Включен в Web of Science СС (ESCI)
Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Враждебность и психическое здоровье 1497Кузнецова С.О. Абрамова А.А. АннотацияВ данной статье представлен анализ теоретических подходов и эмпирических исследований, посвященных изучению роли враждебности в этиопатогенезе как психосоматических, так и психических заболеваний. Описан характер взаимосвязи количественных (общего уровня враждебности) и качественных аспектов враждебности, ее структурных компонентов (аффективного, когнитивного и поведенческого) с объективными характеристиками психического заболевания (длительностью и нозологической принадлежностью). Показано, что враждебность является нозонеспецифической характеристикой психических расстройств и не зависит от возраста больного и длительности течения заболевания. Показана количественная и качественная специфика враждебного отношения у психически больных по сравнению со здоровым населением. В статье повышенная враждебность индивидов выступает в качестве психологического маркера их индивидуальной уязвимости к стрессогенным ситуациям. При этом показано, что всестороннее исследование взаимосвязи враждебности с различными заболеваниями позволит обеспечить более эффективную психотерапевтическую, психокоррекционную и профилактическую деятельность психологов по сохранению психического здоровья людей. Ключевые слова: враждебность, психические заболевания, психическое здоровье, биопсихосоциальная модель этиопатогенеза, предикторы, общий уровень враждебности, структура враждебности Рубрика: Методологические проблемы юридической психологии Тип: научная статья Фрагмент статьи
В современном мире наряду с увеличением распространенности различных психических заболеваний отмечается рост враждебного отношения и агрессивного поведения как среди взрослой популяции, так и среди детей. На сегодняшний день одной из актуальных задач, стоящих перед психологической наукой и практикой, является выявление и предупреждение факторов риска различных психических заболеваний, а также сохранение и поддержание психического здоровья населения. Интенсивное развитие психологии обусловливает возникновение новых объяснительных принципов в изучении роли психологических факторов в этиологии и патогенезе психических расстройств. За последние двадцать лет среди таких факторов в научной литературе все чаще упоминается враждебность. Таким образом, исследование враждебности и механизмов ее формирования позволит разработать психопрофилактические, психокоррекционные и реабилитационные программы, техники психологической помощи населению. Враждебное поведение обладает значительным разнообразием форм проявления, а само понятие «враждебность» является неоднозначным, противоречивым и различными авторами трактуется по-разному. В первых исследованиях враждебности, которые восходят к традициям психоанализа, такие понятия, как: «агрессия», «агрессивность», «гнев», «враждебность», «цинизм» не имели четкой дифференциации. Представители когнитивного подхода впервые попытались описать понятие «враждебность» и выделили достаточно широкий спектр поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности [9; 10]. A. Buss [10] рассматривает враждебность как когнитивный компонент психики, J. C. Barefoot [9] − как сложное образование, включающее в себя гнев и агрессию в качестве поведенческих и эмоциональных коррелятов, которые выступают ее внешними индикаторами. В ряде работ враждебность рассматривается как личностная черта или черта характера [12; 13]. T. W. Smith [13] рассматривает враждебность через категорию «отношение» и определяет ее как комплекс негативных отношений, убеждений и оценок, применяемых к другим людям. В отечественной психологии В. Н. Мясищев [5], подробно разрабатывая категорию «отношение», относит враждебность к эмоциональным отношениям и отмечает, что враждебность формируется в процессе взаимодействия с ее объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов. Рядом исследователей понятие «враждебность» рассматривается в рамках отечественных и зарубежных представлений о картине мира [1; 4; 5; 7; 11]. Тогда враждебность человека, понимаемая в контексте его индивидуальной картины мира, отчасти является продуктом микро- и макросоциальных процессов и зависит от конкретной культурно-исторической реальности, в которой он оказывается. Всеми авторами подчеркивается исключительная роль картины мира в адаптации человека к условиям его существования. Картина мира составляет основу его жизнедеятельности во всех ее аспектах, она служит базой для принятия решений и познания внешнего мира [7; 8]. <...> Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Аникина В.О., Блох М.Е. Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Томас П.Б. Неожиданные пересечения: культурно-историческая психология в городском центре психического здоровья? Соколова О., Риже Э. Проблемы детей и подростков, связанные с (не)посещением школы, — Дюссельдорфский проект Юридическая психология | Москвитина М.М., Бовин Б.Г. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|