В процессе онтогенеза подростковый период, как известно, занимает особое
место как в плане физического, психофизиологического роста-развития, так и в
плане социального развития-осуществления. Важнейшим показателем измерения
места-значения подростка в этом процессе является уровень его социальной
зрелости как выступающего в новой позиции, фиксируемой им самим и окружающими.
И в оценке такого его развития главными становятся наличие и степень
выраженности таких феноменов, как саморазвитие, самоидентификация,
самореализация и т. д.
Проблема самореализации является сегодня едва ли не одной из самых
популярных. В настоящее время ситуация с самореализацией в нашей стране
напоминает ситуацию на Западе, о которой более 10 лет назад писал Д. А.
Леонтьев: самореализация стала «неотъемлемой частью интеллектуального
ландшафта... и... любой уважающий себя человек обязан к этому стремиться. Не
стремиться к самореализации — это дурной тон, почти за гранью приличий» [18. С.
157]. Ироничная форма предъявления актуальности проблемы не снижает, а, скорее,
подчеркивает ее значимость. Самореализация сегодня не просто насущная
потребность, а без преувеличений одно из важнейших условий выживания как
отдельного человека, так и человечества в целом (подробно об этом см.: [13])
В большинстве научных исследований речь идет о самореализации взрослого
человека, где она рассматривается как некое «вершинное» проявление. Основанием
для этого выступают выделяемые учеными необходимые для самореализации очень
серьезные качества и свойства, с одной стороны требующие для своего проявления
личностной зрелости, с другой — сами являющиеся показателями личностной
зрелости: сформированность «образа Я», окончание самопознания своих
способностей [1], поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих
ценностей и смысла своего существования [17] и т. д.
Литература
Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. —
М:Мысль, 1991.
Аникина, В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных
ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук / В. Г. Аникина. — М., 2000. — 223
с.
Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров /
А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996.
Батищев, Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип /
Г. С. Батищев // Проблема человека в современной философии. — М., 1969.
Бильгильдеева, Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание
условий для ее самореализации: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. Ю.
Бильгильдеева. — Кострома, 1999.
Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический
обзор / Н. Р. Битянова. — М.: МПСИ: Флинта, 1998.
Вахромов, Е. Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с
отклоняющимся поведением / Е. Е. Вахромов. — М., 2003.
Власенкова, Е. Г. Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным
уровнем самореализации: Дис. ... канд. психол. наук / Е. Г. Власенкова. —
Южно-Сахалинск, 2005.
Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. ...
д-ра психол. наук / Э. В. Галажинский. — Томск, 2002.
Деркач, А. А. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре
онтогенеза / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2007. — № 2.
Дерманова, И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов
поведения / И. Б. Дерманова // Психологические условия самореализации личности
/ Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. — СПб., 1999. — Вып. 3. — С.
51—60.
Егорычева, И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики
/ И. Д. Егорычева // Мир психологии. — 1999.—№1.
Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) /
И. Д. Егорычева // Мир психологии. — 2005. — № 3.
Егорычева, И. Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика
организации внеучебной деятельности: Метод. пособие для учителей, воспитателей,
школьных психологов, педагогов дополнительного образования / И. Д.
Егорычева.—М.:АПКи ППРО, 2007.—188 с.
Кебина, Н. А. Смыслообразующие основы формирования и самореализации
личности: Дис. ... д-ра филос. наук / Н. А. Кебина. — М., 2004. — 432 с.
Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного
образования как условие самореализации детей: Дис. ... канд. пед. наук / Н. В.
Кокорева.—Саранск, 2004.— 184 с.
Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные
отношения / Л. А. Коростылева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000.
Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев
// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской
психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М., 1997. — С.
156—175.
Линецкий, Ю. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: Дис.
…канд. психол. наук / Ю. Л. Линецкий. — М., 2004. — 236 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999.
Омбоева, Н. А. Педагогические условия самореализации подростков в учебной
деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Омбоева. — Волгоград, 2002. —
211 с.
Ребро, И. В. Формирование мотивации самореализации подростков в условиях
задачной ситуации: Дис. ... канд. пед. наук / И. В. Ребро. — Волгоград, 2005. —
199 с.
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. —
М., 1994.
Рукавишникова, Е. Л. Подготовка учителя начальных классов к обеспечению
творческой самореализации сельского школьника в процессе кружковой работы: Дис.
... канд. пед.наук / Е. Л. Рукавишникова. — Красноярск, 2004.
Рыбалко, Е. Ф. Роль психологической защиты в самореализации личности в
период ранней юности / Е. Ф. Рыбалко, Т. В. Тулупьева // Психологические
условия самореализации личности / Под ред Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. —
СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. —Вып. 3. — С.193—203.
Сайко, Э. В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как
форма субъективного самоосуществления / Э. В. Сайко //Мирпсихологии.—2004.—№2.—
C. 3—11.
Свешников, С. Ю. Педагогические условия самореализации школьника в
воспитательном пространстве лицея: Дис. ... канд. пед. наук / С. Ю. Свешников.
— Кострома, 2005.
Семенова, З. Ф. Мотивационный потенциал личности как фактор совладающего
поведения / З. Ф. Семенова, М. В. Дмитриева // Психологические условия
самореализации личности / Под ред Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. — СПб.,
1999. — Вып. 3. — С. 123—132.
Тимофеева, Н. В. Самореализация личности дошкольника в обучении как
педагогическая проблема: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Тимофеева. —
Хабаровск, 1999.
Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности: Избр. труды / Д. И.
Фельдштейн.—М.:МПСИ:Флинта, 1999.
Хаяйнен, Е. В. Условия становления личностной рефлексии в подростковом
возрасте: Дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Хаяйнен. — М., 2005.
Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М.
Мастеров.—М.: Интерпракс, 1995.
Otto, Н. То be or not to be... actualizing / Н. Otto // To be or not to
be...:Existentialpsychologiсal perspectives on the self / Ed. by S.
Jourard.—Gainesville; FL: University of Florida Press, 1967.—P. 50—67