Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

20 место — направление «Психология»

0,577 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Предисловие главного редактора 62

Холмогорова А.Б.
доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199
e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Полный текст

В фокусе данного выпуска нашего журнала тема, которая сегодня волнует всех — как специалистов, так и население в целом; как в нашей стране, так и в других странах мира. Эту тему мы решили обозначить так: «Вызовы для здоровья и образования в период пандемии: поиск психологических и организационных ресурсов». Редакция журнала поставила задачу представить не только проблемы, возникающие в связи со стрессовой ситуацией пандемии, но и сделать акцент на ресурсах для их решения. Нам удалось собрать в этом выпуске не просто отдельные наблюдения и впечатления, но эмпирически обоснованные данные и рефлексию опыта работы специалистов в условиях пандемии.

Две первые статьи в рубрике посвящены одной из самых болезненных и острых тем — теме психического здоровья, профессионального стресса и выгорания у медицинских работников. Как будет видно из статьи трех авторов (Матюшкина Е.Я., Микита О.Ю., Холмогорова А.Б.), представляющих МГППУ и НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, высокий уровень профессионального выгорания был характерен для медицинских работников, особенно молодого возраста, и до ситуации пандемии. При этом именно на медицинских работников легла основная нагрузка в борьбе с последствиями эпидемии. В этой борьбе за жизнь и здоровье населения они рисковали собственным здоровьем и благополучием, нередко работая в условиях крайнего напряжения сил.

В связи с этим мы сочли допустимым значительное превышение объема для первой статьи номера, в которой представлены первые данные (насколько нам известно) по выгоранию медработников в РФ в период пандемии, как в столице, так и в регионах. Исследование проведено группой авторов, также представляющих НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и МГППУ (Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А.). Авторы рассматривают полученные данные о состоянии психического здоровья и профессиональной нагрузке сотрудников медицинских учреждений РФ в контексте имеющихся международных научно обоснованных исследований о факторах риска для психического благополучия медиков во время различных эпидемий, включая последнюю. Важно, что в статье также обобщены международные данные о факторах-протекторах психического здоровья и рекомендации по профилактике профессионального выгорания и эмоциональной дезадаптации у медицинских работников. Особо отметим, что во многих из этих исследований подчеркивается важность психологической помощи и наличия психологических служб в учреждениях здравоохранения.

Еще три представленных в номере эмпирических исследования касаются проблемы психического благополучия населения во время пандемии. Теме тревоги заражения и последствий пандемии, а также вопросам совладания с этой тревогой посвящена статья Тхостова А.Ш. и Рассказовой Е.И. Теме влияния пандемии на субъективный уровень психического благополучия посвящена статья Рассказовой Е.И., Леонтьева Д.А., Лебедевой А.А. Обе статьи представляют результаты опроса большой группы людей, не заболевших в период пандемии, и представляют несомненный интерес для понимания факторов влияния, усугубляющих или смягчающих стресс и тревогу во время сложной для всех групп населения эпидемиологической ситуации.

Особый интерес представляет статья Герасимовой А.А., обобщившей данные о динамике обращаемости на горячую линию Московской службы психологической помощи населению до и после пандемии. Из приводимых в статье показателей видно, насколько резко возрастают риски для психического здоровья населения в ситуации пандемии. Соответственно напрашивается вывод о неизбежном росте нагрузки на службы психического здоровья, который можно прогнозировать в ближайшее время на основе этих сведений.

Оставшиеся две статьи в рамках центральной темы номера посвящены проблеме образования в условиях дистанционного обучения. Многие специалисты, как психологи, так и педагоги, впервые столкнулись с этой формой обучения, к которой школы и вузы были вынуждены прибегнуть в условиях самоизоляции как средству предотвращения роста заболеваемости. При этом и дети, и семьи, и педагоги испытывали значительные трудности. С целью оказания помощи специалистам системы образования на базе МГППУ были организованы регулярные вебинары, в которых приняли участие тысячи человек. Во время ряда вебинаров, проходивших под руководством В.К. Зарецкого, анализировался опыт работы с детьми с трудностями в обучения в условиях онлайн режима. Помощь оказывалась средствами рефлексивно-деятельностного подхода на базе одной из школ г. Москвы. Рассмотрены позитивные и негативные стороны дистанционной формы обучения. В совместной статье Зарецкого В.К. и Судаковой Л.В. приведен один из примеров такой работы. Не менее важный материал представлен в статье Зарецкого Ю.В., посвященной опыту психологического консультирования учителей как в онлайн, так и офлайн режиме.

Еще две статьи номера, хотя и не связаны с его центральной темой, представляют важные исследования на весьма актуальные темы. Но, если задуматься, статья Нартовой-Бочавер С.К., Мухортовой Е.А и Ирхина Б.Д. о целебном для человека потенциале взаимодействия с миром растений очень актуальна в период самоизоляции, когда люди ощутили, как многого они лишены без контакта с природой, а первые выходы в парки превратились в настоящий праздник. Да и вторая статья Шиндрикова Р.Ю., Щелковой О.Ю., Демченко Е.А и Миланич Ю.М. о копинг-поведении в стрессовой ситуации ожидания серьезной операции тоже посвящена тому, как люди справляются с тревогой неопределенности, которая так знакома многим, переживающим период пандемии.

Заканчивается номер как всегда очень полезным материалом от автора всех наших дайджестов, который на этот раз, конечно, посвящен проблемам пандемии. Наша редакция благодарит Елену Можаеву за интересную и важную для наших читателей подборку материалов.

От имени всей редакции журнала хочу выразить надежду, что собранные нами материалы будут полезны в осмыслении переживаемого нами экзистенциального события, затронувшего фактически все страны и всех жителей Земли. Редакция журнала желает всем здоровья и скорейшего разрешения эпидемиологически опасной ситуации, последствия которой для психического здоровья людей мы, по всей видимости, будем анализировать и преодолевать еще достаточно долго.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика