Влияние холдинг-терапии на родителей аутичного ребенка

809

Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния холдинг-терапии на ро-дителей аутичных детей и на взаимоотношения внутри семьи. Описаны характерные трудности семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Приведена модификация метода холдинг терапии, направленная на развитие эмоционального взаимодействия между аутичным ребенком и его родителями. Автор разработал специальное интервью для роди-телей аутичных детей, проходящих холдинг-терапию. Результаты его применения позволили провести качественную оценку эмоционального состояния родителей в ходе терапии, изменение их позиций и устано-вок, связанных с воспитанием ребенка, оценить динамику семейных взаимоотношений.

Общая информация

Для цитаты: Сарафанова И.Д. Влияние холдинг-терапии на родителей аутичного ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2004. Том 12. № 1. С. 150–164.

Полный текст

В современном обществе одной из острейших проблем становится нарушение экологии семейного взаимодействия. Это неизбежно, когда родители сверх меры заняты на работе, стремясь делать карьеру, или вынуждены «бороться за выживание». Повышается конфликтность между супругами, семьи распадаются, что, как правило, болезненно переживается детьми. В такой ситуации особенно актуальными становятся методы психотерапевтической работы, способствующие гармонизации семейных отношений.
Холдинг-терапия, психотерапевтический метод работы с семьей, впервые предложенный американским психиатром М.Велч в 1983 году, все шире распространяется во всем мире. Данный метод используется при работе с семьями, в которых нарушен эмоциональный контакт между родителями и ребенком: в ситуации, когда отношения с ребенком нарушаются после развода родителей, когда конфликтуют братья и сестры, когда мать слишком много времени проводит на работе, когда ребенок становится агрессивным и неуступчивым. Холдинг-терапия эффективна даже при такой тяжелой эмоциональной патологии ребенка, как детский аутизм.
Холдинг-терапия - это совместная работа всей семьи, требующая серьезных душевных вложений. Постепенно налаживая внутрисемейное взаимодействие, помогая родителям понять своего ребенка, почувствовать его ответную любовь, холдинг основывается, в первую очередь, на вере родителей в свои возможности, на силе их воли, которая в данном случае направляется на борьбу с сомнениями, усталостью, разочарованиями.
Сарафанова И.Д. - выпускница факультета психологического консультирования МГППУ 2003 года. Статья написана по материалам дипломной работы, выполненной на кафедре детской и семейной психотерапии под руководством М.М.Либлинг в 2002/03 уч.г.
Опыт работы специалистов Института коррекционной педагогики РАО (лаборатория коррекции эмоциональных расстройств с семьями аутичных детей) показывает, что даже самые инициативные и творческие родители в процессе работы, которая иногда длится годами, испытывают существенные трудности. Незначительные успехи, не всегда заметные сдвиги чередуются с новыми сложностями. Порой родители настолько погружаются в проблемы, связанные с развитием ребенка, что полностью отказываются от собственной личной жизни, от своих интересов и увлечений. Временами со всей неизбежностью возникают сомнения в пользе затраченных усилий. Психолог, ведущий холдинг терапию, постоянно взаимодействуя с семьей, поддерживая и корректируя работу, помимо прочего должен также понимать, что переживают родители, какие чувства, тревоги они испытывают.
Наше исследование было направлено на разработку и апробирование метода, позволяющего получить достоверную информацию об эмоциональном состоянии родителей в процессе холдинг терапии, их ведении ситуации и их же оценке динамики развития ребенка, о влиянии терапии на внутрисемейные взаимоотношения.
Не случайно исследуемой выборкой стали семьи аутичных детей. Нарушения эмоционального контакта между родителями и детьми, а также взаимоотношений в целом в таких семьях получают наиболее яркое выражение. Это связано с целым рядом особенностей психического развития аутичного ребенка - его сниженной способностью к установлению эмоционального контакта, к коммуникации, стереотипность поведения, характерная задержка и нарушение развития речи.
По данным популяционных исследований распространенность синдрома и сходных с ним расстройств возрастает, составляя в настоящий момент 13-15 детей на 10 000 детского населения (Вольф, Мэш, 2003). Аутизм встречается среди представителей всех слоев населения и во всех точках земного шара. Известно, что мальчики страдают подобным заболеванием в три-четыре раза чаще, чем девочки.
Метод холдинг терапии (от английского hold - держать) способствует налаживанию отношений между родителями и ребенком, дает возможность членам семьи лучше почувствовать и понять друг друга. Классическая процедура холдинга заключается в следующем: в специально отведенное время мать и отец берут своего ребенка на руки и держат его, располагаясь с ним лицом к лицу. Ребенок должен сидеть у матери (отца) на коленях или лежать у родителей на руках так, чтобы у них была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, родители говорят о своих чувствах и своей любви к нему, и о том, как они хотят помочь ему преодолеть ту или иную проблему.
Суть метода состоит не в механическом удерживании ребенка, а в том, что происходит между ребенком, матерью и отцом в процессе холдинга, т.е. удержание осуществляется на эмоциональном уровне. Уже по прошествии нескольких дней ребенок начинает сам требовать занятий: он подбегает к родителям, тянет их за собой, залезает на колени. Холдинг дает ему возможность восполнить исходный недостаток контакта при помощи глаз, голоса, телесных прикосновений, так необходимых для психического развития ребенка (Welch, 1988).
Итак, холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Важно прийти к тому моменту, когда ребенок больше не хочет сопротивляться, и начинает спокойно контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, порой сын или дочь рассматривают лицо матери так, словно видят его впервые, ощупывают его, гладят мать по волосам. Для матери подобное поведение ребенка часто оказывается неожиданным; многие из женщин признаются, что минуты такого эмоционального взаимодействия, открытого контакта с ребенком - первые в их жизни. Ведь мама аутичного ребенка, не находя в нем ответной эмоциональной реакции, лишается возможности проявить свою материнскую заботу, не может успокоить малыша, когда ему больно или страшно, т.к. ребенок не сообщает ей о своих чувствах. На боль и психологический дискомфорт аутичный ребенок может реагировать усилением стереотипных движений, застыванием или криком. Поэтому становится ясно, что холдинг опирается на естественное, инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его рядом с собой, чтобы почувствовать и понять, что с ним происходит (Никольская, Баенская, Либлинг, 2000).
Описанная М.Вэлч процедура направлена, в основном, на преодоление аутистического барьера, устранение негативных аффективных реакций ребенка (Либлинг, 1997).
В нашей стране специалистами ИКП разработана модификация метода холдинг терапии, которая, кроме «классической» процедуры, включает в себя еще одну составную часть, направленную на отработку форм позитивного эмоционального взаимодействия со взрослыми, что очень важно для аутичного ребенка (Либлинг, 1997). Как уже говорилось, сопротивление ребенка существенно уменьшается, а иногда и совсем исчезает в течение первых двух недель терапии, - в итоге он все больше времени проводит на руках у родителей в состоянии эмоционального комфорта, готовый к активному контакту. Поэтому большую часть времени холдинга начинают занимать игра, сказки, песни и др. При этом психолог помогает родителям в том, чтобы подобрать материал определенной степени сложно- 152
сти, ориентируясь на уровень эмоционального и интеллектуального развития ребенка; по-разному обыгрывать детали рассказа или фрагменты занятия, ориентируясь на реакцию ребенка и стараясь «заразить» его своей эмоцией, а по мере развития его внимания - добавлять все новые эмоциональные детали в разговор, в игровое взаимодействие. Эта работа необходима для постепенного развития у аутиста системы эмоциональных смыслов, формирующих его понимание окружающего мира (развитие «внутренней речи», в терминологии Л.С.Выготского). Данная модификация холдинг терапии доказала свою эффективность в длительной, многолетней работе с семьями аутичных детей.
Холдинг - не только форма семейной терапии, это и сотрудничество психолога с родителями, во время которого те, по существу, становятся со-терапевтами. От их эмоционального настроя и внутренней готовности к длительной, каждодневной работе во многом зависит эффективность занятий. Неизбежно в процессе работы у родителей могут возникать сомнения, неуверенность в правильности своих действий, тревога в отношении дальнейших перспектив развития ребенка. Поэтому для психолога, постоянно поддерживающего семью в процессе холдинг терапии, очень важно иметь возможность предвидеть переживания родителей, чтобы избежать срывов и, в отдельных случаях, отказов от дальнейших занятий.
Выше уже говорилось о проведенном нами исследовании и вкратце - о его целях. Предметом работы выступало влияние холдинг терапии на семейное взаимодействие, на самооценку родителей, на оценку ими динамики состояния ребенка. Объектом исследования стали данные, полученные с помощью стандартизированного интервью с родителями, занимающимися холдинг терапией.
Выдвигались следующие гипотезы:
холдинг-терапия повышает самооценку родителей (с точки зрения выполнения именно родительской роли), так как дает им необходимые навыки коррекционного взаимодействия с ребенком;
меняет представление родителей о проблемах и возможностях ребенка;
в процессе холдинг терапии у родителей вырабатывается общий взгляд на воспитание, укрепляется сплоченность семьи.
В исследовании приняли участие родители аутичных детей, не менее двух месяцев проходившие холдинг терапию в Институте Коррекционной Педагогики, накопившие определенный опыт взаимодействия с ребенком и имеющие возможность оценить результативность данной терапии. Всего в исследовании приняли участие 10 семей (20 человек). В трех семьях, кроме аутичного ребенка, есть еще старшие дети.
Для проверки выдвинутых гипотез нам необходимо было решить ряд задач.
Перед началом основного исследования нами было проведено поисковое наблюдение (Басов М.Я.) за процессом занятий холдинг терапией (Хрестоматия., 2000). Прежде всего, предстояло ознакомиться с тем, как строится тактика работы с семьей. Помимо этого, наблюдение позволяло получить некоторое представление о динамике развития семейного взаимодействия в процессе холдинг терапии и об изменениях в состоянии ребенка еще до начала интервью. Кроме того, беседы с родителями до или после холдинга помогали установить с ними доверительный контакт, необходимый для получения более достоверной и полной информации при проведении интервью.
После этого разрабатывались анкеты (см. Приложения, с. ...) отдельно для отцов и матерей. Вопросы условно можно подразделить на три группы.
Первая группа вопросов была направлена на исследование изменений в самооценке родителей в процессе терапии. Вопросы касались как понимания «роли родителя», так и оценки успешности ее выполнения (вопросы 1-8, 12, 16). Вторая группа посвящена оценке родителями динамики состояния ребенка в процессе терапии (вопросы 10, 15, 17). Третья - была направлена на изучение динамики семейного взаимодействия (вопросы 1, 3, 5, 9, 11-14).
По анкете проводилась беседа в форме стандартизованного интервью индивидуально с каждым родителем. Перед началом интервью они получали подробную информацию о сути исследования, а также его целях.
Беседа записывалась на диктофон, с последующей расшифровкой, что дало возможность зафиксировать ответы в наиболее полном и развернутом виде. Полученные протоколы обрабатывались при помощи количественного и качественного анализа. Были выделены определенные критерии для оценки ответов по каждой группе вопросов.
Сравнивались ответы родителей из разных семей, ответы матерей и отцов и анализировались выявленные закономерности. Результаты самоот- четов родителей сопоставлялись с оценкой результативности холдинга, которая давалась специалистами, и динамикой изменений, диагностируемой методом наблюдения.
В исследование не была включена контрольная группа испытуемых, так как вопросы интервью касались непосредственно холдинг терапии и были направлены на выявление отношения родителей к этому сложному стрессовому методу. Представлялось наиболее важным получить данные о динамике эмоционального состояния родителей, о том, как они оценивают изменения, происходящие в ребенке и в супруге в ходе терапии.
Итак, первым прицелом нашего исследования было изучение влияния холдинг терапии на самооценку родителей.
Под самооценкой мы понимали оценочное суждение человека о наличии, отсутствии или слабой выраженности в нем тех или иных качеств и свойств, в сравнении с определенным образом, эталоном (Дьяченко, Кан-дыбович, 1998).
В рамках нашей работы наиболее важно было изучить тот аспект самооценки, который связан с представлением об успешности (или неуспешности) воспитательных функций, выполняемых родителями, иначе говоря, - с успешностью выполнения своей «родительской роли». От того, как родители видят свою роль в холдинг терапии, от оценки ими эффективности данной терапии для ребенка и развития семейных взаимоотношений, зависит их настрой и те цели, к которым они будут стремиться в дальнейшем в своих отношениях с собственным сыном или дочерью. Для оценки динамики самооценки родителей были выделены следующие критерии:
уверенность во владении ситуацией развития ребенка;
компетентность во взаимодействии с ребенком, в понимании его проблем;
степень активности позиции в воспитании;
общий фон настроения, взгляд на будущее (оценка перспектив развития ребенка).
Ниже представлены результаты, полученные в ходе исследования:
Холдинг-терапия повышает самооценку родителей, давая им необходимые навыки коррекционного взаимодействия с ребенком:
ответы родителей в большинстве случаев позволяют говорить о формировании у них уверенности в том, что они владеют ситуацией развития своего ребенка. Они начинают оценивать правильность, адекватность своих действий по его ответным реакциям (9 человек из 20). Приведем для иллюстрации следующие высказывания родителей: «Неправильность действий, как мне кажется, может только на реакции сына выражаться... Только это и является коррекцией моей». Уменьшаются сомнения в правильности своих действий (12 человек). Например, один из отцов сказал: «На сегодняшний день уже понимаешь, что нужно, тем более педагоги постоянно присутствуют при холдинге и попутно дают какие-то рекомендации, коррективы». Еще одна испытуемая отметила: «Такое случается (ощущение, что делаешь что-то не так), но к следующим занятиям стараюсь это корректировать, предварительно проконсультировавшись с нашим психологом»;
у большинства родителей появляется ощущение компетент-ности в контакте с ребенком. Об этом свидетельствуют появившаяся умелость в играх, толерантность, связанная с лучшим пониманием поведения и конкретных проблем ребенка (11 родителей). Интересно привести следующие высказывания: «Я раньше думала, что он со мной не будет играть, потому что часто отвергал мои приставания в игре, а сейчас я с большей уверенностью иду на контакт, и он это тоже понимает и идет на игру лучше, потому что во мне уже сидит уверенность»; одна из матерей дала такое определение холдинг терапии: «... это обучение пониманию поведения «особого» ребенка, пониманию его проблем и желаний»;
через 2-3 месяца терапии мы наблюдали у родителей возрастание инициативности, изобретательности в контактах с ребенком, в воспитании в целом. Это проявилось в изменении характера активности родителей: раньше она состояла, главным образом, в стремлении «что- то делать», основанном на чрезмерной тревоге. Некоторые из родителей, например, признавались: «Когда мы брались, то, честно говоря, не надеялись на хороший результат. Просто, как лошади, закрыли глаза и - вперед». Позже их активность стала проявляться в способности в известной степени самостоятельно регулировать ход работы, в возможности творческого подхода к занятиям. Одна мама заметила: «Раньше мне все время казалось, что у нас в воспоминаниях - только какие-то негативные моменты, что положительного-то и вспомнить нечего, такого яркого, вот. А сейчас - сколько угодно, то есть, каждый день можно расписывать. Холдинг - это какой-то ликбез, именно для нас, для родителей». Важно, что у отцов появляется свой подход к ребенку на занятии. Об этом говорят и сами мужчины (6 человек). Один из отцов, улыбаясь, признался: «Есть свои хитрости, когда ребенок плачет, как его развеселить». Возрастание инициативности мужа отмечают и женщины (8 человек);
в процессе холдинг терапии меняется к лучшему общий фон настроения родителей и оценка ими перспектив развития ребенка. Такие изменения происходят благодаря, прежде всего, положитель-ной динамике детского развития, отмечаемой почти всеми родителями (17 человек), и вместе с тем - формированию новых способов эмоционального взаимодействия с ним. Еще несколько цитат: «Мне стало с ним комфортно, и ему стало комфортно со мной, и у меня сразу столько любви к нему, и еще большее желание помочь»; из слов отца: «Мне кажется, холдинг вообще налаживает тесный эмоциональный контакт. С утра встали, позанимались, и заряд на день, и общение, и в хорошем настроении на работу идешь»;
в трех случаях из 10 специалисты исходно отмечали у матерей аутичных детей выраженные проявления депрессии. В одном из таких случаев мы обнаружили смягчение депрессии у мамы аутичного ребенка в ходе первых двух месяцев холдинг терапии. Приведем следующее высказывание одного из мужчин о своей жене: «Стала намного лучше, потому что, конечно, то, что творилось «до», было просто кошмаром, она не видела выхода из всего этого, не видела перспектив. Была совершенно трагическая ситуация, но сейчас, вроде бы, все наладилось. И срывы уже намного реже (имеются в виду срывы в состоянии жены), бывают еще, к сожалению, но намного реже, и не такие сильные».
С момента, когда родители узнают диагноз ребенка, их собственное настроение, эмоциональное состояние почти полностью зависит от того, что с ним происходит. Поэтому главной поддержкой родителей являются успехи, достигнутые в его развитии, и очень существенно, что они могут увидеть продвижения ребенка и правильно их оценить.
Следующим прицелом нашего исследования была оценка родителями динамики состояния ребенка в процессе холдинг терапии.
Холдинг-терапия меняет представление родителей об особенностях развития аутичного ребенка. Оценка ими динамики его состояния в процессе холдинг терапии становится более адекватной. По оценкам родителей:
у части детей возрастает активность, появляется интерес к окружающему; расторможенные дети, наоборот, становятся более спокойными, управляемыми;
снижается сверхчувствительность детей;
они становятся более активными в общении с взрослыми (воспитателями, специалистами, соседями), а также со сверстниками в детском саду; появляется привязанность к братьям и сестрам;
отмечается прогресс в развитии речи;
уменьшается стереотипность в еде (нужно отметить, что в первые месяцы холдинг терапии появляются проблемы, связанные с нарушением сна, что связано с ломкой жестких стереотипов аутичного ребенка, общим повышением его активности).
Родители лучше начинают понимать потребности и возможности своего малыша, их оценка достижений ребенка во многом совпадает с мнением специалистов, ведущих холдинг терапию (17 родителей из 20).
Холдинг-терапия - это совместная работа всей семьи, где неоценимое значение приобретают сплоченность, выработка общего взгляда на проблему, единство в понимании ее причин и необходимых для решения действий.
Семейное взаимодействие - еще один фактор, который, как и самооценка родителей, влияет на результативность холдинга, на то, как он будет развиваться. Поэтому мы считали необходимым изучить, как родители оценивают динамику взаимоотношений внутри семьи в процессе холдинг терапии. В связи с этим третья группа вопросов была направлена на изучение семейного взаимодействия.
Мы обнаружили, что у большинства родителей в процессе холдинг терапии вырабатывается общий взгляд на воспитание ребенка, укрепляется сплоченность семьи:
формируется общее для обоих родителей понимание ситуации и вырабатывается единая стратегия воспитания (9 семей из 10) в соответствии с особенностями и возможностями каждого родителя. Показательны такие слова: «Мы чувствуем, что делаем общее дело», «Понимая всю серьезность нашей проблемы, стараемся поддерживать друг друга, не падать духом». Готовность супругов к началу холдинг терапии была разной - от очень активной («Я с нетерпением ждал начала занятий») до полностью пассивной («Просто смирился с необходимостью»). К моменту проведения исследования (через 2-3 месяца холдинг терапии) многие мамы и папы уже в равной степени включались в работу, гибко меняя роли во время холдинга. Об этом говорили 7 человек: «Каждое занятие - это экспромт», - объясняла одна из мам. Возрастает роль отца в развивающей части холдинг терапии, это отметили 3 женщины. Приведем такие слова: «Если раньше он (муж) был только как эмоциональная поддержка, то сейчас играет с дочерью, игры они придумывают тут же, то есть мы совершенно на равных»;
все родители отмечают улучшение в своих контактах с ребенком. Они начинают ощущать ответную эмоциональную реакцию ребенка; сам малыш все чаще испытывает комфорт при общении с родителями, что и дает возможность развивать эмоциональный контакт с ним. Один папа сказал: «Сын просто подходит, и я вижу, что ему действительно нужен этот контакт, который, кстати, когда мы начинали холдинг, напрочь отсутствовал»;
половина родителей (10 человек) отметили положительную динамику в отношениях с супругом/супругой. Показательны следующие высказывания: «Мы стали ближе, лучше понимаем друг друга», «Отношения стали крепче». Одна женщина уточнила: «Это сплачивает в плане воспитания, я чувствую, что мы делаем общее дело, но на личные отношения, мне кажется, это не влияет». Не всегда легко изменения в отношениях отследить и как-то назвать, тем более, не всегда хочется это обсуждать. Некоторые респонденты отметили, что затрудняются ответить (2 человека). 8 родителей сказали, что холдинг-терапия не повлияла на их отношения между собой: «Отношения как были теплые, так и остались», «Не хотелось бы какие-то изменения в отношениях связывать только с холдинг терапией»;
в большинстве случаев появляется и укрепляется привязанность между аутичными детьми и их братьями или сестрами. В тех семьях, где воспитываются двое или более детей (в нашем исследовании приняли участие три таких семьи), родители замечали, что стало больше совместных игр, старшие дети внимательнее относятся к своим «необычным» сиблин- гам. Вот что сказала одна из мам: «Старшая дочь мне говорит "Мам, мне стало интереснее с Петей играть". Если раньше я просила ее об этом, а она отвечала: "Да ну, скучно", то теперь сама уже скучает по нему: "Пойду с Петькой поиграю". Они вместе лазают, бегают, носятся в догонялки и т.д.». Один из отцов привел такой пример: «Вова очень привязан к сестре, особенно в последнее время: "Анечка, Анечка...". Даже если и мама, и я дома, он немножко отвлечется, потом чувствует, что Анечки нет, и начинает активно стучаться к ней в дверь». В нашем исследовании мы можем лишь наметить некоторые тенденции изменений в отношениях между аутичным ребенком и его братьями и сестрами. Но и эта немногочисленная информация является для нас ценной в силу ее значимости для самих родителей;
некоторые респонденты (5 человек) говорили об изменениях в отношениях семьи с окружающими людьми, хотя мы не задавали специально такого вопроса. Хочется привести такой отрывок из рассказа одной из мам: «Мы сначала сами очень закрылись и переживали, что мы аутисты. На нас все косились: "А сколько лет ребенку? А он у вас не разговаривает?" - и мы старались уйти от этих вопросов. Муж нас забирал, уводил куда-то в лес, за город, , в такие места, где никто нами не интересовался. Теперь мы больше общаемся с родителями, попавшими в такие же ситуации, видим разные человеческие отношения, учимся у других родителей». Еще одно высказывание: «Мы поняли, что не нужно закрываться, есть такие же люди, и есть люди, которые могут помочь».
Итак, в обобщенном виде мы привели результаты нашего исследования, которые подтверждают выдвинутые гипотезы.
Приведенные ниже диаграммы отражают разброс данных по двум изучаемым нами группам вопросов: оценка родителями изменений в самих себе в процессе холдинг терапии, а также оценка динамики внутрисемейного взаимодействия через 2-3 месяца занятий.

Анкета для родителей, проходящих холдинг терапию с детьми (отдельно для матерей и для отцов)

Мы изучаем влияние холдинг терапии на семью в целом. Нам интересно узнать отношение родителей к этому методу работы, их впечатления, оценку значимости не только для ребенка, но и для самих себя. Мы считаем, что ответы родителей, занимающихся холдинг терапией и накопивших определенный опыт, могут помочь семьям, только начинающим подобную работу с ребенком, а также специалистам в разработке тактики их профессиональных действий.
Как Вы отнеслись к предложению специалиста заняться холдинг терапией с ребенком? Опишите, пожалуйста, какие чувства, мысли, возможно, и сомнения у Вас возникали.
(Если были сомнения) Можно ли предположить, что эти сомнения были связаны с внешне насильственной формой работы?
Как муж (в варианте для мужчин - жена ) отнесся(лась) к предложению специалиста заняться холдинг терапией?
Можно ли сказать, что, принимая решение начать холдинг терапию, вы просто доверяли специалисту; или же вы сами понимали, что холдинг-терапия - это то, что вам нужно?
В чем вы видели свои задачи на начальных этапах работы (на этапе подготовки и обучения, а также на первых занятиях), как вы понимали задачи мужа (жены)?
Как Вы представляли себе действие холдинг терапии? Совпадает ли это представление о занятиях с нынешним?
Как Вам кажется, были ли вы достаточно готовы к холдинг терапии?
Часто ли вам казалось или, может быть, кажется сейчас, что Вы что-то делаете неправильно во время занятий?
(Следует в разных формулировках для каждого из супругов):
для жены:
Всегда ли муж принимает активное участие в занятии? Хотелось бы Вам большей его включенности в работу или вы считаете, что в настоя- щий момент его помощь Вам оптимальна?
для мужа:
Как Вам кажется, ваша включенность в занятия вполне достаточна для работы или Вам кажется, что чего-то недостает?
Опишите динамику состояния ребенка в процессе холдинг терапии? Что изменилось к лучшему в его состоянии и поведении? Что, может быть, продолжает Вас тревожить (активность, чувствительность, отношение к еде, ко сну, проявления стереотипности, речь, контакт с другими детьми, с взрослыми) ?
(Если есть еще дети) Отмечаете ли Вы какие-то изменения в других детях? Если да, то как Ваши занятия влияют на них?
Как Вы думаете, изменились ли Вы сами за время холдинг терапии? Если да, то как?
Отмечаете ли вы какие-то изменения в муже? Поменялось ли его отношение к ребенку, к Вам, к своей роли в семье?
Можно ли сказать, что в ваших отношениях с мужем что-то изменилось за время холдинг терапии?
Каково сейчас Ваше отношение к холдинг терапии. Как вы оцениваете ее эффективность?
Как бы Вы описали «распределение ролей» между Вами и мужем (женой) на занятиях? Меняются ли ваши роли в процессе холдинг терапии?
Как Вы думаете, какова роль холдинг терапии в общем процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком?
Как бы Вы сейчас описали, в чем заключается метод холдинг терапии?

Литература

  1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М.: «Полиграф сервис», 2001. – 156 с.
  2. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет. // Деффектология. – 1995. - №5. – С.76-83.
  3. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. – 362 с.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, самообразование, профессия. – М.: «Хэлтон», 1998. – 339 с.
  5. Либлинг М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом. – Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. – М., 1997. – 130 с.
  6. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  7. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 с.
  8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок) – 336 с.
  9. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв. ред. Айламазьян А.М.: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 480 с.

Информация об авторах

Сарафанова И.Д., Выпускница факультета психологического консультирования МГППУ 2003 года. Статья написана по материалам дипломной работы, выполненной на кафедре детской и семейной психотерапии под руководством М.М.Либлинг в 2002/03 уч.г.

Метрики

Просмотров

Всего: 893
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 809
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3