Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет Издается с 2009 года Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый |
Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста 1986Шведовская А.А. Полный текст
Постановка проблемы В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций типов семейного воспитания и соответствующих диагностических инструментов. Но практика семейного и возрастного консультирования требует анализа специфики детско-родительского взаимодействия в конкретных возрастах, а также создания моделей, учитывающих собственную активность ребенка, его субъективные переживания опыта детско-родительских отношений. Исследование было посвящено связи особенностей детско–родительского взаимодействия с характером переживания ребенком детско–родительских отношений в дошкольном возрасте и с характеристиками родительской позиции. Целью исследования было изучение психологических особенностей и видов детско–родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. Необходимым условием для реализации этой цели стала разработка диагностических средств для выявления особенностей детско–родительского взаимодействия ребенка в дошкольном возрасте. Для того чтобы операционально проверить гипотезу о связи между изучаемыми феноменами, была разработана комплексная модель детско-родительского взаимодействия. Собственная активность ребенка и его образ родителей как важнейшие факторы детско-родительских отношений. Структура взаимодействия родителя и ребенка включает следующие компоненты:
Методы исследования Для диагностики особенностей переживания ребенком семейных отношений использовались проективная методика «Рисунок семьи» и направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра в семью. Игровая диагностика основывалась на следующих принципах (Карабанова О.А., 1997; Шведовская А.А., 2003, 2005):
Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия в игровой диагностике являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий. Данные о позиции родителей в детско-родительских отношениях были получены в том числе при помощи авторских опросника деятельностных предпочтений ребенка и опросника стиля родительских дисциплин, а также проективной методики «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» (Бурменская Г.В.., Захарова Е.И., Карабанова О.А. с соавт., 2002; Шведовская А.А., 2005). Предложения сгруппированы по 9 шкалам: 1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка. Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя. Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности. Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско–детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя. Обсуждение результатов Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем. Гармоничное взаимодействие характеризуется взаимным принятием и согласованностью тактик родителя и ребенка, высокой мотивацией совместной деятельности. Распределение ролей адекватно содержанию деятельности. Деловое сотрудничество строится родителем последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, принятие его инициативы. Родительский контроль носит содержательный характер. Оба партнера адекватно оценивают результаты действий и реагируют на фрустрацию и успех. Конфликтный тип характеризуется несогласованностью позиций родителя и ребенка во взаимодействии и сотрудничестве и выраженной борьбой за лидерство, низкой успешностью сотрудничества. Родитель склонен к переоценке возможностей ребенка, отсутствию ориентации на индивидуальные особенности ребенка, непоследователен в осуществлении руководства деятельностью ребенка, не оказывает помощи и поддержки ребенку. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм поведения, игнорируя замечания и инициативу взрослого, стремясь к полной автономии. В случае неуспеха и родитель, и ребенок занимают внешне обвинительную позицию. Дистантный тип взаимодействия характеризуется отстраненностью и эмоциональной холодностью по отношению к партеру (взаимодействие «рядом»), низкой мотивацией совместной деятельности при достаточно высокой эффектвности. Родитель проявляет манипулятивную установку, последовательность, склонность к превентивному оказанию помощи ребенку, однако недостаточно учитывает возрастные и индивидуальнее особенности ребенка. В ситуации неуспеха родитель акцентирует неудачи ребенка и критикует его, проявляя при этом достаточное безразличие к успехам ребенка. Ребенок принимает руководящую роль родителя без активной борьбы за лидерство, не обнаруживая инициативы. Доминантное взаимодействие «Доминирующий родитель – покорный ребенок» отношения между родителем и ребенком комплементарны и строятся по принципу власти и подчинения, авторитаризма – подчинения. Родитель занимает авторитарную позицию и активно захватывает лидерство во взаимодействии с ребенком. Родитель непоследователен и неконструктивен в осуществлении руководства, что приводит к неуспеху в совместной деятельности. В целом родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его индивидуальные особенности. Негативные эмоциональные проявления при таком диадическом взаимодействии не выражены. Доминантное взаимодействие по типу «Доминирующий ребенок – потворствующий родитель» комплементарна по принципу доминирования и подчинения. Позиция доминирующего ребенка характеризуется эгоцентризмом. Конфликтность в диаде минимальная. Родитель принимает позицию ребенка, проявляет эмпатию и поддержку, последователен во взаимодействии, ориентируется на состояние ребенка, поддерживает его инициативу. Ребенок принимает помощь родителя, адекватно корректирует свои действия, что обеспечивает высокую эффективность. Эмоциональные проявления родителя при успехе и неуспехе ребенка адекватны результату, причем в случае неудачи родитель склонен принимать ответственность на себя. Оба участника взаимодействия в целом склонны к позитивному оцениванию действий друг друга. Были выявлены такие формы переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных, как переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым; депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; отсутствия семейной целостности. В зависимости от специфики переживаний дети прибегают к различным тактикам детско-родительского взаимодействия. К примеру, переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха. Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка. Практическое применение Выделенные психологические факторы и условия развития детско-родительских отношений и взаимодействия, а также разработанные для исследования диагностические инструменты могут быть использованы в практике возрастно–психологического и семейного консультирования для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции детско–родительских отношений. Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Дубров Д.И. Информационно-коммуникационные технологии и семейные отношения: вред или польза? Психология развития | Жиркова А.В. Психология личности, Психология развития | Бондаренко Я.А. Изучение осведомленности в семейной истории: психологическое благополучие и девиантное поведение |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|