Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Издается с 2009 года Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый |
Родительство после родительства: бабушки, взявшие на себя воспитание внуковАрчакова Т.О. Полный текст
Статус бабушки или дедушки – нечто само собой разумеющееся для человека в пожилом возрасте, однако сложно говорить о четко определенной ролевой позиции прародителя. Ведь прародители могут выйти на пенсию или продолжать работать, жить вместе или раздельно со взрослыми детьми и внуками, или даже посвящать себя деятельности, которая традиционно ассоциируется с молодым возрастом – созданию новой семьи, общественному активизму, хобби… На первых этапах изучения психологии пост-родительства исследователи сосредоточились на том, как бабушки и дедушки взаимодействуют со своими внуками. Bernice L. Neugarten и Karol K. Weinstein (1964) разработали первую классификацию стилей пост-родительства:
Основываясь на различных критериях, Andrew J. Cherlin и Frank K. Furstenberg (1985) выделили пять типов прародительского отношения к внукам:
При всем разнообразии культурных вариантов прародительства, есть один, с которым большинству бабушек и дедушек не под силу справиться из-за проблем со здоровьем и финансовых сложностей, а также из-за психологических проблем, связанных с принятием данной ситуации. Это выполнение родительских обязанностей по отношению к своим внукам (grandparent caregivers, off-time grandparents), включая случаи официального опекунства (custodial grandparents). Родительство «через поколение» (skipped-generation parenting) рассматривается как нарушение функционирования семейной системы (Fuller-Thomson et al.). С точки зрения Pinson-Millburn (1996), принятие на себя прародителями родительской роли искажает их временную перспективу и ставит их перед лицом многих проблем, включая опасения, что их внуки пойдут по стопам детей, став «асоциальными» или «дисфункциональными личностями». Невозможность сосредоточиться на решении задач возраста – завершении карьеры, адаптации к статусу пенсионера – создает ощущение «движения назад» (Roe, Minkler, & Barnwell, 1994). Прародители-опекуны более подвержены эмоциональным нарушениям, депрессии; они менее удовлетворены своей «родительской» ролью, страдают от социальной изоляции (Pinson-Millburn et al.). По мнению Ehrle & Day (1994), «во многих случаях эмоциональное благополучие прародителей находится под ударом» из-за стресса, связанного с воспитанием внуков. Прародители-опекуны переживают чувство горя: потерю взрослого ребенка, независимо от того, погиб ли он, попал в тюрьму или страдает от зависимости; потерю личной свободы и часто – потерю референтной группы, своих друзей-сверстников, занятых решением совсем других задач. Они одновременно пытаются понять, что в их воспитании было «не так» и привело детей к асоциальному образу жизни и что они должны сделать, чтобы уберечь внуков от того порока, жертвой которого оказались его родители. Для прародителей, воспитывающих своих внуков, крайне важна поддержка от ближайшего социального окружения. Обращение за поддержкой как коупинг-стратегия способно смягчить или напрямую уменьшить влияние стресса, как за счет непосредственных действий, так и за счет субъективного ощущения поддержки (Lakey & Cohen, 2000). В исследовании Landry-Meyer, Gerard, Guzell (2005) гипотеза о формальной и неформальной социальной поддержке как «буфере», защищающем бабушек и дедушек от стресса, не подтвердилась. Другие исследования (Solomon & Marx, 1999; Kelley & Whitley, 2003) подтверждают эту гипотезу, подчеркивая важность наличия у прародителя брачного партнера, т.е. совместный труд по воспитанию внуков, а также доступность помощи от расширенной семьи. Однако сеть социальных контактов у прародителей, полностью воспитывающих внуков, весьма уязвима. Они могут терять друзей из-за того, что у них ослабевают общие интересы, т.к. появляются новые, нетипичные для их возраста жизненные задачи, а также из-за сложности организации встреч и общения вне дома с маленькими детьми на руках (Ehrle, 2001; Giarrusso, Feng, Silverstein, & Marenco, 2000). Даже если взрослые дочь или сын, оставившие им своих внуков, вполне адекватны и не могут постоянно выполнять свои родительские обязанности по уважительной причине, их родители могут испытывать разочарование или агрессию в их адрес (Shore & Hayslip, 1994), что мешает обратиться к ним за поддержкой. Другие взрослые дети могут расценивать ситуацию как несправедливую – они тоже не отказались бы получать больше помощи в воспитании своих детей, иногда возникает ревность между внуками (Ehrle, 2001). С другой стороны, их внуки также имеют свои связи со значимыми людьми – учителями, репетиторами, социальными работниками, врачами, – которые часто оказывают им эмоциональную и иную поддержку, выходящую за рамки их непосредственных обязанностей. Да и самим бабушкам и дедушкам опыт воспитания внуков помогает сформулировать свои позитивные стороны, уникальные знания и умения, ценности и цели, связанные с внуками. Так в исследовании M.L. Stevenson, T.L. Henderson & E. Baugh (2007) бабушки из афро-американских семей описывали положительную самооценку себя как родителя, которая складывалась из чувства гордости за то, что она делает, сопротивляясь такой значимой проблеме, как попадание внука из семьи в систему соцзащиты; возможности положиться на саму себя (что не отменяет обращения за поддержкой) и внутреннюю силу, личностные ресурсы, позволившие ей частично заменить мать для внуков. Помимо многих положительных аспектов неформальной социальной поддержки существует и обратная сторона. Это в первую очередь ожидания «по умолчанию», которые не обсуждаются, поэтому, когда одна сторона возлагает на другую все свои надежды, то для другой это может оказаться новостью. Для принятия роли бабушки и дедушки, постоянно воспитывающих внуков, очень важно то, насколько конкретно обсуждаются со взрослыми детьми их взаимные обязательства и в какой ситуации это происходит, считают Roe (1994) с коллегами, разработавшие типологию ситуаций принятия прародителями родительской роли. Если родители оказываются неспособны выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, то от них вряд ли можно ожидать четко оговоренных правил разделения ответственности за ребенка. Возникает внезапное принятие роли прародителя, воспитывающего ребенка, вызывающее ощущение потери контроля над происходящим. Принятие прародителями родительской роли, основанное на договоренностях с детьми, понимается ими как помощь в изменении временных неблагоприятных условий в жизни их внука с перспективой воссоединения семьи и возвращения внука к его родителям. Такие бабушки и дедушки чувствуют себя способными контролировать свою жизнь и жизнь семьи, меняя ее к лучшему. Однако чаще всего встречается неизбежное принятие бабушкой или дедушкой родительской роли, когда за постепенным отстранением родителей от ухода за детьми следует событие (например, несчастный случай по вине родителей), которое дает прародителям толчок к принятию на себя инициативы ради внуков. Сравнение групп бабушек, воспитывающих внуков в качестве законных опекунов (public grandmother caregivers) и без юридического оформления своего статуса (private grandmother caregiver) показало, что:
Важно отметить, что среди бабушек - официальных опекунов, имевших невысокую потребность в помощи, обращение за поддержкой в официальные инстанции оказалось связано с переживанием обремененности своей родительской ролью. Иными словами, сложности в процессе получения помощи субъективно перевешивали для пожилых женщин удовлетворенность от ее получения. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Чеботарева Е.Ю. Психология личности, Психология развития | Логвиненко Т.И., Таланцева О.И., Волохова Е.М., Халаф Ш., Григоренко Е.Л. Психология личности, Психология развития | Пантелеев А.В., Савельева В.С. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|