству и нормативной базе в сфере профессиональной психотерапии

С введением в действие настоящего Закона, правовые, нормативные акты, противоречащие пунктам настоящего Закона, утрачивают силу.

Статья 41. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается в соответствии с законодательством.

Статья 42. Международные договоры

Если международными договорами устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Метрики

Просмотров

Всего: 1071
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 388
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1