Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Издается с 2009 года Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый |
Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста 1986Шведовская А.А. АннотацияВ статье представлена уникальная модификация проективной методики исследования детско-родительских отношений "Родительское сочинение". Ключевые слова: семья, диагностика, методика, детско-родительские отношения, детско-родительское взаимодействие Рубрика: Психология семьи Фрагмент статьи
... Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско–детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя. Обсуждение результатов Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем. Гармоничное взаимодействие характеризуется взаимным принятием и согласованностью тактик родителя и ребенка, высокой мотивацией совместной деятельности. Распределение ролей адекватно содержанию деятельности. Деловое сотрудничество строится родителем последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, принятие его инициативы. Родительский контроль носит содержательный характер. Оба партнера адекватно оценивают результаты действий и реагируют на фрустрацию и успех. Конфликтный тип характеризуется несогласованностью позиций родителя и ребенка во взаимодействии и сотрудничестве и выраженной борьбой за лидерство, низкой успешностью сотрудничества. Родитель склонен к переоценке возможностей ребенка, отсутствию ориентации на индивидуальные особенности ребенка, непоследователен в осуществлении руководства деятельностью ребенка, не оказывает помощи и поддержки ребенку. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм поведения, игнорируя замечания и инициативу взрослого, стремясь к полной автономии. В случае неуспеха и родитель, и ребенок занимают внешне обвинительную позицию. ... Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Дубров Д.И. Информационно-коммуникационные технологии и семейные отношения: вред или польза? Психология развития | Жиркова А.В. Психология личности, Психология развития | Бондаренко Я.А. Изучение осведомленности в семейной истории: психологическое благополучие и девиантное поведение |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|