[an error occurred while processing this directive] Ребенок и Интернет. Мифы и реальность (К вопросу о формировании когнитивных и языковых способностей у детей) - - 2010. № 2
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9855Новости 1928Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS

Проблемы филологии: язык и литература

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN: 2077-6934

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ребенок и Интернет. Мифы и реальность (К вопросу о формировании когнитивных и языковых способностей у детей) 247

Туранская П.В.
заведующая научно-исследовательской лабораторией перевода факультета иностранных языков МГППУ, Россия

Полный текст

Миф №1. Телевидение и Интернет — явления одного порядка. Они провоци­руют ребенка на пассивное и поверхностное поглощение большого количества ин­формации.

Реальность. Телевидение и Интернет — абсолютно разные явления.

Телевидение является технологией монологического присутствия, которая может предоставить зрителю какую-либо информацию, но не предусматривает обратной связи. В подобных коммуникационных средствах мало возможностей для во­влечения в диалог, которые как раз и оказывают влияние на глубину восприятия и пони­мания информации. Ведущему телепередачи нельзя задать вопрос, ему невозможно возра­зить. Телезритель не может прервать просмотр фильма или передачи, чтобы обдумать некоторые их моменты и снова вернуться к просмотру. Послания радио, телевидения и кино безличны, и поэтому действительно способствуют возникновению интеллектуаль­ной пассивности у тех, кто проводит много времени за этими занятиями.

Интересно рассмотреть в этом контексте и книгопечатание. Хотя оно относит­ся к монологическим технологиям, в нем часто содержится потенциал для транс­формации, превосходящий тот, что имеется у радио и телевидения. Отчасти по­добное различие может быть вызвано тем, что сам акт чтения граничит с диалогом. Мы можем сами регулировать темп чтения, мы можем остановиться и подумать, встать на точку зрения автора или попытаться ее опровергнуть. Можно сказать ина­че: во время чтения человек часто создает для себя образ автора и вступает в некие личные отношения с ним. В результате чтение книг на какую-либо тему способству­ет значительно более глубокому пониманию информации, чем просмотр фильмов или телепередач на ту же тему.

Интернет же является диалогической технологией по сути своей. Он значительно сильнее способствует трансформации наших представлений о реальности.«Все­мирная паутина» обеспечивает возможность мгновенного контакта между людьми по всему миру. Люди из любого места на Земле могут в любое время включиться в сознание человека. Более того, электронная почта и социальные сети побуждают людей к значи­тельно большей включенности в диалог, чем книги и газеты, не говоря уже о радио и телевидении. По контрасту с монологическими технологиями, здесь человек сам участвует в конструировании своего мировоззрения, и получившаяся ментальная конструкция становится уникальным отражением индивидуальных личностных особенностей каждого из нас1.

Миф №2. Активное пользование компьютером и Интернетом сокращает вре­мя, отводимое ребенком и подростком на чтение книг, общение с близкими людь­ми и занятия спортом.

Реальность. В Гонконге в 2001 году было опрошено 2110 детей школьного возраста. Опрос показал, что школьники, в чьей повседневной жизни компьютеры и Интернет занимают значительное место, посвящают физическим упражнениям и общению с товарищами не меньше, а больше времени, чем их сверстники, не инте­ресующиеся компьютерами. Этот вывод справедлив для всех опрошенных девочек, а также для мальчиков, применяющих компьютеры в основном для выполнения до­машних заданий, общения и навигации по Интернету. А вот мальчики, для кото­рых на первом месте стоят компьютерные игры, не придают большого значения ни социальному общению, ни физическим упражнениям. Таким образом, можно го­ворить о несколько различающихся стилях жизни гонконгских школьников, если рассмотреть их под углом зрения заинтересованности подростков в ИТ2.

В Сингапуре в 1999 и 2000 годах был проведен опрос, в котором приняло уча­стие более тысячи старшеклассников. Исследователи выяснили, что интерес к Ин­тернету положительно коррелирует с такими видами деятельности, как чтение книг, прослушивание радиопередач и общение с друзьями; при этом уменьшается время, отводимое подростками на просмотр телевизора. Тогда как вза­имоотношения с членами семьи и занятия спортом оказались совершенно не связа­ны с интересом к Интернету3.

Миф №3. Большинство форм деятельности детей в Интернете не способст­вуют развитию их интеллектуальных способностей. Все, чем может заняться школьник в Интернете, — это компьютерные игры, пустая и безграмотная болтовня в чате, «скачивание» из Интернета рефератов и чтение классиков мировой и отече­ственной литературы в дайджестах. Все это способствует деградации умственных способностей даже одаренных детей. Кроме того, в Интернете вообще мало разви­вающих ресурсов для детей и много порнографических материалов.

Реальность. Если для развития ребенка очень важно пробудить в нем по­знавательную мотивацию, то для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся потребность в познании. Возможности Интерне­та в этом плане удивительно богаты. Сайтов и порталов, предназначенных для детей, в русскоязычном секторе Интернета довольно много, и число их быстро увеличивается.

Надо отметить разработанный при участии образовательного портала «Кирилл и Мефодий»4 детский портал «виртуальные дети» с конкурсами, учеб­ными материалами, играми, чатами, форумами, даже с подробной информа­цией для родителей5; детский портал с Интернет-журналом для детей, конкур­сами и чатами, а главное — с массой учебных и занимательных материалов по школьным предметам, по науке и технике, по культуре и искусству, по биоло­гии, экологии и психологии, по информационный технологиям и по всевоз­можным детским увлечениям6.

Полезную для себя информацию школьники могут почерпнуть на таких web­pecypcax, как «Образовательный сервер «Школы в Интернете»7, «Школьный мир: олимпиады и викторины»8, «Все образование в Интернет»9 и «Всероссийский @вгустовский педсовет»10. Однако педагоги (кроме преподавателей информатики) в России, да и не только в России, в среднем значительно меньше, чем школьники, пользуются компьютерами; это относится и к свободному времени, и к аудиторно­му. Вполне вероятно, что российские учителя в меньшей степени прибегают к Ин­тернету, чем их коллеги из стран с более развитым доступом к технологиям. Между тем, по мнению опрошенных американских учителей биологии, химии и физики, применение Интернета способствует эффективности преподавания естественнона­учных дисциплин11.

Итоги

Как видно из вышесказанного, увлечение ребенка Интернетом само по себе не провоцирует его на пассивное и поверхностное поглощение большого количе­ства информации, не сокращает время, отводимое им на чтение книг, общение с близкими людьми и занятия спортом. Интернет предоставляет ребенку и подро­стку богатые возможности удовлетворения потребности в познании. Проблема, вероятно, заключается в выборе подростком более простых для понимания и на­правленных не на интеллектуальное развитие, а на развлечение и уход от сложно­стей жизни интернет-сайтов.


 1 Герген К. Дж. Сотовый телефон и отсутствующее присутствие // Постнеклассическая психология. Социальный конструктивизм и нарративный подход. Научно-практический журнал. №1(2). М., 2005.

2 Ho S.M.Y., Lee T.M.C. Computer usage and its relationship with adolescent lifestyle in Hong Kong // Journal of Adolescent Health, vol. 29 (4). 2001.

3 Lee W., Kuo E.C.Y. Internet and Displacement Effect: Children's Media Use and Activities in Singapore // Journal of Computer-Mediated Communication, Vol. 7(2). 2002. [WWW Document]. URI http://www.ascusc.org/jcmc/vol7/ issue2/singapore.html.

4 Мультипортал «Кирилл и Мефодий» // www.km.ru

5 Детский портал «Bиртуальные дети» // www.vkids.km.ru

6 Интернет для детей. Каталог детских ресурсов // www.kinder.ru

7 Образовательный сервер «Школы в Интернет» //schools.techno.ru

8 Школьный мир: олимпиады и викторины // school.holm.ru/olimpia

9 Все образование в Интернете // www.alledu.ru

10 Всероссийский @вгустовский педсовет» // pedsovet.alledu.ru

11 Бабаева Ю.Д., Войскуновский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М. 2003.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика