Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 20 место — направление «Психология» 0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия К вопросу об антропологических основах классической психодрамы 1058Гриншпун И.Б. АннотацияВ статье рассматриваются проблемы построения психодраматической антропологии; анализируются антропологические представления основателя психодрамы Дж.Л.Морено. Особое внимание уделяется теории ролей в контексте его философских, религиозных и психологических воззрений. Предлагается разноуровневое рассмотрение ролевой теории. Ключевые слова: психодрама, антропология, встреча, спонтанность, роль Рубрика: Методология, теория, исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Антропология – неизбежная (хоть и не всеми желаемая) составляющая психотерапевтической системы, обосновывающая и оправдывающая действия терапевта. Разноликое лукавство – «Никто не знает истины», «Мы не имеем права брать на себя ответственность», а по сути – «Я делаю, то, что делаю, а с тобой – клиентом – происходит то, что происходит» – очевидным образом облегчает жизнь терапевта, но не снимает проблемы в целом. Даже Ф.Перлз, относившийся к теориям с присущей ему прямотой, все же сформулировал в посмертно изданной работе «Гештальтподход» (приписываемой, впрочем, иногда Р.Бэндлеру) общие принципы гештальттерапии. Вопрос об антропологических основах того или иного психотерапевтического направления возникает всякий раз, когда раздается любой, казалось бы, частный вопрос, например, о техниках и приемах работы. Относительно психодрамы нередко – и небезосновательно – высказываются сомнения в ее «научности», что неизбежно ставит – наряду с другими – вопрос об обоснованности и доказательности ее антропологических оснований. От этого не освобождает и возможное отнесение психодраматической теории к так называемой постнеклассической рациональности. В качестве универсальной антропологической основы психодрамы признается теория ролей, сформулированная Дж.Л.Морено. Театральная метафора, очевидно, привлекательна. Достаточно вспомнить о том, что Л.С. Выготский размышлял о возможности построения психологии по принципу драмы: высшая психическая функция появляется на сцене дважды, сначала как категория интерпсихическая, затем – как категория интрапсихическая (по указанию А. Вересова, «категория» в театральной терминологии того времени, в частности, в театральном словаре В.Э. Мейерхольда, означало «драма», «коллизия»). В социальной психологии существует несколько распространенных теорий ролей, восходящих к идеям М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Парсонса и др. Идеи Дж.Г. Мида, обозначенные Г.Блумером как «символический интеракционизм» и развиваемые его последователями, включают указание на необходимость для успешной коммуникации принятия роли другого, что, согласно Миду, означает превращение человека в личность. Последователь этой традиции И. Гофман сделал театральную метафору универсальной при обсуждении межчеловеческого взаимодействия. В обзорах ролевых концепций в социальной психологии, кроме того, фигурируют Р. Линтон, для которого роль выступала как культурный образец поведения, связанный со статусной позицией, Т. Сарбин, Р. Мертон и др[1]. [1] Глубокий анализ ролевых теорий в социальной психологии личности осуществлен П.П.Горностаем, см. также Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская и др. [Горностай, 2007; Андреева, Богомолова, Петровская, 1993] Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Копейкин Г.К. Особенности активизации человеческого потенциала работников пожилого возраста Теория и методология | Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Психологическая диагностика, Психология личности | Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|