Условия жизни людей сегодня (особо можно отметить следствия роста населения
мира, ускорение процессов глобализации и т. п.) вновь делают особо актуальными
поиск универсальных общепсихологических характеристик человека, включая и
уровень разделяемых им базовых ценностей. При этом оказывается важно и
уточнение усваиваемой людьми специфики ценностей каждой отдельной, в том числе
и российской, культуры, той специфики, которая помогает людям жить
достойно.
Представители разных отраслей человековедения не раз подчеркивали высокую
значимость в жизни людей разделяемых ими ценностей и уточняли, что их научное
изучение неизбежно принимает междисциплинарный характер (среди психологов,
например, В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев [12; 18]). При обращении к проблеме
ценностей (речь не идет о материальных) в своей конкретной отрасли исследований
специалисты нередко полагают, что это чисто философская епархия, а философами
уже проведен их исчерпывающий логический анализ. Однако нельзя не отметить, что
до сих пор не теряет актуальности замечание логика и философа Н. Решера [30],
что неоднократные попытки навести концептуальный порядок в этой области привели
к согласию только в том, что такой порядок необходим.
Литература
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.—М.:
Педагогика, 1980. — Т. 1.
Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы
субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в
психологической науке. — М., 2000. — С. 27—42.
Бельтинг, Х. Образ и культ: Пер с нем. / Х. Бельтинг. — М., 2002.
Бодалев, А. А. Проблемы формирования смысла жизни и становления личности /
А. А. Бодалев // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла
жизни: Матер. III—V симпоз. Психол. Ин-т Российской академии образования / Ред.
В. Э. Чудновский и др. — М., 2001. — С. 22—31.
Божович, Л. И. К развитию аффективно1потребностной сферы человека / Л. И.
Божович// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.
В. Давыдова.— М., 1978. — С. 168—179.
Брушлинский, А. В. Российские реформы и менталитет: (о психологии
индивидуального и группового субъекта) / А. В. Брушлинский // Субъект действия,
взаимодействия, познания. — М.; Воронеж, 2001. — C. 108—111.
Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. — М.: Прогресс, 1990.
Вригт, Г. Х. фон. Новый подход к логике предпочтения / Г. Х. фон Вригт //
Логико-философские исследования. — М., 1986. — С. 411—448.
Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. — СПб.: Владимир Даль, 2002.
Добрынин, Н.Ф. Проблема значимости в психологии / Н. Ф. Добрынин // Матер.
совещания по психологии. — М., 1957.
Зейгарник, Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В.
Зейгарник, Б. С. Братусь. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
Знаков, В. В. Научно-психологические и религиозно-философские подходы к
изучению духовных ценностей понимающего мир субъекта / В. В. Знаков //
Ценностное сознание личности в период преобразования общества. — М., 1997. — C.
76—95.
Знаков, В. В. Предисловие / В. В. Знаков // Субъект, личность и психология
человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. — М., 2005. — С.
3—9.
Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. — СПб.: Питер,
2003.
Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э.
В. Галаинский. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
Кьеркегор, С. Или-или / С. Кьеркегор. — М.: Арктогея, 1993.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — 21е
изд. — М.: Политиздат, 1977.
Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой
реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.
О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А.
Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник и др. // Вопр. психологии. — 1979. —
№ 3. — С. 35—45.
Петренко, В. Ф. Психология и политика: конструктивистская парадигма / В. Ф.
Петренко // Современные направления междисциплинарных исследований: Матер.
науч. конф., посвященной памяти члена-корреспондента РАН А. В. Брушлинского, 8
октября 2002 г. / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. — М., 2003. — С.
378—390.
Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.—М.:
Педагогика,1973.
Смирнов, Л. М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения
ценностей / Л. М. Смирнов // Психологический журн. — 1996. —№1. — C.
157—168.
Смирнов, Л.М. Базовые ценности—поиск истоков / Л. М. Смирнов.—Волгоград:
Учитель, 2005.
Тихомиров, O. K. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии / O. K.
Тихомиров // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О. К.
Тихомиров. — M., 1977. — С. 5—20.
Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности /
Н. И. Непомнящая, М. Е. Каневская, О. К. Пахомова и др. // Вопр. психологии. —
1980. — №1.
Lewin, К. Constructs in field theory [1944] / K. Lewin // Field theory in
social science: Selected theoretical papers by Kurt Lewin / Ed. by D.
Cartwright. — L., 1952. — P. 30—42.
Lovejoy, A. O. Terminal and adjective values / A. O. Lovejoy // Journal of
philosophy.—1950.— Vol. 47. — P. 593—608.
Morris, C. W. Varieties of Human Value / C. W. Morris. — Chicago:
University of Chicago Press, 1956.
Pike, K. Language in relation to a unified theory of the structure of human
behavior / K. Pike.— Hague: Mouton, 1967.
Rescher, N. Introduction to value theory / N. Rescher. — 31d ed. —
Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1982. — Vol. 7. — 191 p.
Schwartz, S. H. Universals in the Content and Structure of Values:
Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries / S. H. Schwartz //
Advances in Experimental Social Psychology. —1992. — Vol. 25. — P. 1—65.