Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отчет о международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство до 7 лет и вся жизнь»

Абдулаева Е.А.
методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия
e-mail: elena-abdulaeva@mail.ru

Полный текст

В Москве 21-26 июня 2009 года состоялась международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство до 7 лет и вся жизнь».  В конференции приняли участие ученые и практики: психологи и педагоги, специалисты в области коррекционной, лечебной  и социальной педагогики, врачи, специалисты в области развития движения и в области  духовной жизни – всего более 300 участников из 33 городов России, Украины, Белоруссии и Латвии, а также из Англии, Швейцарии и Германии.

В современной цивилизации наметилось явное противоречие. С одной стороны ребёнку  уделяется огромное внимание: на него  работает  ряд  отраслей  индустрии, к  его  услугам  все  блага  и  достижения  цивилизации, разнообразие  игрушек  и  детской  одежды, литературы  о  детях  и  для  детей, обилие  развлечений  и  игр, развивающих программ и образовательных систем. С другой стороны, всё более заметно внедрение в детскую жизнь взрослой манеры речи, одежды, занятий. Наблюдается тенденция к ускорению темпа жизни и развития детей, сворачивание специфически детских видов деятельности. Третьей составляющей этого противоречия можно считать то, что дети уже с младшего дошкольного возраста проводят значительную часть жизни в виртуальной реальности. Различного вида зависимости среди младших школьников и подростков из частных случаев превратились в один из стилей жизни. Депрессивные расстройства, различные  виды  ожирения, нежелание  учиться и т.д. – часто встречающиеся признаки неблагополучия детей.

Сответствие требованиям  современной цивилизации в обыденном сознании зачастую понимается как вовлечение маленьких детей во взрослый стиль отношений, внедрение взрослой манеры  речи, одежды, поведения и занятий в юном возрасте. Высокотехнологичная цивилизация и культура   оставляет за рамками  ориентиры  смысла  существования и  назначения  человека.

 Как найти и сохранить здоровые ориентиры в воспитании и обучении детей? В чем состоит здоровое развитие? Этим и другим вопросам была посвящена конференция.   Ее лейтмотив -  забота о том, чтобы детство стало крепкой основой дальнейшей жизни человека. Дошкольное детство, его ресурсы и долгосрочные плоды, задачи и трудности стали предметом рассмотрения в докладах и на секциях. Основные направления работы конференции освещают проблемы современного детства и  задачи специалистов и родителей в самых разных направлениях.  Сомато-сенсорное  и психомоторное развитие;  речевое, эмоционально-личностное и когнитивное развитие; профилактика зависимостей; здоровая родительская позиция на разных этапах детской  жизни от рождения до школы; детские болезни – понимание  их роли, уход и лечение; ресурсы системы воспитания и преподавания на примере вальдорфской педагогики.  Предметом рассмотрения стали также достоинство ребенка с особыми потребностями, задачи развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте  в контексте диады  семья – детский сад,  вопросы питания и здоровья с точки зрения взаимодействия питания и сознания, пути развития сил концентрации и самовоспитание взрослых рядом с детьми. Рабочие группы и пленарные обсуждения развивали и углубляли темы докладов.

Одной из центральных тем конференции была тема развития чувств и телесного развития ребенка. Она раскрывалась с разных сторон во многих  докладах и продолжалась в практике работы секций.

Конференцию открыл доклад доцента Смоленского педагогического института Владимира Пегова (Смоленск) «Новые задачи начальной школы».  В своем докладе автор обозначил, что рубежный  момент в детстве – переход  в школу – в настоящее время вовсе не является рубежным. Т.к. задачи дошкольного детства во многом остаются не решены.  Доклад был посвящен некоторым новым аспектам школьной незрелости. Автор отметил, что серьезные сложности в освоении правописания, чтения и счета, в способности к школьному обучению исследователи  и практики связывают с нарушениями в телесном  самоощущении, в недоразвитии базовых телесных чувств к моменту прихода в школу. Воспитание телесного  самоощущения, ощущения себя в своем теле  обычно не фигурирует в задачах развития детей в дошкольном возрасте. А если и выделяется, то лишь в контексте общей физической активности и упражнений мелкой моторики. Между тем, это явление куда более многогранно и многозначительно.  Правильное освоение телесных чувств – это залог произвольного поведения. Именно поэтому перед школой встают новые задачи – наверстывать упущенное и только потом приступать к обучению. 

Доктор психологии Вольфганг-М. Ауэр (Виттен, Германия), автор концепции «Класс в движении» в своем докладе осветил результаты многолетних исследований и практики коррекционно-развивающей работы в области телесного самоощущения.  Исследования автора показали, что в синдроме дефицита внимания несформированное чувство осязания играет важную роль. Он показал связь осязания с переживанием  цельности, защищенности, его роль в построении границы с миром, в осознание своего местоположения и уверенности в своем бытие. Было высказано мнение, что именно неуверенность в своей целостности является пусковым механизмом для различных агрессивных проявлений, т.к. жесткий контакт с внешним миром дает усиленное переживание самого себя. Наряду с этим было отмечено негативное влияние недавно возникшей моды непрерывного круглосуточного телесного контакта с ребенком. Автор отметил, что для гармоничного выстраивания телесного ощущения самого себя человеку с младенчества необходимо получать опыт прикосновений в чередовании телесной воссоединенности и отдельности.

Был отмечен важный аспект, который закладывает основы будущей самоидентификации - истоки понимания своих потребностей и  их удовлетворения. Их источником и первичной основой автор назвал чувство голода и жажды. Только в колебании маятника между недостачей и изобилием появляется середина, где обретается «я»,  появляется возможность определить свои потребности и наметить цели.

Особое внимание было уделено кинестетическому чувству - чувству  собственного движения.  Ребенок в первое семилетие осваивает произвольное управление движением. Трудно представить, но без движения никакой  возможности выразить себя не существует. Движения  – это поза, походка, различные более или менее целенаправленные действия, мимика, жесты, речь.

На примере двигательной депривации была ярко показана необходимость широкого спектра тактильно-двигательных переживаний в раннем и дошкольном детстве. Человек, лишившись возможности двигаться, выражать себя с помощью движения, становится  «заперт в своем теле, как в бочке».  Сенсорно-двигательное поле самовосприятия создает прочную основу для того, чтобы ребенок мог воспринимать себя невредимым, «находиться в своем теле как дома и оттуда смотреть спокойно на мир».

В завершении доклада была высказана мысль, что и ребенку, и взрослому необходим позитивный опыт переживания недостатка какого-либо ресурса (пищи, отдыха и т.п.). Необходим поиск сил для достижения, проживания преодоления, счастье обретения желаемого и переживания гордости за себя. Это крайне важные уроки внутреннего личностного роста.  В поиске этой середины – умение определять свои ресурсы, уровни растраты и запаса энергии, понимание своих границ.

Доклад доктора Райнера Патцлаффа - директора Института педагогики средств информации и экологии сенсорной сферы ребенка   (Штутгарт, Германия) «Влияние экрана на ребенка». В чем особенность  известных домашних приборов? Что из себя представляет популярный лозунг «развитие медиакомпетенции»? Что мы можем дать детям, чтобы они могли справиться с наплывом медиатехнологий? – эта череда вопросов составила содержание исследовательской работы целого института. Эти темы были отражены в докладе и обсуждались на пленуме.

Р.Патцлаф утверждает, что экран оказывает затягивающее действие, независимо от содержания программы.  Докладчик, ссылаясь на исследования нейрофизиолога и психиатра доктора Манфреда Шпитцера -  одного из пионеров исследования влияния экрана и развития экранной зависимости,  отметил, что наряду с двигательными нарушениями дети получают и нарушения процесса видения. Зрительное восприятие детей, не злоупотребляющих телевизором, и детей, которые смотрят телевизор более часа в день, весьма и весьма  отличается. Оно становится весьма фрагментарно и неточно. Были выявлены закономерности, позволяющие утверждать, что характер зрительного восприятия «телевизионного» ребенка идентичен характеру зрительного восприятия ребенка с шизотипическими отклонениями. Исследования рисунков  человека у 6-7-летних детей, смотрящих ТВ и компьютер более одного часа ежедневно, показали, что имеются существенные качественные отличия от «неэкранных» детей.  Изображение лица человека на рисунках упрощенное, большие глаза,  но часто отсутствуют уши, шея. Пропорции тела не соответствуют возрасту дошкольника, а более походят на пропорции ребенка 2-3 лет, нет значимых частей тела, нет детализации в образе себя (отсутствуют пальцы, волосы, стопы), конечности не объемные, часто нет опоры для ног, нет одежды, аксессуаров.  Этот феномен наводит на размышления и требует участия специалистов самого разного профиля.

В результате исследования были разработаны методики, с помощью которых специалисты могут диагностировать проблему  легастении и другие  нарушения детского развития.  

Весьма  интересным был доклад Р. Патцлаффа об исследованиях воздействия электронных устройств на развитие речи в раннем и дошкольном возрасте - в период становления речи.  В то время, как живое звучание побуждает мельчайшие речевые мышцы подражать и упражняться в своей тончайшей и сложнейшей скоростной моторике, электронное звучание такого эффекта не дает. Более того, оно приучает мышцы быть ленивыми.

Врач и подростковый  психотерапевт доктор Кристоф Майнеке, лечебный педагог и семейный консультант Кристина Майнеке  (Берлин)  посвятили свой доклад опыту вальдорфского детского сада и школы в здоровом телесно-душевно-интеллектуальном развитии ребенка. Их выступление и работа в секции «Младенчество и ранний возраст – ребенок и родители» были  овеяны  теплотой  нежного  и ответственного отношения  к  ребенку. В разных контекстах  звучал мотив  развития сил  родительской интуиции, поиска инструментов для пробуждения качеств, необходимые  для  здорового  ухода  за младенцем и воспитания детей.

          Доктор медицины Михаэла Глёклер руководитель медицинской секции высшей школы Гётеанум (Дорнах, Швейцария)  в своем докладе «Развитие здоровья – воспитание и преподавание» раскрыла основные направления современной медицины. Автор отметила, что около трехсот лет  в медицине ведущей была концепция патогенеза – наука о происхождении болезни.  Салютогенез – (от лат. salus- здоровье, исцеление и  греч. genesis – происхождение) - наука о зарождении и развитии здоровья человека.  В этом контексте мы являемся свидетелями уникального и прогрессивного события - это направление закладывает новую парадигму в истории медицины, меняет направления исследований о человеке. Высказывание “ Надо  прекращать  зарабатывать  деньги  на  болезнях, а  научиться  зарабатывать  на  здоровье”, полностью  смещает акцент задач современной  медицины. Это же рождает новый контекст в подходе к воспитанию, развитию, обучению детей.

Опыт позитивной логотерапии В.Франкла, исследования и выводы А.Антоновски, отца парадигмы салютогенеза (1987), предвосхищенные исследованиями А.Маслоу и К.Роджерса, заложили основы салютогенеза.  М.Глеклер сформулировала 3 основных принципа:

В телесной области - развивать способность ребенка узнавать свои границы, укреплять и расширять их;  принимать конфликт, справляться с ним и укреплять себя (в стрессах, болезнях). Согласно принципу антропософской медицины, ребенку важно переболеть так называемыми детскими болезнями, поскольку это способствует развитию его иммунной системы, способности к саморегу­ляции и самоисцелению.

В душевной области - вырабатывать чувство взаимосвязи всего проис­ходящего – чувство когерентности. Ребенку надо дать возможность почувствовать, что мир полон смысла, понятен и доступен. Человеку необходимо вырабатывать чувство сопричастности живому.

В духовной области – способствовать укреплению личностной целостности и жизнестойкости,  которая возникает благодаря доверию к ходу и смыслу человеческого развития. Для здорового развития ребенка важно постепенно вырабатывать понимание и принятие себя. А для этого необходимо чувствовать в близких взрослых принятие ими самих себя и  жизненных задач. Человек здоров, когда он понимает, думает и делает то, что искренне считает нужным и важным для реализации смысла своей жизни.

Здоровое питание полными жизненной силой продуктами, чистое и светлое жилище,  ясность мыслей,  воспитание, ориентированное на ребенка, где основы – честность, любовь и уважение – дают прочные основы здоровья человека.  

Особое внимание было уделено вопросу здоровой человеческой автономии и профилактике зависимостей.  Развить собственные силы ребенка и дать здоровые основания справляться с требованиями современной жизни – вот задача и содержание работы в этом направлении. Ребенок, который в детстве получил здоровые ориентиры, хороший вкус, различные умения, развил не только силы мышления  и учебные навыки, но  также душевную жизнь и волю, получает мощный жизненный ресурс. Он имеет силы встречаться с новым и неизвестным в жизни, может сохранить себя среди «авторитетов».

Выступление Владимира Загвоздкина, доцента  Института проблем современного образования «Необходимость реформирования программ дошкольного образования» (Москва) было посвящено  негативным тенденциям современной российской педагогики и необходимости изменения программ дошкольного образования. Тема образовательных стандартов  касается всех без исключения, будущей жизни в правовом поле государства, преемственности между семьей, детским садом и школой, здоровьем и нездоровьем детей. Ориентация на раннюю интеллектуализацию и возможное  введение соответствующих образовательных стандартов может весьма нежелательно отразиться на возможности созидать здоровое детство.

«Воспитание ребенка к правде» - доклад и тема секции Оды Брюнинг (Мюнхен). Каждый хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы – как воспитать ребенка честным? Как не лгать и не обманывать самому? Почему меня обманули? В своем ярком и проникновенном выступлении г-жа Брюнинг затронула  истины, знакомые с детства. Лики лжи множественны – жажда преимущества, стыд, страх, зависть, тщеславие, честолюбие и многое другое. Корни правды и лжи - во мне, во мне же -  моменты и мотивы выбора. Правда рождается в ребенке с момента появления на свет – с искренности материнского взгляда, прикосновения, понятности просьб и требований,  честности в семейных отношениях, в искренности и истинности отношения к самому себе. Человек говорит правду, когда он ее любит, ценит, переживает позитивные плоды воспитания в себе правды. Невозможно познать истину, не познав ложь и обман. Заново обретенная добродетель «я не лгу» меняет восприятие, образ мыслей и жизни. Возвращение к правде целительно и созидательно: человек возвращает доверие к себе, доверие других, восстанавливается самотождественность – залог и основа духовного, душевного и физического здоровья.

Эти мысли не были лозунгами, они рождались из сердца, они были результатом исследования собственной жизни, жизни и ценностей матери, друзей, знакомых и снова себя среди них, себя в себе – исследования длиною в жизнь.

Выступление  Марианны  Горге  (Лондон, Великобритания) - одного из старейших вальдорфских педагогов,    было  наполнено глубокой любовью и  надеждой, обращенной к каждому  сердцу - оставаться  верными  служению детству.

На конференции присутствовал особый формат взаимодействия. Он подразумевал триединство мыслительной, эмоционально-чувственной и деятельностно-волевой сфер. Практически такое понимание целостности было реализовано в чередовании и взаимообогащении различных видов деятельности. Доклады и пленарные обсуждения – это преимущественно интеллектуальный труд.  Работа секций была наполнена практическими  упражнениями. Начало и завершение каждого дня  представляло собой музыкально-художественно-поэтический этюд, или симфонию, как в дни открытия  и закрытия конференции. По замыслу организаторов, эмоционально-образное наполнение оживляет мышление и пробуждает к действию Волю.

Прологом конференции стала «Сказка об Иване Царевиче и Василисе Премудрой». Каждое утро конференции начиналось с музыкально художественного вступления «Голоса детства», доносящего  до нас  воспоминания  классиков русской литературы и философской мысли.  Эвритмическая постановка «Маленького принца» в совершенно неординарном прочтении   московского эвритмического театра «Персефона» стала воплощенным в искусстве глубинным смыслом конференции. «Самого главного глазами не увидишь. Зорко  только  сердце»- эти  слова  Антуана  де  Сент  Экзюпери звучат, как  призыв развивать интуицию  сердца, развивать  педагогическую  интуицию. Так через  художественные образы  проступало обращение к  чувству  ответственности по отношению к будущему, которую  призваны  нести близкие детству люди.        

Красноречивым выражением того, что можно ДЕЛАТЬ в наше время для ребенка, исходя из новой культуры понимания существа человека, явилась выставка, на которой  были представлена разнообразная продукция для повседневной жизни семьи.  Это привезенные из разных городов игрушки, способствующие самостоятельной игре и укрепляющие  творческое воображение ребенка, биоорганические продукты питания и средства ухода за ребенком, матерью и за домом, одежда из натуральных волокон, произведенных в биодинамических хозяйствах, продукция натуральной и гомеопатической медицины.

Организаторы конференции: Антропософское общество России, Содружество педагогов вальдорфских детских садов при участии Мюнхенского рабочего центра антропософского общества Германии и  поддержке Голландского Антропософского общества.

Руководитель оргкомитета Шнапир Елена Александровна, e-mail: elena-shnapir@yandex.ru

Материалы конференции будут опубликованы в декабре 2009г.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика