В решении проблем развития современного человека и его культуры во все
большей степени осмысливается важность целостного подхода к его познанию,
значимость понимания и учета взаимообусловленности, взаимодействия в его
развитии общефизиологических, психофизиологических, психологических,
физических, экономических, социальных и других факторов, что приобретает особую
остроту в организации образования в наше сложное кризисное время,
характеризующееся, в частности, неустойчивостью состояния общества,
напряженностью, противоречиями и т. д.
Эти обстоятельства оказывают огромное влияние на человека и, прежде всего,
на растущее поколение, вызывая эмоциональное напряжение, стрессы, физические
срывы, связанные как с общими сложностями развития общества, экологической
ситуацией и т. д., так и конкретно с организацией учебной деятельности, где еще
не отработаны в полной мере критерии нагрузки на детей с учетом, в частности,
мощного информационного фона. Реальные данные о физическом состоянии
современных школьников в этом плане вызывают тревогу.
Особенно заметны изменения в состоянии здоровья младших школьников. Это
проявляется в снижении интереса (мотивации) детей к физическим упражнениям,
происходит сокращение двигательной активности у первоклассников по сравнению с
дошкольниками в среднем на 50 % [10].
Литература
Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К.
Анохин.—М., 1968.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.—М.,
1975.
Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич.—М.: Теория и
практика физической культуры, 2000. — 275 с.
Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.
А. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
Вестбрук А. Айкидо и динамическая сфера / А. Вестбрук, О. Рати; Пер. с
англ. Д. Палец, Б. Калитенко. — Киев: София, 2001. — 368 с.
Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. —
М., 1984. — Т. 4. — С. 376—384.
Гурфинкель, В. С. Сенсорные комплексы и сенсомоторная организация / В. С.
Гурфинкель, Ю. С. Левик // Физиология человека. — 1979. — Т. 5,№3. — С.
399—414.
Козлов, И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников [Электронный
ресурс] / И. М. Козлов // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка.—1996.—№ 2. — С. 11—12. — Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1996N2/p11112.htm
свободный.
Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для
студ. вузов / Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2001. — 240 с.
Лубышева, Л. И. Здоровьеформирующая технология физического воспитания
младших школьников на основе использования традиционного каратэ [Электронный
ресурс] / Л. И. Лубышева, А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. —2006. — № 3. — С. 5—13. — Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006N3/p5113.htm
свободный.
Лях, В. И. Исследования координационных способностей детей школьного
возраста: Дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Лях. — М., 1990. — 514 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.
культуры / Л. П. Матвеев. — М.: ФиС, 1991. — 543 с.
Назаренко, Л. Д. Эстетическое содержание различных видов двигательной
деятельности [Электронный ресурс] / Л. Д. Назаренко, С. Н. Ключникова //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 2. — С.
25—26, 39—40. — Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N2/
p25-26, 39-40.htm свободный.
Озеров, В. П. Психологические основы диагностики и формирования
психомоторных способностей у школьников и студентов: Автореф. дис. ... д-ра
психол. наук / В. П. Озеров. — М., 1993. — 38 с.
Попов Г. Г. Биологические подходы к повышению эффективности обучения детей
двигательным действиям [Электронный ресурс] / Г. Г. Попов // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 1. — С. 5—13. —
Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006N1/p214.htm
свободный.
Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их
решению [Электронный ресурс] / А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов, М. А.
Правдов // Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка.—2002.—№4.—С. 5—13.—Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p50153.htm
свободный.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих
материалов / М. М. Семаго, Т. В. Ахутина, Н. Я. Семаго и др.; Под общ. ред. М.
М. Семаго.—М., 1999.—138 с. — (Библиотека психолога-практика).
Саотомэ, Мицуги. Айкидо и гармония в природе / Мицуги Саотомэ; Пер. с англ.
Н. Шпет. — Киев: София, 1998. — 304 с.
Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — М.: Изд1во АН
СССР, 1952.
Стародубцева, И. В. Умственное развитие старших дошкольников в процессе
физического воспитания [Электронный ресурс] / И. В. Стародубцева, Е. А.
Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005.
— № 3. — С. 18—22. — Режим доступа:
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N3/pl8122.htm
свободный.
Уэсиба, Киссёмару. Дух айкидо / Уэсиба Киссёмару; Пер. с англ. С. Никшич. —
Киев: София, 2000. — 128 с.
Уэсиба, Морихей. Будо-учение основателя Айкидо / Морихей Уэсиба; Пер. с
англ. И. Савенко. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 224 с.
Формы и средства организации комплексной психологической помощи детям
школьного возраста / О. А. Матвеева // Образование: исследовано в мире
[Электрон. ресурс] // Международный научный педагогический Интернет-журнал с
библиотекой-депозитарием = oimru / Ред. совет: В. П. Борисенков, Б. С.
Гершунский, Н. И. Загузов, Н. Д. Никандров, В. А. Поляков,Б. Н. Сизов, Д. И.
Фельдштейн и др.; гл. ред. Р. П. Будаков; программист Д. А. Мариенко;
Российская академия образования, ГНПБ им. К. Д. Ушинского; спонсор «Прожект
хармони. Инк». —Электрон. журн. с библиотекой.—М.: OIM.RU, 2000.—Режим доступа:
http://www.oim.ru. —Загл.с экрана. — Номер
гос. регистрации: Эл№7714365.
Халоша, Е. В. Принцип биологической целостности: онтологические,
методологические и гносеологические аспекты при становлении
социально-культурной природы человека / Е. В. Халоша // VI межуниверс.
науч.-метод. конф. «Организация и методика учебного процесса,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: Матер. Межуниверс. конф. —
М., 2000. — Ч. 2. — С. 5—9.