Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Кто поможет юной маме? Поддержка от ближайшего окружения

Арчакова Т.О.
психолог, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия
e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Полный текст

Раннее материнство «взрослеет»: Всемирная организация здравоохранения уже предложила считать «юными матерями» (adolescent mothers) девушек в возрасте до 19 лет включительно. Женщины в Европе и Америке становятся матерями все в более позднем возрасте (в рамках масштабных демографических изменений, именуемых «вторым демографическим переходом»), а восемнадцатилетние девушки сталкиваются с теми проблемами, которые раньше затрагивали еще более юных матерей – например, с необходимостью продолжать образование.

Кто поможет?

Собственная мать.

Потребность в помощи от родительской семьи может приводить к обострению симптомов нормативного возрастного кризиса (Blasi, 1988, Frustenberg & Crawford, 1978). Источником конфликта является ситуация, когда родители подростка берут на себя материнскую роль, даже если они при этом декларируют, что признают ведущую роль своей дочери в уходе за ребенком и принятии решений, связанных с его воспитанием (Zuckerman, Winsmore, & Alpert, 1979).

Матери-подростки, живущие вне родительской семьи, получают меньше практической помощи по уходу за ребенком и испытывают больший стресс, чем матери-подростки, живущие с родителями (Kellam, Brown, & Enswinger, 1982; Wahler, 1980). Юные матери, которые оценивают свою мать как заботливую, но живут отдельно, демонстрируют более зрелые навыки по уходу за ребенком (Speiker, et al, 1994), а также проявляют больше эмоционального тепла к своим детям (Black & Nitz, 1996) [57]. Также возможны ситуации, когда вместо поддержки в родном доме мать-подросток получает дополнительную нагрузку, например, уход за младшими сиблингами (McLaughlin, Wedemeyer, & Adelberg, 1981).

Сравнивая матерей-подростков европейского и латиноамериканского происхождения , deAnda & Becerra (1984) обнаружили различия в поддержке, отказываемой бабушкой и отцом ребенка. Юным латиноамериканкам предоставлялся одинаковый объем поддержки до и после родов, а евроамериканкам отец ребенка оказывал значительную поддержку во время беременности, которая быстро сходила на нет в послеродовом периоде, после чего основным лицом, оказывающим поддержку, оставалась бабушка ребенка. Henley (1997) пришел к выводу, что юные матери - афроамериканки получали больше эмоциональной поддержки, а евроамериканки – материальной, при этом вклад бабушек или других старших родственниц в уход за ребенком был примерно одинаковым.

Один из проблематичных аспектов ранней беременности заключается в том, что она препятствует психологической сепарации от матери и продлевает период несамостоятельности – материальной, жилищной, психологической. В основе психологической зависимости подростка от родителей лежит амбивалентное отношение к ним: матери-подростки нуждаются в помощи, но помощь в том виде, в каком предлагают их родители, становится для них обременительной.

По данным D.Clemmens многие юные матери испытывают чувство вины по отношению к своим матерям, за то, что огорчили их появлением ребенка и последующими хлопотами; чувство вины в такой формулировке прослеживается как один из мотивов в описании своего состояния юными матерями, страдающими послеродовой депрессией.

Отец ребенка.

Наличие постоянного партнера или друга-мужчины (независимо от того, является он отцом ребенка или нет) имеет особо важное влияние на адаптацию матерей-подростков к материнской роли (Mott & Maxwell, 1981; Thompson, 1986). У юных матерей, страдающих от депрессии, конфликт с отцом ребенка вызывает значительное усиление депрессивного состояния.

Приблизительно половину партнеров матерей-подростков составляют взрослые мужчины (старше 20 лет на момент рождения ребенка). Такие отцы более вовлечены во взаимодействие с ребенком, что положительно влияет на его развитие. Влияние возраста отца ребенка зависит от культурных особенностей рассматриваемого сообщества. Чем старше партнер, тем чаще юная мать живет с ним отдельно от своих родителей. Для матерей-подростков, ориентированных на нуклеарную семью, это постепенно ведет к ослаблению эмоциональных связей с родительской семьей и уменьшению объема получаемой от нее поддержки. В культурах, ориентированных на широкий круг социальных и родственных связей, факторы возраста партнера и отдельного проживания не влияют на объем поддержки и ее доступность для юной матери.

Братья и сестры.

В США 2/3 матерей-подростков латиноамериканского и 35% - афроамериканского происхождения считают по крайней мере одну из своих сестер источником психологической поддержки. В расширенных семьях из малообеспеченных слоев общества старшие сестры часто тоже имеют опыт подросткового материнства и делятся им с младшими (East, 1996). С одной стороны, отношения матерей-подростков с сестрами не такие напряженные, как с матерями; сестры обычно не занимают обвиняющую позицию по отношению к ним, а создают веселую атмосферу и защищают от нападок других членов семьи (Caya & Liem, 1997).

В исследовании C.B. Gee, M.J. Nicholson et al. (2003) 30,9% юных матерей, имеющих брата, упомянули его как источник поддержки, 56,1% имеющих сестру – упомянули ее. Еще один предсказуемый результат – преобладание числа старших сиблингов как источников поддержки над младшими (76,7% против 37,9%). При этом возраст сиблинга играет более важную роль, чем пол: поддержку оказывают (в порядке возрастания) – младшие братья – младшие сестры – старшие братья – старшие сестры.

Присутствие старших братьев или сестер в сети социальных контактов значимо связано с более низким уровнем депрессивных симптомов и тревожности. При этом конфликтность в отношениях со старшими братьями и сестрами негативно сказывается на психологической адаптации матери-подростка.

Друзья.

Распространено мнение, что рождение ребенка изолирует девушку-подростка от друзей и одноклассников. Действительно, поддержка от друзей, которые не вполне осознают актуальные потребности и проблемы беременной и молодой матери, редко приносит удовлетворение (Stevenson et al., 1999) и связана с дополнительным стрессом (Thompson & Peebles-Wilkins, 1992). В то же время, многие юные матери получают больше эмоциональной поддержки от друзей, нежели от родителей. Друзья гораздо реже, чем члены семьи, совершают вмешательства в жизнь матери-подростка в форме резкой критики, непрошенных советов и др.

Роль сверстников в социально-психологической поддержке матерей-подростков недостаточно изучалась эмпирически, а существующие работы имеют такие неточности как, например, использование понятий «сверстники» и «друзья» в качестве синонимов. Также не удалось найти работы, где уточнялось бы, являются ли упоминаемые друзья ровесниками или значимыми взрослыми.

Церковь.

Самая очевидная гипотеза о роли религиозной веры в любой стрессовой ситуации – это положительный эффект за счет наделения проблемных переживаний смыслом, надежды на поддержку высших сил и реальной помощи, получаемой от общины верующих.

Однако «религиозность положительно влияет на психологическое здоровье человека только при условии, что его поведение находится в гармонии с его религиозными ценностями» (Masters and Bergin, 1992), что сложно сказать о матерях-подростках, в большинстве случаев зачавших и воспитывающих ребенка вне брака, вопреки воле родителей и т.д. Для верующих матерей-подростков, родивших вне брака, разделяемые ими представления о праведности и жизненные обстоятельства представляют собой «вдвойне стресогенную смесь ценностей и обстоятельств».

Помогут ли?

Хотя взаимосвязи между людьми трактуются как источник поддержки, часто они оказываются полной ее противоположностью (Eckenrode & Gore, 1982; Tilden, Nelson & May, 1990). Такие неудовлетворительные отношения включают в себя непрошенные советы, навязанные обязательства и невыполненные обещания, которые приводят к конфликтам (Foa & Foa, 1980). Беременные подростки, у которых социальная поддержка включает в себя некоторую конфликтность, испытывают более сильный стресс, чем подростки, получающие помощь, не связанную с конфликтами (Barrera, Sandler & Ramsay, 1981).

Quinlivan, Leuhr, Evans исследовали ожидания беременных подростков и реальную поддержку, которую они получали спустя 6 месяцев после рождения ребенка [60]. Оценка проводилась с помощью опросника социальной поддержки, получаемой матерью (Maternal Social Support Index). Результаты показали, что матери-подростки переоценили степень ожидаемой поддержки, особенно по параметрам «общение» (со сверстниками, взрослыми и со своим партнером), «визиты родственников», «получение помощи в случае острой нужды» и «каждодневные обязанности».

Таким образом, помощь близких людей юным матерям гораздо сложнее и многограннее, чем «наставления на путь истинный» или возможность посидеть с ребенком, а помощь психолога может требоваться не только самим девушкам, но и членам их семьи.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Perrin K.M., McDermott R.J. Instruments to measure social support and related constructs in pregnant adolescents: a review. // Adolescence, vol.32, #127, 1997, p. 533-557. (полный текст)
  2. Quinlivan J.A., Luehr B., Evans S.F. Teenage Mother’s Predictions of their Support Levels before and Actual Levels after Having a Child // Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology, #17,2004, р. 273-278
  3. Logsdon, M.C., Birkimer J.C., Ratterman A., Cahill K.& Cahill N. Social support in pregnant and parenting adolescents: Research, critique, and recommendations // Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, vol. 15, #2, 2002, p. 75-83. (полный текст)
  4. Richardson R.A., Barbour N.E., Bubenzer D.L. Peer relationships as a source of support for adolescent mothers // Journal of Adolescent Research, vol. 10, #2, 1995, p.278-290.
  5. Passino A.W et al. Personal adjustment during pregnancy and adolescent parenting. // Adolescence, vol.29, #109, 1993, p.97-122. (полный текст)
  6. Gee C.B., Nicholson M.J., Osborne L.N., Rhodes J.E. Support and strain in pregnant and parenting adolescents’ sibling relationships // Journal of Adolescence Research, vol.18, #1, 2003, p. 25-35.
  7. Fernandez M., Ruch-Ross H.S., Montague A.P. Ethnicity and Effects of Age Gap between Unmarried Adolescent Mothers and Partners // Journal of Adolescent Research, vol. 8, #4, 1993, p. 439-466.
  8. Sorenson A.M., Grindstaff C.F., Turner R.J. Religious involvement among unmarried adolescent mothers: a source of emotional support? // Sociology of Religion, vol.56, #1, 1995, p. 71-81. (полный текст)
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика