Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отбор и обучение профессиональных замещающих семей: инструменты и критерии эффективности

Арчакова Т.О.
психолог, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия
e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Полный текст

В США более 500 тысяч детей постоянно или временно проживают в профессиональных замещающих семьях (foster families). Несмотря на то, что система foster care является ключевым звеном в помощи детям, которые по каким-то причинам не могут проживать со своими родителями, организационные и психологические проблемы подготовки семейных воспитателей периодически становятся причиной разногласий с органами, представляющими интересы ребенка (child welfare agencies).

Основные претензии чиновников к специалистам, работающим с замещающими семьями, - это отсутствие четких критериев оценки эффективности программ подготовки семейных воспитателей, и, в результате, недоверие к их полезности. Также семейные воспитатели сталкиваются с тем фактом, что планка требований общества к родителям поднимается все выше. Помимо налаживаний отношений с приемным ребенком, им приходится решать типичные проблемы «работающих родителей», «одиноких родителей» и т. д. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению возраста детей и усилению негативного  опыта жизни в родительской семье, что требует от семейных воспитателей особой подготовки.

Подготовка семейных воспитателей является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенстовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Первое масштабное исследование, которое можно считать достаточно валидным, было проведено в 1978 году в Калифорнии. Оно показало, что замещающие семьи, прошедшие специальную подготовку, имеют больший багаж психолого-педагогических знаний, ощущают большую поддержку и более удовлетворены своей ролью, чем не прошедшие обучение.

Что же такое «хорошая» программа подготовки профессиональных замещающих семей, позволяющая добиться положительного эффекта?

По сути, большинство подобных программ состоят из тематических блоков, в которые входят:

  • Ознакомление с правами и обязанностями замещающей семьи, объяснение принципа взаимного подбора – семьи, подходящей для ребенка и ребенка – для семьи; 
  • Мотивация на сотрудничество с командой профессионалов и с биологическими родителями ребенка, на совмествное принятие решений; развитие навыков получения адекватной поддержки от окружающих;
  • Повышение психолого-педагогической компетентности: знания о развитии ребенка, о возможных проблемах и путях их решения, развитие навыков общения с детьми (в том числе при помощи известного Тренинга родительской эффективности Т. Гордона, творчески переработанного в нашей стране Ю.Б. Гиппенрейтер).

К примеру, в исследовании Lee J.H. & Holland T.P. на основе программы MAPP – Model Approaches to Partnership in Parenting (Моделирующий подход к партнерским отношениям родителей) использовались следующие критерии эффективности:

  • Снижение числа нереалистичных ожиданий в отношении ребенка;
  • Отказ от телесных наказний;
  • Более глубокое понимание детско-родительских отношений;
  • Развитие эмпатии и понимание нужд ребенка.

… делает вывод, что параметры, выбрираемые в качестве критериев эффективности программ подготовки замещающих семей, просто отражают доминирующие в обществе представления о правильном родительском поведении, то есть не являются специфичными именно для замещающих семей.

Дополнительную неопределенность вносит проблема экспериментальной проверки эффективности программ подготовки. В контрольную группу (не прошедшую обучение) попадают замещающие семьи, совершенно иначе мотивированные на работу, имеющие другие представления о сотрудничестве с командой специалистов. Существуют также семьи, уже имеющие опыт воспитания своих и чужих детей (например, племянников), которые оказываются достаточно компетентны и без специального обучения.

Если в качестве критерия эффективности использовать число случаев возвращения ребенка из-за проблем, возникших в замещающей семье, то весьма эффективной является программа NOVA (Simon & Simon, 1982), целью которой является «привлечение, отбор, обучение и поддержка замещающих семей как членов команды, работающей на долгосрочную перспективу жизненного пути ребенка». Работа по ней дала почти в 2 раза меньше случаев отказа замещающей семьи воспитывать ребенка, даже в трудных случаях.

Прояснить ситуацию с целями, задачами и критериями эффективности подготовки замещающих семей может анализ диагностических инстурментов, на основе которых и происходит отбор кандиадатов, годных для работы с детьми.

Среди наиболее надежных опросников выделяют Potential for Foster Parenthood Scale (PFPS, Stone & Stone, 1983) – Шкалу для оценки потенциала замещающих семей, состоящую из 54 пунктов, и ее современную весрию Foster parent potential scale (FPPS, Orme, Buehler, McSurdy, Rhodes & Cox, 2003) из 76 пунктов. Иногда допускается использование диагностических инструментов, напрямую не относящихся к проблеме семейного устройства детей, например, Family Adaptability and Cohesion Scale (FACES III) – Шкала семейной адаптивности и сплоченности.

Опросники, оценивающие потенциал кандидатов, заполняются не ими самими, а специально обученными специалистами – психологами или социальными работниками. Фактически, они помогают максимально структурировать и привести к количественным результатам данные анамнестической анкеты, наблюдения и клинического интервью.

Приведем инструкцию и несколько вопросов из Шкалы для оценки потенциала замещающих семей. Эти примеры интересны еще и тем, что касаются проблемы общения с биологическими родителями ребенка – возможно, наиболее щекотливой для российских замещающих семей. Мы отдаем себе отчет в том, что термин «биологические родители» несет в себе пренебрежительный оттенок, сводя роль этих людей исключительно к физиологии. Однако в русском языке нет другого общепринятого аналога для понятия birth parents (досл. «родители по рождению», «родные родители»). Этот «пробел» в терминологии сам очерчивает «зону ближайшего развития» для отечественной теории и практики семейного устройства детей: выработку толерантного отношения к родителям, которые по тем или иным причинам не могут полноценно выполнять свои обязанности, и поиск для них достойного места в картине мира ребенка.  

Шкала для оценки потенциала замещающих семей

Эта шкала разработана, чтобы оценить способность потенциальных матерей и отцов обеспечить детям должную заботу в качестве замещающей семьи. Ни одна замещающая семья не обладает в полном объеме всеми желательными характеристиками, однако хорошие замещающие семьи обладают значительной частью знаний и умений из этого списка.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, максимально используя ваш профессиональный опыт. Примите во внимание информацию, полученную от самих родителей, сведения, полученные о них от других лиц, а также ваши собственные наблюдения и опыт общения с кандидатами.

Пользуйтесь следующими оценками для каждого вопроса:

1 = крайне маловероятно (0 – 10%)

2 = маловероятно (10 – 25%)

3 = скорее, маловероятно (25 – 49%)

4 = скорее, вероятно (50 – 75%)

5 = вероятно (75 – 90%)

6 = весьма вероятно (90 – 100%)

Для семьи, состоящей из двух родителей, на каждый вопрос отвечайте отдельно для и матери и для отца.

Насколько вероятно, что родитель сможет эффективно…

Таблица 1.

МАТЬ

ОТЕЦ

 

 

 

1. отмечать положительные стороны биологических родителей в общении с ребенком?

 

 

2. дать понять биологическим родителям ребенка, что его проживание в замещающей семье – это не постоянная, а временная мера?

 

 

3. поддерживать контакт ребенка с его биологическими родителями, сиблингами или другими родственниками?

 

 

4. помочь ребенку справиться с противоречивыми чувствами после посещения родной семьи?

 

 

5. помочь ребенку понять, какие сложности в родной семье привели к текущему положению дел?

 

 

6. помочь ребенку в ситуации «конфликта лояльности»?

 

 

7. делиться родительскими знаниями с биологическими родителями ребенка?

 

 

8. поддерживать контакты ребенка с друзьями, с которыми он общался до помещения в замещающую семью?

Естественно, что эти и другие диагностические инструменты прошли экспериментальную проверку на валидность. Расшифруем некторые требования к методикам для работы с замещающими семьями в форме конкретных практических вопросов:

Прогностическая валидность: будут ли кандидаты, получившие высокие баллы, допущены к участию в программе с большей вероятностью, чем те, кто получил низкий балл? Будет ли ребенок действительно помещен в их семью в обозримом будущем?

Конвергентная валидность (обоснованность): действительно ли замещающие семьи, у которых возникает много проблем, имеют более низкий родительский потенциал по результатам опросника?

Дискриминативная валидность: коррелируют ли баллы по опроснику с демографическими характеристиками или с установками замещающих родителей (например, с готовностью принять ребенка любого пола и возраста)?

Так при апробации FPPS в США обнаружилось, что афроамериканцы набирают более высокие баллы, чем евроамериканцы. Возможно, это объясняется тем, что среди афроамериканцев большее число испытуемых росли в расширенных семьях, где о них заботились не только родители или сами имели опыт воспитания не только своих детей, но и младших сиблингов, племянников и т.д. Это указывает на важность обращения к ближайшему социальному окружению замещающих родителей и необходимость работы с их представлениями о том, что такое «правильная» семья, чтобы они не чувствовали, что связанными благородной, но неестесвтенной задачей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Cuddeback G.S. et al. Measuring foster parent potential: Casey foster applicant inventory – worker version (CFAI-W). Research on Soial Work Practice, 2007, 17, 93.
  2. Lee J.H., Holland T.P. Evaluating the effectiveness of foster parent training. Research on Social Work Practice, 1991, 1, 162
  3. Orme J.G. et al. The foster parent potential scale. Research on Social Work Practice, 2003, 13, 181.
  4. Simon R.D. & Simon D.K. The effect of foster parent selection and training on service delivery. Child Welfare, 1982, 56, 515-524.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика