Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8557Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

От редактора 546

Архангельская В.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, v-arch2006@yandex.ru

Рубрика: От главного редактора

Тип: редакторская заметка

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Тема данного спецвыпуска - «анализ случая». С одной стороны, для психологического консультирования и психотерапии эта тема является традиционной с исторической и с практической точки зрения. По сути, анализ случая можно считать «внутренней лабораторией» каждого психолога, работает ли он как диагност, консультант или терапевт, проходит ли он обучение, занимается ли практикой или делает запрос на супервизию.

С другой стороны, жанр анализа случая настолько же важен, насколько и труден. Об этом свидетельствует история создания этого выпуска. Вначале предложение редакции, адресованное ведущим практикующим психологам, - представить анализ терапевтического случая, - вызывало большой энтузиазм. Действительно, специфика нашего журнала как научного издания, специализирующегося на обсуждении практических проблем, прежде всего, проблем психологического консультирования и психотерапии, позволяет и порой даже вынуждает нас отходить от мейнстрима традиционных научных экспериментальных исследований и осваивать территории, чрезвычайно реальные и актуальные с практической точки зрения, но мало освоенные наукой. Поэтому возможность предоставить и обсудить теоретические и практические проблемы на материале конкретных случаев терапевтической работы были встречены с радостью и интересом. Однако, дальнейший путь оказался неожиданно труден. Сбор материалов натолкнулся на большое количество препятствий, начиная с тонких и порой даже неразрешимых этических проблем и заканчивая сложностью постановки и обсуждения теоретических вопросов. Выпуск тематического номера несколько раз откладывался. Некоторые публикации, запланированные вначале, так и не состоялись.

Жанр анализа случая разнообразен; обсуждение материала терапии может быть сфокусировано на разных ее аспектах: методических, диагностических, конкретно-теоретических в рамках того или иного подхода, общенаучных и др. Как можно будет увидеть, в материалах, вошедших в номер, наибольшее внимание уделяется методическим аспектам работы, а также специфике проблем клиентов. Действительно, это кажется наиболее актуальным в практике консультанта и терапевта. Это его «ближайшая» реальность, в которую он погружен в своей ежедневной работе.

В нашем выпуске собран разнообразный и красивый материал, дающий читателю возможность обозреть богатство этой реальности. Так, в статье С.В. Кривцовой рассматривается проблема прощения. Достаточно подробно на примерах представлена динамика переживаний клиентов в процессе психотерапевтической работы. С данной темой отчасти перекликается работа Е.С. Мазур и Е.Я. Гайды, в которой затрагивается сходная тематика, однако больший акцент сделан на методе работы с психической травмой. С методическими аспектами и возможностями другого метода – экранирования спонтанного движения – можно познакомиться благодаря работе Т.С. Леви. Подробности психоаналитической работы представлены в статье А.В. Россохина, где можно найти подробный материал длительной терапии со взрослым пациентом. Еще одним фокусом интересов практика является специфика самих клиентов – их возраст, пол, психологические особенности и т.д. Так, например, в статье О.С. Исаенко представлена работа со школьником, рассматриваются особенности психотерапевтической работы с ребенком в процессе индивидуальной игровой терапии.

Таким образом, «удельный вес» собственно практических вопросов на сегодняшний день достаточно высок. Можно сказать, что материалы этого выпуска в каком-то смысле представляют актуальный срез поля интересов психологов на самом острие их работы. Однако, на наш взгляд, именно здесь находится точка роста новой научной области - консультативной психологии. Это точка роста профессионального и научного мышления, переходящего от осмысления каждодневных трудностей, «подручных» инструментов их решения или даже общих для данного подхода теоретических вопросов к осмыслению более широкого – общепсихологического - контекста постановки и решения основных эпистемологических и практических проблем. Нам представляется, что через это новое соединение фундаментальной психологической науки и практики может произойти изменение и рост обеих.

Уже на уровне презентации случая мы сталкиваемся с многообразием форм и «культур» описания, принятых в различных терапевтических и психодиагностических школах и традициях. Эти различия не являются просто различиями языков описания одной и той же реальности. Речь идет о том, что в разных практиках конструируются разные «факты». Те или иные элементы психотерапевтической реальности могут получать разные интерпретации, занимать разное место в терапевтическом процессе и т.д. Ярким примером для такого сопоставления точек зрения является случай Элен Вест, опубликованный в одном из ранних номеров нашего журнала.

Представление и анализ материала терапевтической работы является с научной точки зрения важнейшей и сложнейшей задачей. В научном сообществе не утихают дискуссии о статусе анализа единичного случая как научного метода в психологических и социологических исследованиях. И, безусловно, еще более остро этот вопрос стоит для консультативной психологии. Консультативная психология как научная дисциплина пока еще не получила своего официального признания, однако реальные исследования в этой области уже давно идут. В то же время ситуации консультативной и психотерапевтической работы как предметы научного исследования имеют свою специфику и не всегда могут быть изучены с помощью построения традиционного научного экспериментального исследования. Они нуждаются в разработке соответствующих методов исследования и требований к обоснованности, доказательности получаемого знания. Анализ единичного случая представляет в этом смысле особый интерес и ставит множество вопросов, которые мы приглашаем обсуждать.

Такое обсуждение инициирует в своем тексте И.М.Кадыров, ставя вопросы о том, что такое клинические факты в психоаналитическом процессе, каковы их специфика и эпистимологический статус. По сути, вопрос о том, что можно считать фактом в психотерапевтическом процессе, но уже совсем в другой – феноменологической и экзистенциальной – традиции ставится и в статье Т.М. Буякас. На материале работы со сказкой автор показывает и раскрывает свое видение особых феноменов самопонимания клиента, которые лежат в основе личностных изменений.

Также в номер включен блок материалов, не связанных напрямую с темой спецвыпуска. Он объединил тексты, так или иначе затрагивающие поле клиентоцентрированной психотерапии. В этой части номера читатель сможет найти перевод небольшого текста К.Роджерса и материалы дискуссии, посвященной обсуждению названия одной из самых влиятельных терапевтических школ. Участники этой дискуссии, ставя проблему «имени», раскрывают и формулируют свой взгляд на ключевые особенности данного подхода. Здесь же мы помещаем и работу О.Р. Бондаренко, посвященную вопросам сравнительного анализа ведущих направлений гуманистической психологии (индивидуальной психологии А. Адлера, клиентоцентрированной психотерапии К. Роджерса, взглядов А.Маслоу) и раскрывающую исторические и теоретические вопросы, составляющие их специфику. И наконец, исследование, представленное Е.И.Кирилловой и А.Б.Орлова располагается на пересечении двух тем нашего выпуска. Авторы проводят анализ нескольких сессий Роджерса, выявляя специфику его работы в разные периоды творчества. Для анализа материала они используют метод интент-анализа речи в преломлении к практике психотерапевтического диалога, что, безусловно, кроме собственно прямых результатов данного исследования, может быть интересен для построения исследования материалов консультаций.

В.Архангельская

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика