Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1750Ключевые слова 21482 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

23 место — направление «Психология»

1,006 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,484 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экзистенциальные аспекты возрастной психологии 2277

Шеховцова Л.Ф.
доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Laranikpol2007@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена описанию глубинных экзистенциальных радикалов, образующих фундамент психической жизни личности в начальные периоды жизни человека и проявляющихся в осознаваемых и неосознаваемых потребностях, экзистенциальных вопросах бытия и психических травмах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В православной психологии, которая развивается на основе христианского учения о человеке, личность можно понимать как активное трансцендентное начало, не сводимое к природе и владеющее природой тела-души-духа, инаковое по отношению к природе и проявляющееся в форме самосознания, «Я» [Лосский, 2003].

 С.А. Чурсанов так определяет личность: «несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами …..онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы и актуализирующая себя в личностных отношениях» [Чурсанов, 2008]. Такое определение личности базируется на богословском понимании того, что личность не сводима к природе, онтологически первична по отношению к природе, ипостазирует сущность, то есть дает ей реальное и конкретное существование.

 Философско-богословская мысль, во многих своих направлениях размышляя об «устройстве», сущности человека, приходит к выводу о необходимости обозначения в ней некого «особого», «инакового» Начала, трансцендентного по отношению к человеку. Это «начало» во множестве концепций, теорий, учений называется по-разному: душой, духом, экзистенцией. В рассматриваемом нами контексте – это « личность», «Я», « самосознание», «метафизическая сущность» [Снегирев, 2008], « метафизическое ядро» [Василий Зеньковский, 1934], «субстанция» [Снегирев, 2008], «самозамкнутая реальность» [Снегирев, 2008], «самосознающее себя бытие» [Карсавин, 1992], «вневременное Я есть Я», «первоначало» [Сапронов, 2008], «тождество субъекта и объекта – отношение бытия к самому себе» [еп. Михаил Грибановский, 2003].

 Осмысление контекстов данных определений показывает, что несмотря на разницу в терминологии, в понимании этого Начала различными авторами, есть нечто схожее: онтологическая инокачественность по отношению к физическому миру, ко всему телесному, что есть у человека; онтологическая первичность этого начала по отношению к природе человека и, следовательно, «способность» этого Начала принимать решения и осуществлять управляющее воздействие на природную тримерию.

Литература
  1. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Василий Зеньковский, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Имка –Пресс, 1934.
  3. Евдокимов Павел. Этапы духовной жизни. М., 2003.
  4. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
  5. Карсавин Л. О личности. Т.1. М., 1992.
  6. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Боговидение. М, .2003
  7.  Кон И. С. Открытие « Я». М.,1978.
  8. Михаил Грибановский, еп. .Лекции по введению в круг богословских наук. Киев, 2003.
  9. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1998.
  10.  Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые зап. Пермского пед. Ин-та. Т.77. Пермь, 1970.
  11. М. Пруст. В поисках утраченного времени. 1995.
  12.  Сапронов П.А. «Я»: Онтология личного местоимения. Спб., 2008.
  13. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Авт. дисс. … д.психол.н. М., 1994.
  14.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  15. Снегирев В.А. Психология. СПб, 2008.
  16. Софроний Сахаров, арх. Видеть Бога как он есть. М., 2000.
  17. Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними. М., 2004.
  18. Хоружий С.С.После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  19. Чурсанов С.А. Лицом к лицу. М., 2008, с. 198.
  20. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2002, с.415.
  21. Шпрангер Э. Два вида психологии //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  22. Эриксон Э. Психология самосознания. Самара, 2000.
  23. Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.
  24. Ясперс К. Общая психопатология. М., 2001.
Статьи по теме

Клиническая психология, Психология развития  |  Демидова Л.Ю., Зобнина Н.В., Дворянчиков Н.В., Введенский Г.Е., Каменсков М.Ю., Купцова Д.М.

Измененное восприятие возраста при педофилии / педофильном расстройстве

CrossRef doi:10.17759/cpse.2020090106

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика