Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик: современные цели и перспективы*

5615

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние метода наблюдения за младенцами, разработанного представительницей психоаналитической школы Эстер Бик. Рассматривается опыт развития метода и использования его в мировой практике, вт.ч. и в России; роль метода в развитии современной психоаналитической теории, в понимании аспектов раннего развития внутренней психической реальности ребенка, первичного формирования образа тела.

Общая информация

* В основу статьи положен доклад, прочитанный автором на Первой научно-практической конференции «Значение наблюдения за младенцами в семье в современной психоаналитической теории и практике» (Москва, 16 февраля 2014 г.).

Ключевые слова: наблюдение за младенцами, Эстер Бик, раннее развитие, психоанализ, детская психотерапия, аутизм, образ тела, психоанализ в России

Рубрика издания: Эссе

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Калина О.Г. Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик: современные цели и перспективы // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 2. С. 213–231.

Фрагмент статьи

Во второй половине 20 века внимание многих школ, изучающих психологию детского развития, сосредоточилось на изучении младенчества. Наблюдения за младенцами, их поведением, взаимодействием с матерью, проводимые в различных контекстах и условиях, позволили Р. Шпицу, М. Малер, Д. Боулби, Д. Стерну, М. Кляйн, А. Фрейд выявить в высшей степени сензитивные периоды развития на первых годах жизни, затруднения в прохождении которых могут вести к формированию психических расстройств различной степени тяжести. Вместе с тем оказалось, что сам сеттинг наблюдения и стоящие в его основании теоретические предпосылки могут вести к различающимся выводам и обобщениям.

Литература

  1. Бик Э. Восприятие кожи в период ранних объектных отношений. // http: // spp.org.ru/list.php?c=doc_trans
  2. Бик Э. Заметки о наблюдении за младенцами как части психоаналитического обучения. // Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, No 2
  3. Дубинская Э. К вопросу о наблюдении младенца и проблемах подросткового возраста / Доклад на семинаре по наблюдению за младенцами (Москва, 2008 г.)
  4. Калина О.Г. Кое-что о переживаниях ребенка, расстающегося с мамой в детском саду: внимание к невербальным коммуникациям // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012.  5, С. 40—47
  5. Калина О.Г., Проничева Е.Е. Невербальные способы выражения внутренней психической реальности у дошкольников в контексте сепарации // Консультативная психология и психотерапия. 2013.  1. Р. 42—62
  6. Папсуева О.В. Наблюдения за младенцами по методу Эстер Бик / Доклад на открытом семинаре Московской группы психоаналитиков (Москва, 24 марта 2012 г.)
  7. Солоед К.В. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей // Московский психотерапевтический журнал. 2000.  4
  8. Степанова В.А., Калина О.Г. Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик на примере ребенка с синдромом Дауна // Синдром Дауна-XXI век. 2013. 2 (11). С. 12—16
  9. Хиншельвуд Р. Словарь кляйнианского психоанализа. / перевод с англ. под общей ред. И.Ю. Романова. — М., Когито-центр, 2007
  10. Dubinsky A. The musings of babies: reflective thinking, emotion and the reintegration of the good object // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 2010.  1 (13). Р. 5—13
  11. Gretton A. An account of a year's work with a mother and her 18-month-old son at risk of autism // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 2006.  1 (9). Р. 21—34
  12. Haag G. In the footsteps of Frances Tustin: Further reflections on the construction of the body?ego // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 2000. 3 (3). Р. 7—22
  13. Houzel D. A therapeutic application of infant observation in child psychiatry // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 1999. 3 (2). Р. 42—53
  14. Negri R. The Newborn in the Intensive Care Unit: A Neuropsychoanalytic Prevention Model. 1994. Clunie Press. P. 1—260
  15. Piontelli A. A Study on Twins Before and after Birth // International Review of Psycho-Analysis.1989.  16. Р. 413—426
  16. Rhode M. Sensory aspects of language development in relation to primitive anxieties // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 2003.  2 (6). Р. 12—32
  17. Rustin M. Esther Bick's legasy of infant observation at the Tavistock — some reflections 60 years on // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. 2009.  1 (12). Р. 29—41
  18. Rustin M. Infant observation research: What have we learned so far? // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and Its Applications. — 2006.  1 (9). P. 35—52

Информация об авторах

Калина Олег Геннадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: ogkalina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6581
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 5615
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 24