Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подросток в эпоху перемен

Лишин О.В.
доктор психологических наук, и.о. заведующего лаб. ПИ РАО, член Союза поисковых отрядов России, руководитель военно-поискового отряда "Дозор", лауреат премии Президента РФ в области образования, Москва, Россия

Ключевые слова: подросток

Рубрика: Психология подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Подростковый возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение.

Исходной позицией нашего понимания проблемы личностного развития является оценка ведущей деятельности как процесса построения и использования «мозговых информационных моделей» внешнего мира, обеспечивающих целенаправленное поведение растущего субъекта, как это было отмечено В. Н. Пушкиным (см.: [22. С. 19]). Он считал, что эти «мозговые модели» выполняют особую роль в деятельности человека. Сходную мысль высказал Э. Н. Гусинский: «К любому моменту своего существования организм обладает целой системой моделей, представляющей во внутренних кодах мозга среду обитания, свой образ действий в этой среде и желаемый результат деятельности. <…> Стремясь к положительным эмоциям, а значит — к удовлетворению потребностей, организм совершенствует систему моделей среды, дающую ему возможность знать, чего от нее, среды, ожидать, как получать удовольствие и избегать страданий» [8. С. 23—26]. Рассматривая эти высказывания как вполне соответствующие процессу личностного развития человека, мы готовы согласиться и с мнением К. Н. Поливановой (см.: [20. С. 117]) о моделировании действительности в младенчестве, в дошкольном и подростковом возрастах, в ходе игры, учебы и других занятий. Принципиально поддерживая это положение, мы хотели бы внести в него некоторые поправки и уточнения, исходя из своего опыта изучения процесса личностного развития.

Так, мы предполагаем, что сущностные психологические характеристики феномена, соответствующего понятию ведущей деятельности, на любом из этапов личностного развития включают образное (художественное, по терминологии Ю. М. Лотмана) моделирование среды, окружающей растущего субъекта, в которой в ближайшее время ему предстоит найти свое место. Эта закономерность в равной степени затрагивает и деятельность, способствующую ориентации в мире предметов и значений (в системе «ребенок — общественный предмет»), и деятельность, способствующую ориентации в мире человеческих отношений, мотивов, смыслов (в системе «ребенок — общественный взрослый»). Строительство моделей, конечно же, объединяет как мир человеческих смыслов, так и мир «предметных закономерностей», поскольку каждое действие практически основано на их неразрывном единстве. Этому способствует и общая закономерность формирования ведущей деятельности как смыслового образования.

Литература
  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.—М.,1969.
  2. Боссарт, А. У пятнадцати нянек… / А. Боссарт // Сов. Россия. — 1986. — 28 окт.
  3. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988.
  4. Братусь Б. С. Психологические проблемы изучения и коррекции аномальной личности /Б.С. Братусь, И. Я. Розовский, В. Н. Цапкин. — М., 1988.
  5. Васильева,К. Коричневый поток / К. Васильева // Новые известия.—2007.—2 авг.,№135.
  6. Голубева, Э. А. Способности, личность, индивидуальность / Э. А. Голубева. — Дубна: Феникс, 2005.
  7. Горшков, С.П. Биосфера и человек: проблема взаимодействия / С. П. Горшков // Современные глобальные изменения природной среды: В 2 т. — Т. 2: Экологические и социальные аспекты природных изменений. — М., 2006.
  8. Гусинский, Э. Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. — М.: Интерпракс, 1994.
  9. Дейч, М. Специалист по монстрам: Интервью с А. О. Бухановским / М. Дейч// Моск.комсомолец. — 2003. — 24 окт.
  10. Дилигенский, Г. Г. Социально1политическая психология / Г. Г. Дилигенский. — М., 1996.
  11. Иванов, И. П. Звено в бесконечной цепи / И. П. Иванов. — Рязань, 1994.
  12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
  13. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым / Ж. Ледлофф. — М.: Генезис, 2006.
  14. Лишин, О. В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок — взрослый» на формирование личностной направленности человека: Автореф. дис. д-ра психол. наук / О. В. Лишин. — М., 2005.
  15. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин.—М.:АПКППРО, 2006.
  16. Макушина, О.П. Психологическая зависимость от родителей в подростковом возрасте / О.П. Макушина // Вопр. психологии. — 2002. — № 5.
  17. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. — М., 1997.
  18. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — М.; Воронеж, 1995.
  19. Первин, Л. Психология личности / Л. Первин, О. Джон. — М.: Аспект1Пресс, 2000.
  20. Поливанова, К. Н. Периодизация детского развития: опыт понимания / К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. — 2004. —№1.
  21. Поляков, С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения / С. Д. Поляков. — М., 2004.
  22. Пушкин, В. Н. Психология и парапсихология / В. Н. Пушкин // Парапсихология и современное естествознание / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. — М., 1989.
  23. Серебрянников, В. В. Социология войны / В. В. Серебрянников. — М.: Ось189, 1998.
  24. Степанов, П. В. Теория и практика воспитания: разлукина перекрестках педагогики / П. В. Степанов // На перекрестке педагогики и психологии. — Ульяновск, 2006.
  25. Сулейменова, С. М. Конфликтные ситуации в работе учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук / С. М. Сулейменова. — М., 1981.
  26. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — М.: Просвещение, 1980.
  27. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства/ Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 1997.
  28. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 1999.
  29. Франкл, В. Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере / В. Франкл.—М.: Смысл, 2004.
  30. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Прогресс, 1990.
  31. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм. — М.: Республика, 1994.
  32. Шигарева, Ю. Детоубийцы / Ю. Шигарева // Аргументы и факты. — 2007. — № 15.
  33. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П. Н. Шихирев.—М.: Ин-т психологии РАН, 1999.
  34. Шулешко К. и др. Детовщина / К. Шулешко // Новые известия. — 2007. — 22 июня.
  35. Ядов, В. А.Одиспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика