Мир психологии 2008. № 1. С. 93–101
ISSN:
2073-8528
К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды
Григорьева М.В. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186 e-mail: grigoryevamv@mail.ru
Влияние на личность радикальных и динамичных изменений, происходящих в мире
и в нашей стране, ставит проблему психологического анализа процесса
взаимодействия личности со средой. В новых условиях жизнедеятельности важна
способность личности быстро реагировать на усложняющиеся процессы социального,
экономического и культурного развития общества, ее готовность эффективно
действовать в соответствии с новыми требованиями, формируемыми в объективно
создавшейся ситуации.
В психологии изучаются различные аспекты—формы, уровни,
способы—взаимодействия личности и среды. И особую сферу исследования явления
взаимодействия составляют проблемы, связанные с познанием готовности к нему,
условий развития способности к продуктивному его осуществлению, что требует
соответствующего уровня социализации индивида. Одним из институтов, формирующим
опыт взаимодействия и обеспечения необходимой социализации в этом плане,
является школа.
Литература
Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и
стратегии исследования / К. А. Абульханова9Славская // Психологический
журн.—1994.—Т. 15,№4.— С. 39—55.
Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.—М.:
Педагогика, 1980. — Т. 1.
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер,
2002.
Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.
А. Балл //т Вопр. психологии. — 1989. — № 1. — С. 92—100.
Барабанщиков, В. А. Системность. Восприятие. Общение / В. А. Барабанщиков,
В. Н. Носуленко. — М.: ИП РАН, 2004.
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. — М.: Прогресс,
1987.
Ганзен, В. А. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному
исследованию психических состояний человека / В. А. Ганзен, В. Н. Юрченко //
Психические состояния: Межвуз. сб. ст. — Л., 1981. — С. 3—23.
Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. — Л.,
1984.
Григорьева, М. В. Диагностика семантических пространств педагогов / М. В.
Григорьева // Вопр. практической психологии: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов,
2000. — Вып. 13. — С. 58—62.
Григорьева, М. В. Влияние отношения родителей к школе и учителям на процесс
адаптации их детей / М. В. Григорьева // Проблемы социальной психологии
личности. — Саратов, 2004. — Вып. 1. — С. 204—210.
Григорьева, М. В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной
адаптации в разных условиях обучения: Автореф.…канд. психол. наук / М. В.
Григорьева.—Казань, 2005.
Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В.
Карпов.— М.: Изд9во Ин9та психологии РАН, 2004.
Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — Л., 1963.
Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф.
Ломов.— М.: Наука, 1984.
Панферов, В.Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева / В. Н.
Панферов, В. Н. Куницына // Психологический журн. — 1992. — Т. 13,№3.
Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. —
М.: Наука, 1982.
Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.,
1986.
Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин. — М.: Наука, 1985.
Реан, А. А. Психология адаптации личности: Анализ. Теория. Практика / А. А.
Реан, А. Р. Кудащев, А. А. Баранов. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Роббер, М.8А. Психология индивида и группы / М.9А. Роббер, Ф. Тильман. —
М.: Прогресс, 1988.
Степанова, С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С. И.
Степанова. — М.: Наука, 1986.
Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. — М.: Мир, 1980.
Холл, М. 51 метапрограмма НЛП / М. Холл, Б. Боденхамер. — СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
Шабров, О. Ф. Развитие сложных систем: кибернетика или синергетика? / О. Ф.
Шабров // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. — М., 1997. —
С. 26—28.
Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности / Р. М.
Шамионов.— Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2004.