Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8568Ключевые слова 21004 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы

Полный текст

Вопрос разработки психолого-педагогического мониторинга освоения образовательной программы детьми в дошкольном учреждении является в настоящее время весьма острым и актуальным. В соответствии с ФГТ[1] каждая образовательная программа, которая разрабатывается или дорабатывается на предмет соответствия этим требованиям, и будет позиционироваться как примерная, должна содержать описание планируемых результатов и системы мониторинга достижения их детьми. Итоговые результаты представляют собой интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы, разработанной каждым дошкольным учреждением на основе примерной. Динамику  становления этих интегративных качеств должны описывать промежуточные результаты по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период дошкольного возраста.

На сегодняшний день лишь примерная программа «Успех» (под ред. Н.В.Фединой)[2] включает разработанную в соответствии с ФГТ систему мониторинга освоения дошкольниками программы[3]. Психолого-педагогический мониторинг тесно связан с содержанием примерной образовательной программы и позволяет отследить динамику формирования интегративных качеств, исследовать физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка. Разработанная система сочетает разнообразные методы, позволяющие получить необходимую информацию в короткие сроки.

Одним из элементов системы мониторинга является оценка промежуточных и итоговых результатов. В качестве метода была выбрана карта развития, которая направлена на отслеживание развития каждого ребенка группы. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, результаты применения этого метода дают довольно полную и достоверную диагностическую картину.

В основу разработки карты развития было положено представление о том, что каждое формирующееся интегративное качество имеет свою специфику на каждой дошкольной ступени и представляет собой совокупность определенных характеристик. Содержание этих характеристик определяется возрастными особенностями и спецификой образовательных задач, поставленных программой «Успех», которые решаются в соответствующей возрастной группе.

Для оценки сформированности каждого из 8[4] интегративных качеств и составляющих его характеристик были определены критерии (устойчивость проявления характеристики; объем материала, который освоил ребенок и др.). В зависимости о того, как проявляется характеристика, начисляется соответствующий балл. Сумма баллов переводится в уровневый показатель, который позволяет определить уровень сформированности интегративного качества.

В карту развития включаются данные наблюдений воспитателя за поведением детей, результаты анализа продуктов детской деятельности и выполнения диагностических заданий. Это позволит не только определить уровень развития качества, но и его составляющих – характеристик, что чрезвычайно важно для построения дальнейшей образовательной работы и внесения необходимых коррективов в работу воспитателя.

Оценка промежуточных результатов дает возможность наблюдать динамику становления интегративных качеств на протяжении всего периода освоения образовательной программы.

Данная система мониторинга прошла апробацию в ряде российских регионов и осваивается дошкольными учреждениями, которые разрабатывают свою образовательную программу на основе примерной программы «Успех». Первый материал о разработанной системе оценки достижений детьми планируемых результатов освоения программы планируется к публикации в первом номере электронного журнала «Психологическая наука и образование PsyEdu.ru» за 2011 год.

Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К., МГППУ


[1] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655)

[2] Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» и письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

[3] Авторы: Н. О. Березина, канд. мед. наук; И. А.  Бурлакова, канд. псих. наук; Е. Е. Клопотова, канд. псих. наук; М. И. Степанова, доктор мед. наук; Е. К. Ягловская, канд. псих. наук.

[4] Для оценки развития первого интегративного качества - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками разработан медико-педагогический мониторинг.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика