Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

В инклюзивном образовании кадры тоже решают все

Семаго Н.Я.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , лаборатории психологических проблея детей с ограниченными возможностями адаптации Московского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: nmsemago@mail.ru

Полный текст

Особенности развития инклюзивного образования на сегодняшний момент характеризуются неравномерностью развития (как по округам, так и на различных ступенях образования) и недостаточной системностью.

При этом в инклюзивном образовании детей с ОВЗ разного возраста выявляются актуальные проблемы:  —  кадрового обеспечения; — психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, в том числе не только детей, но и взрослых специалистов, родителей, администрации; —  необходимости разработки и адаптации учебно-методических пособий для детей с сенсорными и двигательными нарушениями, когнитивными дефицитами.

Недостаточным остается не только техническое обеспечение обучения, но и возможность участия детей и студентов с ОВЗ во внеучебной жизни.

Очевидно, что эти и многие другие проблемы должны решаться системно, опираясь на федеральные, муниципальные и локальные законы и нормативные акты, а также научно-методическое обеспечение инклюзивного образования.

Такое состояние дел и определило необходимость организации ресурсного центра по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования как структурного подразделения МГППУ.

Можно выделить следующие направления деятельности ресурсного центра:

  • Участие в разработке стратегии развития инклюзивного образования в городе.
  • Анализ основных проблем и условий для реализации инклюзивного образования на различных ступенях образования.
  • Разработка и внедрение наиболее эффективных организационно-технологических систем и технологий сопровождения инклюзивных процессов.
  • Организация и координация деятельности окружных ресурсных центров.
  • Консолидация усилий государственных и общественных организаций по продвижению инклюзии.
  • Повышение квалификации специалистов сопровождения, повышение психологической компетентности педагогов.
  • Исходя из этих направлений деятельности, выделяются и основные цели подобного ресурсного центра:  — Разработка научно-методических основ, программно-методического и информационного обеспечения для организации системного психолого-педагогического сопровождения всех звеньев инклюзивной образовательной вертикали. — Повышение квалификации и участие в подготовке кадров для реализации задач психолого-педагогического сопровождения.
  • Подобные направления невозможно реализовать без решения следующих задач:
  • Разработка концептуальных положений психолого-педагогического сопровождения.
  • Проектирование и мониторинг инклюзивных процессов в образовательных учреждениях для детей и молодежи с ОВЗ.
  • Разработка методологии и практико-ориентированных технологий сопровождения всех субъектов инклюзивного пространства.
  • Разработка и реализация программ профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих интеграцию и инклюзию.

В самом сопровождении инклюзивного образования можно говорить о трех его аспектах: организационном, содержательном и возрастном.

Наиболее разработанной из поставленных задач на сегодняшний момент считается система модульного обучения и ПК работников инклюзивного образования.

С точки зрения возраста это обучение специалистов служб ранней помощи, ДОУ, школ. Как видно, здесь максимальные дефициты лежат в сфере сопровождения среднего специального и высшего образования, реализующих включение молодежи с ОВЗ.

Также на каждой образовательной ступени можно выделить целевую аудиторию — то есть специалистов педагогического или психологического профиля, специалистов административно-управляющего звена.

Сами обучающие модули  —  это систематические, но краткие обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, консилиумы; это ПК —  такая форма обучения начнется уже в 2009-2010 учебном году на базе МГППУ.

Сегодня мы надеемся на разработку и реализацию подготовки на базе МГППУ специалистов по профилю «Педагогика и психология инклюзивного образования» в соответствии с проектом ФГОС ВПО 3-го поколения (по направлению «Психолого-педагогическое образование»).

Осуществить эти задачи реально можно только при опоре на принципы и приоритеты такой формы образования:

  • ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ И ПРОДВИЖЕНИИ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
  • ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА КАЖДОМ ВОЗРАСТНОМ ЭТАПЕ.
  • ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ (в широком смысле) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.

"Учительская газет" от 25 августа 2009 года.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика