Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Рецензия на книгу Э.Руланна «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга» 3463

Шинкаренко Н.
Психолог, переводчик

Полный текст

Многие люди считают, что травля в школе существовала всегда. Во всяком случае, об этом говорит их собственный опыт, а порой и опыт их бабушек и дедушек. Поэтому большинство из нас привыкли воспринимать травлю как само собой разумеющееся явление, не требующее отдельного внимания и вмешательства. Некоторые даже высказывают мнение, что стать жертвой травли в детстве – это хорошая школа, которая идет на пользу растущему человеку, он «закалится» и встретит взрослую жизнь во всеоружии. Однобокость этого подхода очевидна и без учета результатов современных исследований, опровергающих такой взгляд. Однако он все еще популярен и секрет этой популярности прост – в своей основе это не что иное как избегание ответственности и неискоренимое заблуждение, что травля подобна стихии, с которой бесполезно бороться.

Но чем более развитым становится общество, тем большее значение приобретает гуманное отношение к другим людям, а принципы отбора, принятые у спартанцев, профессионально растивших воинов, уходят в прошлое. Сейчас нам известно, что воспитание, основанное на любви, понимании и поддержке приносит плоды, оно действительно эффективно в то время как неуважение, унижение, постоянное проверка на прочность тяжелыми испытаниями, в частности «школой травли» в большинстве случаев лишь калечит душу.

Норвегия – страна, в которой к проявлениям травли относятся со всей серьезностью, вот почему норвежские специалисты более двух десятилетий занимающиеся этой проблемой, сумели показать, что борьба с травлей, или как ее принято называть в профессиональных международных кругах - моббингом необходима и далеко не бесполезна.

Профессор Эрлинг Руланн написал книгу, в которой обобщил данные, накопленные за годы исследований, изложил основные психологические теории моббинга и рассказал о личностных и социальных факторах, способствующих возникновению травли.

В начале книги автор подробно описывает процесс зарождения общественного интереса к проблеме, возникновения первых исследовательских групп, направления развития их деятельности. Отдельная глава посвящена обсуждению вопроса о том, какие именно феномены следует понимать как моббинг т.е. определению самого понятия.

В России пока не ведется статистика распространенности моббинга в школе и не разработаны методы, позволяющие оценить ее масштабы. Эрлинг Руланн приводит норвежские данные, анализирует плюсы и минусы сбора сведений при помощи опросников. Некоторые скандинавские исследования имели целью выявить наличие и качество взаимосвязи между распространенностью травли и количеством учеников в классе, школе, а также подтвердить или же опровергнуть зависимость ее появления от того факта, что школа находится в крупном городе или же в небольшом поселке. Автор знакомит читателя с результатами этих исследований.

Новые технологии не просто вошли в нашу жизнь, они во многом изменили ее, и вместе с полезными возможностями, в их применении обнаруживается и негативная сторона. Мобильный телефон сегодня является не только средством связи, но и орудием травли. То же можно сказать об Интернете. В книге обсуждаются особенности «цифрового» моббинга и его связь с «обычным» моббингом.

Существует стереотип отношения к жертве травли  - сам(а) виноват(а), с ним (с ней) что-то не так, чем-то он выделяется, возможно, раздражает внешним видом или манерой себя вести, не обладает достаточно развитыми социальными навыками или интеллектом. Однако научные данные говорят о том, что внешность, диалект, манера одеваться не оказывают существенного влияния на возникновение травли. Физическое развитие имеет значение в большей степени для мальчиков, чем для девочек – мальчики, ставшие жертвами травли, как правило, слабее своих сверстников. Успехи в учебе могут свидетельствовать о высокой работоспособности и живом уме, а такие ученики подчас оказываются остры на язык, что гасит желание окружающих «доставать» их вербально. В среднем, жертвы травли имеют не очень высокие показатели успеваемости, но это может быть прямым следствием травли. Результатом длительной травли является депрессия, низкая самооценка, страх социальных контактов, тревожность, соматические заболевания и даже суицид.

Преследователи обычно успешны в учебе, если это девочки, показатели мальчиков – напротив, в большинстве случаев, ниже среднего уровня.

В книге рассматривается связь моббинга с такой чертой личности как агрессивность, а точнее с реактивной и проактивной агрессивностью. Основной вывод исследований – проактивная агрессивность в значительной степени является предпосылкой травли и нападок на других учеников.

Ситуация в семье, без сомнения, воздействует на поведение детей. Однако, согласно норвежским данным такие социоэкономические характеристики семьи как достаток, образование и жилищные условия не обуславливают травлю ни с позиции жертвы, ни с позиции преследователя. Гораздо большее значение имеют отношения в семье.

Механизмы, работа которых приводит к возникновению травли, подробно описаны в главе психология моббинга.

Значение педагогического коллектива школы в целом и классного руководителя в частности трудно переоценить. Эрлинг Руланн и его коллеги из Центра исследования поведения на практике доказали, что школа может предотвратить, и остановить травлю. В книге последовательно изложены принципы деятельности, направленной против травли, положительное воздействие авторитетного (не авторитарного!) классного руководства, конкретные профилактические мероприятия и методика вмешательства, если ситуация травли имеет место. Также показано, что без фактической интеграции и систематической работы нельзя добиться стойкого эффекта.

Школьная система Норвегии во многом отличается от российской. Естественно, что некоторые мероприятия или процедуры, принятые в норвежской школе, например, работа ученического комитета или обмен писем между школой и семьей для нас непривычны. С другой стороны, норвежский опыт будет интересен и полезен российским специалистам.

Многие современные психотерапевты ставят во главу угла понятие личной ответственности – каждый человек сам несет ответственность за все, что с ним происходит, он не должен позволять другим управлять своей жизнью. Иногда возникает опасность злоупотребления – порой на жертву травли взваливается вся ответственность. Можно предположить, что в некоторых случаях, если речь идет о взрослом человеке, жертва травли действовала необдуманно и тем самым спровоцировала реакцию других людей, или же, что жертва травли должна работать над собой, чтобы изменить свое отношение к нападкам со стороны окружающих – не позволить им негативно влиять на свою жизнь. Однако даже это допущение не должно вести к оправданию и попустительству проявлениям нетерпимости. Если жертва травли – ребенок, то взрослые просто обязаны вмешаться и, работая как с жертвой, так и с преследователем/преследователями, активно противодействовать травле. Эрлинг Руланн подчеркивает, что позиция взрослого, ее четкость – травля неприемлема ни при каких условиях, имеет решающее значение.

Последствия травли являются негативными как для жертв, так и для преследователей, в этой ситуации проигрывают все.

Именитый норвежский криминолог Нильс Кристи, будучи на книжной ярмарке non-fiction в Москве, в ответ на вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме травли в школе, изумленно воскликнул: «Разве ей уделяется мало внимания?» К сожалению, в России практически нет, не только продуманной и четко организованной системы противодействия моббингу в школе, но даже и литературы, отражающей проблему в ее целостности, содержащей конкретные методические рекомендации, помогающие справится с ситуацией, организовать работу по предотвращению травли. Первой такой книгой стала «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга» – фундаментальная работа о моббинге в школьной среде.

Анализ результатов норвежских и международных исследований позволяет читателю взглянуть на моббинг со многих сторон, больше узнать о преследователях и жертвах, лучше осмыслить значение процессов, происходящих в классе, школе, в семье. 

Книга содержит практические рекомендации, обозначает основные положения и подходы, которые в масштабах всей школьной системы помогут предотвратить травлю. В материале, посвященном классному руководству, учителя найдут инструментарий для создания и поддержания позитивных отношений в учебном коллективе, показана профилактическая эффективность применения определенных правил и норм, включающих в себя практику взаимодействия с семьями учащихся. В книге изложены конкретные принципы и методы, придерживаясь которых неуклонно, шаг за шагом, можно изменить школьные будни к лучшему.  

Книга «Как остановить травлю в школе. Психология моббинга» будет интересна как специалистам – психологам и педагогам, так и родителям, уже столкнувшимся с этой проблемой или желающим предупредить ее появление.      

Об авторе: Эрлинг Георг Руланн родился в 1949 году. После получения педагогического образования работал учителем, затем в университете Осло изучал педагогику и социологию (1976). Профессор специальной педагогики, ведет научную и исследовательскую деятельность в Центре исследования поведения (SAF) Университета Ставангера (UiS). Ph.D., (Университет Дарема, 1998). Автор многочисленных научных публикаций.

Эрлинг Руланн одним из первых как в Норвегии, так и вообще в мире занялся научным исследованием феномена моббинга. В 1983 году министерство по делам церкви, образования и науки Норвегии поручило Эрлингу Руланну и профессору Бергенского университета Дэну Олвеусу подготовить материал о мерах, разработанных против моббинга. Появление этих материалов ознаменовало начало работы по профилактике и борьбе с моббингом в Норвегии и заложило основу соответствующей государственной программы. В настоящее время антимоббинговые программы, разработанные в Центре исследования поведения Эрлингом Руланном и его коллегами широко используются в Норвегии, центр также тесно сотрудничает со специалистами в Европе, США, Канаде и Австралии.

От издательства:

Травля (моббинг) в школе — проблема, с которой сталкиваются очень многие. Известно, что травля приводит к тяжелейшим последствиям, однако нередко остается без внимания учителей и других взрослых. В нашей стране ведется определенная работа по профилактике моббинга, однако единой программы по борьбе с ним пока не существует. Именно поэтому чрезвычайно актуальна книга норвежского исследователя Эрлинга Руланна — автора антимоббинговых программ, эффективно использующихся в школах Норвегии и других стран мира.

Книга содержит обзор исследований, посвященных проблеме моббинга, анализ психологической природы травли, описание ее видов, а также комплекс мер, которые позволяют если не предотвратить травлю, то существенно снизить ее распространенность. Автор приводит стратегии вмешательства, конкретные приемы и техники работы как с жертвами травли, так и с преследователями, родителями, школьным коллективом, а главное, предлагает модель, позволяющую объединить все мероприятия в единую систему и создать в школе безопасное психологическое пространство.

Книга предназначена психологам, педагогам, родителям.

Издательство «Генезис»: http://www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2808

Детская психология для специалистов: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/29131.php#ogl

Ссылка для цитирования

Литература

  1. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика