Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2

806

Аннотация

В статье обозначаются основные феноменологические функции текста: удвоение реальности и смыслообразование. В их рамках раскрывается содержательная сторона личностной рефлексии. Производится различение двух феноменологических измерений сознания: «в себе для себя» и «я для другого». В этом контексте анализируется ситуация психотерапевтического диалога, который рассматривается как рефлексивная структура. В заключении дается содержательная характеристика процесса осознания жизненных смыслов.

Общая информация

Ключевые слова: текст, переживания себя, измерение для Другого, объективация психических явлений

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кубарев В.С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2 // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 10–31.

Фрагмент статьи

Итак, в феноменологическом ключе под текстом (сознанием как текстом) понимается, во-первых, феномен удвоения реальности (текст в этом случае — изображение мира, выдающее себя за сам мир). Ю.М. Лотман отмечает: «с одной стороны, текст притворяется самой реальностью, прикидывается имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира; с другой стороны, он постоянно напоминает, что он — чье-то создание и нечто значит. В этом двойном освещении возникает игра в семантическом поле «реальность — фикция», которую Пушкин  выразил словами: «Над вымыслом слезами обольюсь»» [Лотмн, 1992, с. 157—158]. П. Рикер [Рикер, 1990] выделяет две стороны текста: его внутреннюю динамику, которая направляет его структурацию (например, сюжет) и проецирование, порож- дающее мир вне текста. Удвоение мира в тексте вызывает следующие эффекты: а) «взламывание» границы «внешнее-внутреннее» (феноменологическое описание); б) «искажение», конституирующее нееестественность наблюдаемого и высвечивающее его как проекцию чего-то иного: «… то, что кажется реальным объектом, выступает лишь как искаженное отражение того, что само казалось отражением» [Лотман, 1992, с. 159]; благодаря  этому естественная  жизненная ситуация превращается  в «мнимую ситуацию» (сюжет текста), отображающую происходящее не в мире, а в самом человеке; в) разотождествление с объектом, запускающее генеративные  процессы, что создает «дополнительную  смысловую емкость, создавая  энтропию  имеющейся семиотической структуры» [Ю.М. Лотман, 1998] и выводя  ее из равновесия, то есть запускающее процессы смыслообразования. Подчеркнем: удвоение — это не прямое копирование объекта, его замещение знаком, но «… отображение одной реальности в другую, то есть всегда перевод» [там же] (например, метаA форическое отображение жизненной ситуации), неоднозначность которого и является условием смыслообразования.

Литература

  1. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. 2010. № 6. С. 50—56.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: «Искусство», 1979. 424 с. // Либрусек [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/375783/read
  3. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). — М.: Смысл, 2005. — 191 с.
  4. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии / Авт.вст.ст. и ред. Л.И. Воробьева; Под общ. ред. Ф.Е. Василюка. — М.: МГППУ, ПИ  РАО, 2007. — С. 154—204.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2006. — 512 с.
  6. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса // Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/80r
  7. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  8. Джендлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Пер. с англ. А.С. Ригина. — М.:  Независимая фирма «Класс», 2000. — 448 с.
  9. Зинченко В.П. Время — действующее лицо // Вопросы психологии 2001 г., № 6. С. 36—54.
  10. Зинченко В.П. Посох О. Мандельштама и Трубка М. Мамардашвили. М.: Мысль, 1991 г. — 327 с.
  11. Колпаков М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Гуманитарные исследования в психотерапии / Авт.вст.ст. и ред. Л.И. Воробьева; Под общ. ред. Ф.Е. Василюка. — М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. — С. 102—124.
  12. Копьев А.Ф. Взаимоотношения Я — Другой и его значение для практической психологии // Московский психотерапевтический журнал, Юбилейный выпуск 1992—2007 г., с. 85—98.
  13. Лакан Ж.  Семинары, Книга  I:  Работы Фрейда по  технике психоанализа (1953/54). Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения). М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос» 1998. — 432 с.
  14. Левинас Э. Путь к Другому. Сборник статей и переводов, посвященный 100-летию со дня рождения Э. Левинаса. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. — 239 с.
  15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 40 с.
  16. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. — 472 с.
  17. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.— СПб.: «Искусство — СПБ», 1998. — С. 14 — 285.
  18. Магомед-Эминов М.Ш.  Деятельностно-смысловой подход к  психологической трансформации личности / дисс. доктора. психол. наук: 19.00.01. — Москва, 2009.
  19. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии 2008 Том 3. Выпуск 3, с. 135—166.
  20. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.,  ИздAво «Лабиринт»,  1994 г. // Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/mamardashvili/
  21. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Сознание и символ. М., Школа «Языки русской культуры», 1997 // Куб — электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/mamardashvili/
  22. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. — М.: Издательский дом «Территория  будущего», 2007. (Серия «Университетская  библиотека Александра Погорельского»). — 456 с.
  23. Морено Дж. Театр спонтанности  // Сайт Институт психотерапии и клинической психологии [Электронный ресурс]. URL:  http://www.psyinst.ru/library.php? part=article&id=1063
  24. Морозов С.М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. М.: Смысл, 2002. — 118 с.
  25. Омельчук Р.К. Вера и Логос как объекты геменевтического  анализа // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2010, № 2, с. 95—101.
  26. Осанов А.А. Интерсубъективность в контексте становления человеческого быA тия // Сайт Экзистенциальная и гуманистическая психология [ЭлектронA ный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x2978.htm
  27. Пятигорский А.М. Мифологические размышления / Непрекращаемый разгоA
  28. вор. — СПб.: АзбукаAкласика,  2004. — 432 с.
  29. Пятигорский А.М. «Другой» и «Свое», как понятия литературной философии // Непрекращаемый разговор. — СПб.: Азбука-класика,  2004. — 432 с.
  30. Рикер П. Живая метафора // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990, с. 296—316.
  31. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. и вступит, ст. И. Вдовиной. — М.: «КАНОНAпрессAЦ»; «Кучково поле»,  2002. — 624 с. (Серия «Канон философии»).
  32. Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет // Историко-философский ежегодник '90. — М.: Наука, 1991, с. 296—316. // Библиотека Гумер [Электронный реA сурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/chto_zan.php (дата обращения: 27.03.2013).
  33. Россохин А.В. Рефлексия и диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «КогитоAЦентр»,  2010. — 304 с.
  34. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. — М.: Республика,  2000. — 639 с. — (Мыслители XX века).
  35. Снегирева Т.В. «Другой» как опыт духовности // Гуманитарные исследования в психотерапии / Авт.вст.ст. и ред. Л.И. Воробьева; Под общ. ред. Ф.Е. Василюка. — М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. — С. 124—146.
  36. Ухтомский А.А. Лицо другого человека. Из дневников и переписки. — М.: Издательство Ивана Лимбаха. 2008 — 664 с.
  37. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия — СПб.: Речь, 2000. —286 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
  38. Франкл В. Воля к смыслу. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМОAПресс, 2000. — 368 с.
  39. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. — М. — К.: ЗАО «Совершенство» — «PortARoyal», 1997. — 384 с.
  40. Юнг. К.Г. Божественный ребенок: аналитическая психология и воспитание. М.: Олимп, 1997. — 400 с.
  41. Юнг К.Г. Психология и алхимия. Пер. с англ., лат. / Ред. С.А. Морозов. — М.: «РефлAбук», К.: «Ваклер», 1997. — 592 с. Серия «Актуальная психология».
  42. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. В. Бакусева, А. Кричевского, Т. Ребеко. — М.:  ООО «Издательство АСТAЛТД»,  «Канон+»,  1998. — 400 с. — (Классики зарубежной психологии).

Информация об авторах

Кубарев Вячеслав Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, факультета гуманитарного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Омский государственный технический университет (ФГБОУ ВО ОмГТУ), Омск, Россия, e-mail: kubiks@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2271
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 806
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4