Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Проблема языка в терапевтической и консультативной психологии 1505Гулина М.А. АннотацияСтатья содержит описание некоторых идей, важных для формирования теоретических основ психотерапии и консультирования, а именно: терапевтической и консультативной психологии. Предложена трёх-компонентная модель для описания и анализа различных психотерапевтических подходов: основополагающих понятий («Что меняется в ходе психотерапии данного направления?»); процесса («Как именно эти изменения осуществляются?») и ценностей («Во имя чего?»). Данная модель используется для сопоставления трёх наиболее крупных направлений в психотерапии – психодинамического, когнитивно-бихевиорального и гуманистического подходов; ряд существенных различий и некоторые общие черты этих подходов описаны в статье. Авторы формулируют различия в понимании природы психотерапевтических отношений, и сопоставляют медицинскую и психологическую модели психотерапии. Обсуждаются различные интерпретации таких основополагающих для психотерапии понятий как «язык», «означающее и означаемое», «символическое», «знак». Подчеркивается необходимость дальнейшего развития теоретических оснований практики психологической помощи. Ключевые слова: терапевтическая психология, психотерапевтический подход, язык, слово, символ, знак Рубрика: Методология, теория, исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Дискуссия о профессионализме в психотерапии началась с первых опытов использования психоанализа для лечения невротических пациентов. Возникновение новых, непсихоаналитических направлений в психотерапии в послевоенные годы, а также начало практикования психологического консультирования (конец 40-х годов прошлого столетия) еще более стимулировало дебаты. Это ускоряющееся и углубляющееся развитие психологической помощи подтолкнуло формирование новой теоретической области, охватывающей разнобразные практики психоанализа, психотерапии и консультирования. Термин «терапевтическая психология» был предложен Л. Бреммером и Э. Шостромом [Brammer, Shostrom, 1968] как дисциплина, научно и системно описывающая теоретические и методологические основы различных психотерапевтических практик. Сравнительно недавно (конец 90-х) в Великобритании началось обучение и присуждение ученых степеней (магистр искусств, магистр психологии и доктор психологии) по еще одной новой дисциплине – «консультативной психологии», и эти программы очень востребованы зарубежными и британскими студентами. Последние веяния в развитии теории психотерапии и консультирования – а это попытки создать интегративные подходы, обеспечив таким образом «плюрализм» в данной области – внесли некоторую растерянность в ряды как теоретиков, так и практиков. Часть профессионалов по-прежнему считает, что любая практика (психологическая помощь, обучение и т.п.) — это своего рода искусство, поэтому строгий научный подход к ней иллюзорен; другие, напротив, считают, что за любой практикой стоит (возможно, еще несформулированная) теория. Мы полагаем, что теория практики необходима хотя бы потому, что ее наличие подразумевает осуществление профессиональной деятельности в соответствии с осознаваемыми (т.е. сформулированными) и предсказуемыми последствиями соответствующих действий. Профессиональными можно назвать те умения и навыки, которые обеспечивают максимально возможное и неслучайное соответствие между действиями и намерениями, целями действия. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Нейропсихология | Гомозова М.А., Арутюнян В.Г., Лопухина А.А., Драгой О.В. Семейная психология | Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Инвариантные и вариантные социально-психологические характеристики успешных замещающих матерей Теория и методология | Свиридов В.В. Ильенков Э.В., Майданский А.Д. К работе Мещерякова (послесловие и примечания А.Д. Майданского) Сиднева А.Н., Плотникова В.А., Соловьева Ю., Люцко Л.Н. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|