Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Приемные дети в школе: создание благоприятной атмосферы

Арчакова Т.О.
психолог, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия
e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Полный текст

Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Если усыновление российские семьи пока предпочитают не афишировать, то школьник, взятый в приемную семью или на патронат, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом – если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.

Проблемы возникают со стороны социального окружения – грубые или ошибочные комментарии, низкий социометрический статус в классе. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно.  У самого ребенка могут начаться проблемы в развитии идентичности, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения вербальные или невербальные сообщения о том, что его положение – в лучшем случае, «необычное».

Ключевыми фигурами, которые могли бы изменить положение дел в школе, являются классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. Однако на данный момент в ходе обучения в вузе будущие учителя не получают достаточно знаний о таких важных аспектах жизни детей как усыновлении и других формах семейного устройства. В результате используемая ими лексика, планы некоторых уроков, их собственные взгляды могут обижать детей, способствовать закреплению искаженных стереотипов и давать понять, что некоторые семьи (в данном случае – образованные узами биологического родства) «более нормальны», чем другие.  

Учитель должен внимательно отнестись к тому факту, что некоторые задания могут оказаться сложными – эмоционально и/или в плане практического выполнения – для детей, живущих не с кровными родителями, а некоторые – полностью неподходящими, требующими радикального изменения с учетом жизненных реалий детей. Большинство приемных детей, независимо от специфики их жизненного опыта, говорят о том, что некоторые школьные задания бывают сложными для них, так как несоразмерно преувеличивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают.

В качестве примеров таких заданий можно перечислить:

  • «Генеалогическое древо»,
  •  «Линия жизни»,
  • Автобиографические сочинения,
  • 8 марта, День Матери, День Семьи и др.,
  • Просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.),
  • Обсуждение семейной истории,
  • Уроки биологии, посвященные генетике и наследственности,
  • Уроки полового воспитания.

Подобные задания должны содержать в себе возможность выполнения их каким-то другим способом или замены другими по выбору. Отсутствие ранних детских фотографий – распространенная проблема среди усыновленных детей. У многих усыновленных детей очень мало какой-либо информации о раннем периоде их жизни. Оформление стенгазеты можно изменить, попросив детей принести свои фотографии, которые они считают удачными, которыми они хотели бы от души поделиться.

Другое популярное задание – «генеалогическое древо» – вызывает у детей тревогу в связи с отрывом от «корней», от значимых кровных родственников. Оно может быть трансформировано в «семейный круг», который допускает проницаемость границ и пересечения с другими кругами, что позволяет включить и усыновителей, и кровных родственников, а также изобразить структуру любой семьи – разведенной, расширенной, семьи с одним родителем, со сводными братьями и сестрами и т.д.

Внимание к тому, что говорится в классе о семейном устройстве, необходимо, даже если приемных детей в нем нет. Во-первых, эта информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников. Во-вторых, адекватные представления о различиях в  способах появления детей в семье – это элемент воспитания толерантности, ничем не отличающийся, например, от информации о расовых различиях и равенстве всех людей независимо от них. Однако все вышесказанное не требует от учителя взять на себя дополнительную нагрузку в форме специальных тематических уроков. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении – это найти возможность включить информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.

В профессиональном образовании педагогов проблемы семейного устройства детей-сирот могут рассматриваться, например, в рамках курса, посвященного индивидуальным различиям учеников, курса семьеведения. В школьной программе фактическая информация о семейном устройстве может даваться на уроках, посвященных:

  • «Нетипичным», например, многокультурным, семьям;
  • Генетике и наследственным особенностям;
  • Регулярно в рамках курса истории и обществознания;
  • На уроках литературы в связи с тематикой изучаемых произведений.

У детей, которые имеют и не имеют опыт жизни вне кровной семьи, отличаются понимание проблем семейного устройства и некоторые особенности протекания нормативных возрастных кризисов. В то же время, у них могут возникать одинаковые вопросы. Учителям надо знать о негативных проявлениях подросткового кризиса, в том числе, чтобы не приписывать все трудности семейному статусу ребенка. В работе с учителями можно использовать подобные таблицы:

Приемный или усыновленный ребенок

Ребенок, живущий в кровной семье

7-11 лет

Различия (Специфика)

Понимает основные принципы устройства ребенка-сироты в семью.

Не вполне понимает эти принципы, но имеет свои гипотезы о том, как дети становятся сиротами.

Переживает горе из-за разлуки с кровной семьей (если был усыновлен в раннем детстве – начинает осознавать факт разлуки).

---

Может прекратить задавать вопросы об устройстве в семью, которые ранее задавал с чисто познавательной целью.

Реакция на сверстника – приемного ребенка – зависит от реакции значимых взрослых и образов, знакомых из СМИ.

Другой вариант:

«Усыновление – это хорошо, потому что ты мой друг» // «Усыновление – это плохо, потому что ты мне не нравишься».

Общее

«Это случается не со всеми».

«Почему мои родители не стали жить со мной? / Могут ли мои родители от меня отказаться?»

«Почему меня / его взяли в новую семью?»

Фантазии о жизни в другой семье.

Приемный или усыновленный ребенок

Ребенок, живущий в кровной семье

12-14 лет

Различия (специфика)

Негативная фаза подросткового кризиса, возможны бурные проявления переживания горя.

Негативная фаза подросткового кризиса.

Начинается сепарация от двух пар родителей (кровные родители присутствуют реально или символически).

Начинается сепарация от родителей.

Хочет получить больше прав распоряжаться своей жизнью, особенно в случае «несправедливых» решений в сфере семейного устройства.

Хочет получить больше прав распоряжаться своей жизнью.

Более глубокое понимание своей жизненной истории, отказ от разделения значимых людей и эпизодов на черное и белое.

Юношеский максимализм в отношении проблем усыновления, ориентация на различия, а не на сходства с семьями, где есть усыновленные дети.

Общее

Противостояние авторитетам, эксперименты с идентичностью.

Бурное развитие самосознания.

«Реакция группирования», негативное отношение к сверстникам, непохожим на них самих.

«Не приведет ли начало половой жизни к тому, что у меня появятся дети, которых я не смогу воспитывать сам(а)?»

Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь – отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.  Еще на занятиях по подготовке приемных родителей можно давать им специальные памятки, например:

7 вопросов на родительском собрании:

  1. Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)
  2. Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?
  3. Каковы учебные стандарты для данного класса? (Можно попросить учебный план). Соответствует ли им подготовка моего ребенка? Если нет, чем можно ему помочь?
  4. Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?
  5. Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?
  6. По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что – с репетитором?
  7. Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Marilyn Schoettle In the Children’s World at School // The Center for Adoption and Support Education
  2. Susan Livingston Smith, Debbie Riley Adoption in the Schools: a Lot to Learn // Evan B. Donaldson Adoption Institute, Center for Adoption Support and Education

Памятки для родителей и учителей:

  1. Foster Children & Education: How You Can Create a Positive Educational Experience for the Foster Child
  2. Children's Understanding of Adoption: Adopted Children vs. Non-Adopted Children

Полезные ресурсы:

Центр Поддержки и информирования об усыновлении (The Center for Adoption Support and Education (C.A.S.E.)  разработал ряд программ и пособий, описывающих технологии службы поддержки усыновленных детей в системе образования, включая рекомендации по созданию и функционированию терапевтической команды специалистов по защите прав детей с особыми образовательными потребностями.

Институт Усыновления Эвана Дональсона (The Evan B. Donaldson Adoption Institute) – американская национальная некоммерческая организация, которая занимается исследованием лучших практик в сфере семейного устройства и разрабатывает рекомендации по изменению законодательства, созданию служб поддержки и т.д., основываясь на психологических и социальных исследованиях.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика