Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обзор информационных материалов Департамента по делам детей, школы и семьи по проблеме выявления одаренных и способных учащихся в Англии *

Полный текст

Британский Департамент детства, школ и семей определяет группу, поддерживаемую Национальной программой по обучению одаренных и способных таким образом: «Дети и молодые люди с одной или более способностями, развитыми до уровня, существенно опережающего их возрастную группу (или обладающих потенциалом такого развития)».

При идентификации одаренных и способных предлагается сфокусироваться на учащихся 11-19 лет, которые отвечают опубликованным критериям соответствия верхних 5% выборки. При этом нужно специально подчеркнуть, что следует опираться, прежде всего, на способности, а не на достижения, чтобы плохо успевающие одаренные дети тоже были идентифицированы.

В каждой возрастной группе, в любой школе или колледже есть одаренные и способные дети. Все организации вольны определять размер своих популяций одаренных и способных, но должны иметь возможность создать улучшенные стандарты обучения для всех идентифицированных учащихся. Каждая школа или колледж должны вести реестр таких учащихся.

Поскольку относительные способности со временем меняются, учащиеся должны вноситься в реестр и удаляться из него, когда необходимо, хотя такие перемещения должны со временем сокращаться. Так как способности обычно равномерно распределены в популяции, такой реестр должен широко представлять всю популяцию учащихся в рамках половой, этнической и социо-экономической принадлежности.

Ниже представлены основные принципы идентификации:

  • не существует единственного и идеального инструмента идентификации – организациям следует использовать наиболее подходящие инструменты, принимая во внимание ряд факторов, включая количественные и качественные;
  • идентификация и обучение неотделимы, поскольку идентификация включает определение потенциала через участие в образовательных программах;
  • необходимо описывать продолжительный многоэтапный процесс идентификации и наблюдения, а не отдельно выделенное наблюдение или этап идентификации.

Национальный реестр одаренных детей Англии

Впервые о Национальном реестре одаренных детей Англии сообщается в публикации 2005 года «Более высокие стандарты: Лучшие школы для всех» (Higher standarts: better schools for all). Это объединение всех школьных  баз данных одаренных и способных учащихся (передаваемых в рамках школьных переписей) и результатов заключительной стадии их идентификации.

Базы данных одаренных детей необходимы, чтобы:

  • анализировать группу одаренных и способных детей путем обращения ко всем данным, содержащимся в Национальной базе данных учеников и базе данных Академии одаренных и способных учащихся;
  • способствовать идентификации тех учащихся, которые в данный момент не являются частью школьной популяции одаренных и способных, но могут при благоприятных условиях добиться тех же результатов.

Институциональные стандарты качества (ИСК)

Институциональные стандарты качества созданы для поддержки школ в цикличном процессе их самодиагностики и планирования с целью   повышения качества обучения одаренных и способных учащихся, включая идентификацию. ИСК - инструмент самооценки школы. Ниже приведены стандарты, применяющиеся непосредственно для идентификации.

Выделяется 3 уровня компетенции школ в самодиагностике:

  1. базовый уровень должен быть доступен почти всем школам;
  2. продвинутый уровень предназначен для школ, движущихся к высокому  уровню успешности;
  3. исключительный уровень характеризует школы с очень высокой успешностью идентификации одаренных детей.

Базовый уровень

Школа/колледж обладает учебными условиями и системами для идентификации одаренных и способных учеников во всех возрастных группах и согласованным определением и общим пониманием понятий “одаренности и способностей” в собственном, местном и государственном контекстах.

Ведется и обновляется точный учет идентифицированной группы одаренных и способных школьников.

Идентифицированная популяция одаренных и способных в широком смысле отражает экономический, половой и этнический состав школы.

Продвинутый уровень

Отдельные ученики каждый год проверяются на соответствие четким критериям на уровне школы или колледжа.

Ведется учет идентификации одаренности среди слабоуспевающих и сверхуспевающих одаренных детей (внутри и вне популяции) и отслеживается прогресс учеников.

Системы идентификации отражают возможности и проблемы одаренных детей (ученики со специфическими способностями или талантами и особыми образовательными потребностями).

Исключительный уровень

Используются множественные критерии и источники данных для идентификации одаренных и способных, включая использование широкого спектра количественных и качественных данных.

Учет поддерживается полноценной системой мониторинга, планирования результатов  и форм отчетности, которые регулярно ведут  сотрудники.

Процессы идентификации регулярно пересматриваются и обновляются в свете успеваемости учеников и новых данных об их развитии. Популяция одаренных и способных детей полностью отражает популяцию школы или колледжа.

Школьные стандарты качества (ШСК)

Набор школьных стандартов качества доступен для учителей и сводится к следующему: идентификация должна быть постоянным процессом, сообщающимся напрямую с планированием специализированного обучения для каждого одаренного школьника,   и  быть неотъемлемой частью более широкого плана  развития школы. Нижеприведенные вопросы показывают, как это может происходить.

1. Согласование принципов и методов идентификации - как вы будете вовлекать учащихся и родителей/опекунов в этот процесс?

2. Организация систем отслеживания школьного состава: школьный реестр - какая пропорция учащихся будет представлена в реестре? Как и когда эта информация будет доводиться до сведения сотрудников, учащихся и родителей/опекунов?

3. Предоставление возможности постоянного развития для всех сотрудников - будет ли обучение работе с одаренными детьми частью утверждения в должности новых сотрудников?

4. Использование  информации  об идентификации одаренных и способных учащихся  при  обучения в школе и вне ее - как будет распространяться и использоваться информация об одаренности школьников?

5. Создание и расширение школьного реестра (базы данных) с включением одаренных и способных и учащихся 11-19 лет, соответствующих верхним 5% - как вы будете информировать родителей и учеников о включении в реестр?

6. Идентификация потребностей одаренных и способных и расширение  возможностей удовлетворения этих потребностей в классе и вне его - как будут учитываться мнения учеников при определении их способностей?

7. Установка связей с Академией одаренных и способных учеников - как осуществляется поощрение учащихся, которые готовы зарегистрироваться в качестве членов Академии?

8. Указание на включенных в школьный реестр учащихся по данным школьных обследований в январе, мае и сентябре каждого учебного года.

9. Анализ успеваемости учащихся с использованием школьных данных:

  • все ли группы в общей популяции школы адекватно представлены в школьном реестре?
  • есть ли признаки малой успеваемости отдельных учеников или групп?
  • указывают ли данные об учениках на прежде невыявленных одаренных и способных детей?

10. Оценка преподавания и выявление препятствий для хорошей успеваемости и реализации способностей у этой группы учащихся.

11. Разработка  стратегий устранения препятствий, планирование действий и распределение ресурсов.

12. Пересмотр методов и систем идентификации и планирование улучшений.

Основные характеристики одаренных и способных учащихся

Нижеприведенные характеристики (взятые из обзора Джоан Фримен 1998 г.) необязательно являются признаком высоких способностей, но они должны привлечь внимание преподавателей к необходимости более тщательного  анализа   поведения и способностей учащегося.

Он или она может:

  • хорошо читать и понимать прочитанное;
  • быть очень коммуникативным и легко говорящим (для своего возраста);
  • давать быстрые словесные ответы (что иногда может казаться грубостью);
  • иметь широкие общие знания;
  • быстро учиться;
  • интересоваться темами, которые обычно ассоциируются с более взрослыми детьми;
  • хорошо общаться с взрослыми , часто лучше, чем со сверстниками;
  • иметь широкий спектр интересов, некоторые из которых могут выглядеть  как  своего рода одержимость;
  • давать необычные и оригинальные ответы в заданиях на решение проблем;
  • предпочитать устные занятия письменным;
  • проявлять в рассуждениях хорошую логику;
  • самостоятельно учиться (в тех сферах, что относятся к индивидуальным интересам);
  • иметь выраженную способность к решению задач в уме;
  • хорошо запоминать;
  • быть артистичным;
  • быть музыкальным;
  • добиваться хороших результатов в спорте;
  • иметь твердые взгляды и мнения;
  • иметь живое и оригинальное воображения/чувство юмора;
  • быть очень чутким и чувствительным к состояниям других людей;
  • фокусироваться больше на своих интересах, чем на преподаваемом материале;
  • быть социально приспособленным;
  • выглядеть социально некомпетентным или высокомерным;
  • испытывать скуку от того, что кажется рутинными заданиями;
  • проявлять способности к лидерству;
  • не обязательно казаться воспитанным или быть любимым другими.

Недостаточно успешные одаренные дети

Одаренные и способные учащиеся, отличающиеся низкой успеваемостью, обычно характеризуются следующим:

  • имеют низкую самооценку;
  • испытывают недовольство (смущены) своим развитием и поведением;
  • используют свое окружение для того, чтобы утвердиться;
  • часто относятся к окружающим свысока;
  • ищут в других людях, вещах, системах оправдание своему поведению.

Иногда ученики, наделенные способностями в одной или более учебных областях, могут сталкиваться с трудностями в других областях. Это может стать серьезным препятствием для развития потенциала и вести к фрустрации и разочарованиям.

Стратегии развития и подходы к преодолению недостаточной успеваемости должны быть неотъемлемой частью школьной политики в отношении обучения одаренных и способных детей. Ключевые аспекты недостаточной успеваемости, которые должны быть приняты во внимание и учтены, определяются через ответы на следующие вопросы:

  1. где проявляется недостаточная успеваемость?
  2. каковы причины недостаточной успеваемости?
  3. каковы пути предотвращения недостаточной успеваемости?
  4. связаны ли потенциальные причины низкой успешности с «двойной или множественной исключительностью»?

Методы идентификации

Школам предоставлена свобода действий и выбора наиболее подходящих методов идентификации одаренных и способных учеников, но наилучшие результаты будут получены при использовании широкого спектра источников информации, включая как количественную, так и качественную информацию.

Список популярных методов идентификации приведен ниже:

  • опрос учителей/сотрудников школы;
  • тестирование способностей, достижений и потенциала;
  • оценка результатов деятельности учеников;
  • опрос сверстников;
  • информация от родителей;
  • беседа с детьми/молодыми людьми;
  • анализ результатов общественной деятельности.

Методы могут отличаться в зависимости от возраста и от типа способностей. Специальный отдел Департамента детства, школ и семей обеспечивает детальное руководство для оценивания детей в разных предметных областях, что является удобной отправной точкой для школ в определении собственных подходов к идентификации и поддержке одаренных и способных учащихся, как в рамках, так и вне учебного расписания.

Идентификация учащихся, относящихся к верхним 5 % общей выборки (в рамках всего государства) в средних школах и колледжах

Следует обеспечить условия, при которых идентификация:

  • отражает именно способности, а не достижения;
  • выявляет  разные типы способностей;
  • не дает преимуществ ни одной группе учащихся, включая учащихся из малообеспеченных слоев, детей, находящихся под опекой, детей с особыми образовательными потребностями и отдельные этнические и гендерные группы.

Индикаторы одаренности и способности по отношению к возрасту

Некоторые дети демонстрируют признаки высоких способностей в раннем возрасте. Тем не менее, поскольку уровень способностей индивида не фиксирован и может значительно развиваться со временем, стадия, на которой проявляется высокий потенциал, может быть разной у разных детей.

Наблюдение со стороны учителей и неформальная оценка играют существенную роль в выявлении высокого потенциала, особенно в случае очень маленьких детей. Хотя характеристики высоких способностей могут проявляться в любом возрасте, некоторые характеристики могут быть особо выражены в течение отдельного возрастного этапа развития и обучения.

Важно, чтобы школы и колледжи удовлетворяли потребности одаренных и способных учащихся способами, наиболее соответствующими достигнутой стадии интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития.

Нижеприведенный список характеристик демонстрирует особенности проявления повышенных способностей учащихся. Это только индикаторы, а не обязательные признаки:

  • нужно меньше времени и усилий для перехода на новую ступень в развитии, чем более обычным детям;
  • часто оспаривает правила/авторитеты;
  • характеризуется неравномерным развитием;
  • получает удовольствие от ускоренного темпа обучения;
  • часто проявляет нонконформизм;
  • испытывает раздражение от слишком легких/сложных заданий;
  • любит самостоятельно учиться;
  • при высоких способностях иногда имеет низкую мотивацию;
  • проявляет потребность в расширенных заданиях;
  • хорошо справляется с абстрактными заданиями;
  • обладает острым чувством справедливости;
  • часто демонстрирует уникальную креативность;
  • мало нуждается в инструкциях и практике;
  • обладает дивергентным мышлением/креативностью;
  • если не нравится деятельность, то быстро наступает скука и отказ от деятельности;
  • нравятся незавершенные ситуации;
  • обладает прекрасным чувством юмора;
  • имеет очень хорошую речь/мышление;
  • откликается на широкий спектр креативных предложений;
  • проявляет признаки устойчивой страсти к какому-либо учебному предмету или хобби;
  • потребность в интеллектуальном обогащении часто больше потребности в быстром продвижении;
  • не умеет проигрывать;
  • проявляет стремление к раннему профессиональному самоопределению;
  • демонстрирует рефлексию, не свойственную возрасту;
  • нуждается в подкреплении склонности к риску;
  • выделяется повышенной интеллектуальной любознательностью;
  • эмоциональное развитие отстает от школьной успеваемости;
  • нуждается в повышении самооценки ;
  • обладает выдающимися способностями к концентрации внимания и высокой умственной выносливостью;
  • уровень мышления и успеваемости часто не совпадают.

Школьное обучение

Вовлечение в сложную деятельность и создание ситуаций интеллектуального «вызова» для одаренных и способных учащихся абсолютно необходимы в каждом классе. Школьные работники должны знать, что доступно ученику на следующем уровне обучения и какие условия ему нужны для этого. Когда ученик идентифицирован как одаренный, ему должна быть оказана поддержка на всех уровнях образовательной пирамиды.

Государственное образование для одаренных детей должно быть доступно всем идентифицированным учащимся через Академию одаренных и способных учащихся.

Индивидуализированное обучение: от идентификации к практике

Индивидуализированное обучение предполагает соответствие обучения и индивидуальных потребностей, интересов и способностей каждого учащегося с тем, чтобы обеспечить ему возможность достижения высоких результатов независимо от его происхождения или конкретных условий. Для одаренных и способных детей это означает:

  • учет предыдущего образования в индивидуальном планировании;
  • постановку образовательных целей совместно с учениками;
  • единство акселерации (ускорения), обогащения и расширения познания;
  • предоставление возможности самостоятельного обучения при учете индивидуального стиля обучения каждого ученика;
  • возможности обучения в системе внешкольного образования.

В целом, необходима обогащенная учебная среда и достаточно индивидуализированные учебные условия для всех детей, у которых предполагаются повышенные возможности развития высоких способностей.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме

Психология развития  |  Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л.

Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме

CrossRef doi:10.17759/pse.2019240605

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика