Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9256Новости 1826Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Издается с 2009 года Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый |
Семья с «особым» ребенком: в поисках позитивного восприятияАрчакова Т.О. Ключевые слова: ребенок, нарушения развития, нарушения психического развития, интеллектуальная недостаточность, интеллектуальное развитие Рубрика: Специальная психология Тип: обзорная статья Фрагмент статьи
Рождение ребенка с нарушениями интеллекта становится тяжелым испытанием для всей семьи. Среди психологических последствий воспитания «особого» ребенка для родителей разные исследователи называют: хронический острый стресс, депрессию, тревожность, пограничные психические расстройства, чувство вины, беспомощность, невозможность контролировать что-либо в собственной жизни, внутрисемейные конфликты, стигматизацию и социальную изоляцию (хотя последние два сильно зависят от отношения к детям-инвалидам в обществе и от степени развития специальных социально-психологических служб, групп поддержки для родителей и др.). Однако негативные для семьи последствия, такие как высокий уровень родительского стресса, и позитивные, такие как новый смысл жизни, сравнительно независимы и могут иметь место одновременно в одной и той же семье (Hastings and Taunt, 2002). Двухфакторная модель заботы (Lawton et al., 1991) объясняет, что отрицательные характеристики ребенка, о котором заботятся (поведенческие проблемы, крайняя зависимость от родителей) вызывают тревогу и депрессию, но существуют и положительные моменты (самостоятельные попытки адаптироваться, эмоциональная отзывчивость), которые тоже делают свой вклад в удовлетворенность родителей жизнью. ... Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Котляр И.А., Соколова М.В. Психология личности, Психология образования | Алиева Т.И. Практики внимательности и смыслопорождения в образовательном процессе детского сада Семейная психология, Теория и методология | Якиманская И.С. Практика проведения судебной психолого-педагогической экспертизы в ситуации развода родителей Инклюзивное образование, Клиническая психология | Федорова А.И., Щербакова А.М. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Шакед Л. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|