Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: https://doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек-дошкольниц 2669Холмогорова А.Б. Шалыгина О.В. АннотацияУсвоение социальных стандартов и ценностей является одним из важнейших аспектов процесса социального познания, который происходит с ранних лет и касается разных сфер жизни, включая представления о физической привлекательности. В статье описываются результаты исследования факторов формирования представлений о внешней привлекательности у девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Показано, что пропагандируемые в современном обществе ценности худобы и стройности усваиваются детьми очень рано, и уже 5–6-летние девочки отдают предпочтение ультратонким телесным стандартам, воплощенным в образах современных модных кукол (таких как Барби, Братц, Монстер Хай, Винкс и др.) по сравнению с более реалистичным телесным образом, отраженным в кукле-девочке с обычными пропорциями. По результатам экспериментального исследования на основе авторской методики «Выбор куклы» наименьший рейтинг по количеству выборов с большим негативным отрывом от четырех модных кукол получила именно эта кукла. Обоснованием отвержения чаще всего служили указания на ее полноту и недостаточную длину и худобу ног, а также чрезмерную величину рук. Делается вывод, что воплощенные в образах популярных модных кукол нереалистичные телесные стандарты худобы и стройности могут восприниматься девочками как телесная норма, в то время как реалистичные объемы воспринимаются как чрезмерные и трактуются ими как «толстые», «большие» и «некрасивые». Анализ речевой продукции девочек показывает, что образ модной куклы соотносится у них не только с телесными стандартами, но и с определенным образом жизни, связанным с развлечениями, праздностью и социальной успешностью. Ключевые слова: телесный стандарт, внешняя привлекательность, недовольство собственной внешностью, модные куклы Рубрика: Социальное познание и риск дезадаптации на разных возрастных этапах Тип: научная статья Фрагмент статьи
В настоящее время в отечественной психологической науке практически отсутствуют исследования механизмов формирования представлений о телесной привлекательности у девочек дошкольного возраста. Проведенные недавно популяционные исследования молодежных выборок указывают на широкую распространенность феномена недовольства своим телом среди молодежи и тесную связь этого феномена с симптомами депрессии и тревоги [Тарханова, 2011; Тарханова, 2014; Холмогорова, Тарханова, 2014]. Закономерно возникает вопрос, в каком возрасте закладываются столь нереалистичные стандарты телесной привлекательности, которые впоследствии приводят к эмоциональной дезадаптации современной молодежи. Между тем, данные немногочисленных зарубежных исследований свидетельствуют о том, что недовольство собственной внешностью у девочек может появляться очень рано [Dittmar, Halliwell, Ive, 2006]. Так, L. Smolak (2004) считает, что понимание телесных стандартов появляется уже к 3 годам, S. Harter (1999) сообщает об установленной связи между общей самооценкой и восприятием физической внешности у детей в возрасте от 4 до 7 лет. K.K. Davison и L.L. Birch (2002) подтверждают, что самооценка девочек 5–7-летнего возраста страдает при избыточной массе тела и связывают это с социальным давлением: критикой взрослых и насмешками сверстников [Рамси, Харкорт, 2011]. Н. Рамси и Д. Харкорт пишут, что культуральные предубеждения относительно людей с избыточным весом дети усваивают к 5 годам [там же, с. 89]; результаты исследования J. Lowes и M. Tiggemann (2003) показывают, что в среднем уже 5-летние девочки хотели бы иметь более тонкую фигуру, чем есть на самом деле, а к 6–8 летнему возрасту расхождение между реальным и идеальным телесным образом становится значительно более выраженным [Lowes, Tiggemann, 2003]. Некритично усвоенные в раннем детстве идеалы красоты и стройности, пропагандируемые в современной культуре, могут воздействовать на формирование у девочек нереальных представлений о физической привлекательности и зарождать впоследствии недовольство собственной внешностью, что, в свою очередь, является причиной рискованного поведения, наносящего прямой вред как физическому, так и психическому здоровью (чрезвычайно строгие диеты, изнурительные тренировки, курение с целью контроля веса, использование различного рода энергетиков для заглушения чувства голода, бесконтрольный прием лекарственных препаратов для снижения веса, необоснованное обращение к пластической хирургии). Кроме того, недовольство собственной внешностью – фактор риска эмоциональной дезадаптации и психической патологии. Результаты исследований показывают, что существует высокая положительная корреляция между удовлетворенностью телом и общей удовлетворенностью собой, а также высокая зависимость между выраженным уровнем симптомов депрессии и степенью неудовлетворенности телом [Холмогорова, Гаранян, 1999; Тарханова, Холмогорова, 2011; Тарханова, 2014; Холмогорова, Тарханова, 2014]. Беспокойство по поводу внешности может быть причиной тревоги[1] и ухудшения социального функционирования [Рамси, Харкорт, 2011]. Чрезмерная озабоченность внешним видом, фигурой и весом, а также усилия по ограничениям в питании типичны для таких клинических расстройств как расстройства пищевого поведения, прежде всего нервной булимии и нервной анорексии[2] [Перре, Бауманн, 2002; Карсон, Минека, Батчер, 2004; Комер, 2007; Скугаревский, 2007]. Плата за стремление соответствовать модному телесному стандарту оказывается очень высокой и зачастую оборачивается потерей здоровья, а иногда и жизни[3]. Н. Рамси и Д. Харкорт указывают на очевидность того, что усвоение социальных стандартов, касающихся внешности, начинается в раннем детстве и отмечают крайнюю недостаточность исследований, посвященных данной теме. «Это методологический вызов, – пишут они, – выяснить, на каком точно этапе детства неудовлетворенность телом становится проблемой» [Рамси, Харкорт, 2011, с. 88]. Целью настоящего исследования стало прояснение представлений о внешней привлекательности у девочек дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе работы предполагалось ответить на следующие вопросы: как современная культура через повседневную обыденную жизнь может оказывать влияние на формирование представлений о внешней привлекательности у девочек младшего возраста; на каком возрастном этапе стандарты внешности, пропагандируемые в обществе, становятся личными стандартами; каким образом культуральные ценности, касающиеся стандарта телесной привлекательности, транслируются детской популяции; какова роль модных кукол в формировании представлений о телесной привлекательности у девочек дошкольного возраста. Методологической основой систематизации эмпирических и теоретических данных настоящего исследования послужила разработанная А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян интегративная многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра, которая включает макросоциальный, семейный, личностный и интерперсональный уровни [Холмогорова, Гаранян, 1998]. Согласно этой модели культуральные факторы (макросоциальный уровень) в виде патогенных стандартов и ценностей транслируются ребенку через разные каналы коммуникации, в первую очередь семью (семейный уровень), и затем в форме различных дисфункциональных убеждений и представлений (личностный уровень) способствуют нарушениям в отношениях с другими людьми (интерперсональный уровень) и разным формам эмоциональной дезадаптации, включая депрессивные и тревожные состояния, а также расстройства пищевого поведения у детей и взрослых. Были выдвинуты следующие гипотезы исследования, соответствующие макросоциальному (гипотеза № 1), личностному (гипотеза № 2) и интерперсональному (гипотеза № 3) уровням модели: Гипотеза № 1. Современные модные куклы используются торговыми компаниями в качестве агентов патогенных ценностей и установок в виде пропаганды нереалистичных стандартов идеального тела, фиксированности на внешнем облике и изощренных способов его оформления. Гипотеза № 2. К старшему дошкольному возрасту у большинства девочек уже интернализованы современные стандарты женской внешности, в том числе сформирована ценность худобы и стройности, пропагандируемые в современной культуре. Гипотеза № 3. Оформление телесного образа на модели кукол может превращаться в специальную деятельность у девочек, вовлеченных в интернет-сообщества [4], когда детскую дружбу подменяет конкуренция за обладание наиболее красивой куклой и аксессуарами. Процедура исследования включала анализ теоретических исследований, эмпирического материала и эксперимент. [1] Например, Д. Харрис и А. Карр (Harris and Carr, 2001), опираясь на результаты собственного исследования, сообщают, что 69 % респонденток в возрасте 18–30 лет были подвержены высоким уровням тревоги по поводу своей внешности (прив. по Рамси, Харкорт, 2011). [2] В последнее время в российских СМИ увеличилось количество сообщений о смертельных исходах в результате стремлений школьниц достичь физического совершенства (см., например: Вечерние новости на 1 канале от 25.10.2013. URL: http://www.1tv.ru/news/health/24479325; Трагедия в Ярославле – к чему может привести борьба за идеальную фигуру. Новости на 1 канале от 13.01.14. URL: http://www.1tv.ru/news/health/250010 [3] В частности, G.S. Sullivan (1995) свидетельствует, что из всех расстройств нервная анорексия наиболее часто приводит к летальному исходу и является основной причиной смерти среди женщин 15–24-летнего возраста (приводится по: Мэш, Вольф, 2007, с. 460). [4] Результаты анализа детских журналов и интернет-ресурсов, выполненного в рамках данного исследования, авторы представят в отдельной статье. Литература
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с. Бруннер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.3: Субъект познания. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. С. 117–126. Золотоносов М. Телоцентризм // Вечерний Петербург, 29 марта 1996. с. 4. Карсон Р., Минека С., Батчер Дж. Анормальная психология/ Науч. ред. пер. с англ. Б.В. Овчинников. 11-е изд. СПб.: Питер, 2004. 1168 с. Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 912 с. Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Перре, У. Бауманна. 2-е междунар. изд. СПб. : Питер, 2002. 1312 с. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / 4-е изд. СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. 640 с. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.: «Академия», 2006. 608 с. Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.11.2013г). Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / СПб.: Питер, 2011. 256 с. Свендсен Л. Философия моды / М.: Университетская книга, 2012. 254 с. Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения / Минск: БГМУ, 2007. 340 с. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. C. 81–85. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Игрушки детей Европы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010, № 5. С. 106–117. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/ Smirnova_Abdulaeva_Sokolova.shtml (дата обращения:14.10.2013). Тарханова П.М. Исследование влияния макро - и микросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи // Культурно-историческая психология. 2014. №1. С. 89–95. Тарханова П.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52–60. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 35–53. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61–90. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_3_4/ nomer/nomer13.php. (дата обращения: 14.06.2013) Холмогорова А. Б., Тарханова П. М. Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для здоровья подростков и молодежи // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52–65 . Dittmar Н. Dolls and Action Figures // Encyclopedia of Body Image and Human Appearance / Edited by Thomas F. Cash New York: Elsevier, 2012. Pp. 386–391. Dittmar H., Halliwell E., Ive S. Does Barbie make girls want to be thin? The effect of experimental exposure to images of dolls on the body image of 5–8-year-old girls // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42 (2). Pp. 283–292. Lowes J., Tiggemann M. Body dissatisfaction, dieting awareness and the impact of parental influence in young children // British journal of health Psychology. 2003. Vol. 8 (2). Pp. 135–147. Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|