Стратегическая психотерапия заикания: структура проблемы, направления и техники работы с клиентами*

3637

Аннотация

В статье представлен уникальный опыт применения стратегического подхода к психотерапии заикания, вычленения структуры психологической проблемы при логоневрозе, а также результаты отбора терапевтических техник в соответствии со стратегией. Обсуждаются традиционные положения психотерапии заикания, а также основные ошибки специалистов, работающих с заикающимися людьми, приводящие к подкреплению проблемы. Описывается пример одной из клиенток, прошедших курс психотерапии, включающий отобранные техники работы с логоневрозом. Обсуждаются проблемы и перспективы данного направления научного исследования и практики.

Общая информация

* Cтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-33042 «Комплексное психологическое исследование механизмов заикания»).

Ключевые слова: стратегическая психотерапия, заикание, логоневроз, логофобия, структура проблемы, предпринятые попытки решения

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230208

Для цитаты: Кисельникова Н.В., Данина М.М. Стратегическая психотерапия заикания: структура проблемы, направления и техники работы с клиентами // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 131–141. DOI: 10.17759/cpp.2015230208

Фрагмент статьи

Нами была поставлена задача на основе методологии исследования­вмешательства, подразумевающего введение в патологически функцио­нирующую систему определенных «переменных» — элементов психоте­рапевтического воздействия, — смоделировать перцептивно-реактив­ную систему заикания у подростков и взрослых людей. Предварительное исследование было проведено на выборке 63 человека от 15 до 45 лет.

Литература

  1. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания // Материалы Харь­ковского научного общества / Харьков, 1966. С. 306—308.
  2. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Второе из­дание, исправленное и дополненное / М.: МПСИ: Флинта, 2003. 200 с.
  3. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. Заикание: неврология или логопе­дия? / СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2005. 600 с.
  4. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие / СПб.: Союз, 2002. 320 с.
  5. Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия. Краткосрочная стратегическая терапия / М.: Психотерапия, 2008. 352 с. Нардонэ Дж.,
  6. Вацлавик П. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стра­тегическая терапия / М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. 192 с.
  7. Нардонэ Дж., Вербиц Т., Миланезе Р. В плену у еды: Краткосрочная стратегичес­кая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота) / М.: Эксмо, 2010. 288 с.
  8. Некрасова Ю.Б. Сеансы психотерапевтического воздействия и некоторые психи­ческие состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 32—40.
  9. Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Методы групповой психотерапев­тической работы с больными, страдающими заикание / М.: Б.и., 1985. 46 с.
  10. Bloodstein, O., Bernstein R.N. A handbook on stuttering / N.Y.: Thomson-Delmar, 2008.
  11. Craig A., Blumgart E., Tran Y. The impact of stuttering on quality of life in adults who stutter // Journal of Fluency Disorders. 2009. Vol. 34. Pp. 61—71.
  12. DiLollo A., Neimeyer R.A., Manning W.H. A personal construct psychology view of relapse: indications for a narrative therapy component to stuttering treatment // Journal of Fluency Disorders. 2002. Vol. 27. Pp. 19—42.
  13. Iverach L., O'Brian S., Jones M., Block S., Lincoln M., Harrison E., Hewat S., Menzies R.G., Packman A., Onslow M. Prevalence of anxiety disorders among adults seeking speech therapy for stuttering // Journal of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23. Pp. 928—934.
  14. Zebrowski P.M. Counseling People Who Stutter and Their Families // Journal of Stuttering, Advocacy & Research. 2006. Vol. 1. Pp. 1—6.
  15. Zebrowski P.M. Building clinical relationships with teenagers who stutter // Contemporary Issues in Communication Sciences and Disorders. 2002. Vol. 29. Pp. 91—100.

Информация об авторах

Кисельникова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0710-4972, e-mail: nv_psy@mail.ru

Данина Мария Михайловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психотерапии и консультировной психологии, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, e-mail: mdanina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3234
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 3637
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9