Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Авторская программа «Читайка», или Как «приручить» детскую интуицию

Ломбина Т.Н.
Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров, заведующая Лабораторией «Одаренные дети» , Россия

Лукша В.Г.
Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров, научный сотрудник Лаборатории «Одаренные дети» , Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Дошкольное детство! Оно поставило в наши дни много новых и сложных вопросов, в том числе вопросов познания мира ребенком. Именно в этом плане в статье анализируются основные противоречия современной системы дошкольного образования, обсуждаются пути их преодоления и в контексте последнего рассматриваются правополушарные мозговые функции дошкольника как основа его развития, обучения и становления личности. Приведены данные о возрастающей роли правополушарного мышления, зафиксированного уже в начале XXI в.

Известно [8], что около 50 % способностей к обучению закладываются в первые четыре года жизни, а еще 30 % — до семи лет. Это не значит, что к четырем годам дети приобретают 50 % знаний, или 50 % мудрости, или 50 % интеллекта. Это просто означает, что в течение первых лет жизни созревают основные мозговые структуры, обеспечивающие готовность к обучению. Все осталь­ное, что человек узнает и чему научится в своей жизни, он будет строить на этом фундаменте, вокруг этого ядра. Таким образом, с трех до семи лет ребенок активно овладевает своими умственными возможностями. Именно в этот период он приобретает направление движения в обучении по пути: а) либо одаренного ребенка; б) либо обыкновенного ребенка; в) либо неспособного ребенка.

Для развития способностей в этот период необходимо, чтобы умст­венная деятельность протекала на фоне ярко выраженных эмоций — чувства радости, удовольствия, может быть, даже восторга (способности при отсутствии таких эмоций не удается развить даже за долгие часы напряженной ра­боты) [25]. Известно также, что важнейшие составляющие личностного развития закладываются в первые пять—семь лет жизни ребенка: «Каково детство, такова во многом личность и жизнь человека».

Литература
  1. Бескова, И. А. О природе трансперсонального опыта / И. А. Бескова // Вопр. филосо­фии. — 1994. — № 2. — С. 35—44.
  2. Богомолов, Ф. Манифест интеллектуального ренессанса [Электронный ресурс] / Ф. Бо­гомолов, Ю. Магаршак. — Режим доступа: http://www.kontinent.org/art-view.asp?id=2085 сво­бодный.
  3. Богомолов, Ф. Язык мировой научной элиты XXI в. — русский? / Ф. Богомолов, Ю. Ма-гаршак // Знание — сила. — 2004. — № 7.
  4. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка / В. И. Гарбузов. — СПб.: Дельта; М: ACT, 1997.
  5. Грановская, P. M. Интуиция и искусственный интеллект / P. M. Грановская, И. Я. Березная. — Л.: Ленингр. ун-т, 1991.
  6. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. — М.: Соцветие, 1992.
  7. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон. — М.: Педагогика, 1985.
  8. Драйден, Г. Революция в обучении / Г. Драйден, Д. Воc. — М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.
  9. Калгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Калгрен. — М.: Моск. центр вальдорфской педа­гогики, 1992.
  10. Кудрявцев, В. Т. Субъект деятельности в онтогенезе / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопр. психологии. — 2001. — № 4. — С. 14—30.
  11. Кулаков, М. Г. Перспективный рынок информационных технологий в 1 триллион долла­ров [Электронный ресурс] / М.Г. Кулаков. — Режим доступа: http://www/it-journal.ru/?page=eco-nom&id=h4q94fxo4ie2iu 1 evaw754ua&data=2005/3. свободный.
  12. Кюлевинд,Г. Вальдорфская педагогика / Г. Кюлевинд //Знание — сила.—1991. — № 5.
  13. Ломбина, Т. Н. Читайка / Т. Н. Ломбина. — М.: РИПОЛ классик, 1999. — 476 с.
  14. Ломбина, Т. Н. О проблемах обучения дошкольников в России[Электронный ресурс]/ Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Вестн. Ин-та биологии Коми НЦ УрО РАН. — 2003. — №10. — Режим доступа: http://ib.komisc.ru/add/old/doc/lucsha.doc. свободный.
  15. Ломбина, Т. Н. Обучение дошкольников грамоте по авторской программе «Читайка» / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.
  16. Ломбина, Т. Н. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать до­школьников / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 12.
  17. Ломбина, Т. Н. Развитие творческих способностей малышей / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 250 с.
  18. Магнитская, К. Б. Читателииграмотеи [Электронный ресурс] / К.Б. Магнитская. — Ре­жим доступа: http://neuro.vlink.ru/925/htm. свободный.
  19. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. — М.: Смысл, 1999.
  20. Одаренные дети. — М.: Прогресс, 1991.
  21. О так называемом альтернативном зрении или феномене прямого видения / Н. П. Бех­терева, Л. Ю. Ложникова, С. Г. Данько и др. // Физиология человека. — 2002. — Т. 28, № 1. — С. 23—34.
  22. Психологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://azps.ru/handbook/i/intu230.html. свободный.
  23. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обуче­ния / А. Л. Сиротюк. — M.: ТЦ Сфера, 2003.
  24. Сиротюк, А. Л. Обучение без стресса / А. Л. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 1. — С. 76—85.
  25. Юркевич, B. C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / B. C. Юркевич. — М.: Просвещение
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика