Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9355Новости 1845Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Основные проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса 2178

|

Пимонов В.А.
кандидат юридических наук, доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: p_vlad70@mail.ru

Полный текст

В конце 2010 г. в России был принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [10]. Концепция данного нормативного акта заключается в  необходимости ограждения несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

Надо сказать, что необходимость защиты от новых видов угроз национальным интересам России, получивших название угроз информационного характера, была осознана задолго до принятия этого закона. В специальной литературе и раньше отмечалось, что информационное воздействие на сознание людей в ряде случаев способно нанести ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушить моральные нормы жизни общества, привести к дестабилизации социально-политической обстановки [4].

Следуя нормам Конституции РФ о свободе распространения информации любым законным способом (ст. 29, п. 4) в сочетании с запретом пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29, п. 2), Закон РФ «О средствах массовой информации» [5] в ст. 4 определил, что запрещается использование в теле-, видео- и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Говоря по существу, обозначенные нормы Конституции и закона        «О средствах массовой информации» были положены в основу «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [3].

Данным документом (далее по тексту – Доктрина) впервые сформулированы источники угроз информационной безопасности, под которой в тексте Доктрины понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Появление качественно новых угроз безопасности образовательной среды предопределило необходимость в рамках данной статьи:

  • дать характеристику источникам угроз информационной безопасности субъектов образовательного процесса;
  • обозначить проблемы правового регулирования вопросов оборота информационной продукции, используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях;
  • определить основные направления в области обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса.



Источники угроз информационной безопасности субъектов  образовательного процесса

Кратко рассмотрим те источники угроз информационной безопасности, обозначенные в Доктрине, которые наиболее ярко характеризуют положение дел в системе образования.

Во-первых, неблагоприятная криминогенная обстановка, усиление влияния организованной преступности на жизнь общества, снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

На сегодняшний день есть вполне реальные результаты воздействия данной угрозы. Первый из них – криминализация информационного пространства. Государство, а также средства массовой информации в последние годы только тем и занимались, что заставляли думать общество о криминале. Это обстоятельство ведет к распространению насилия и маргинализации различных слоев общества. В результате растет число деяний, расценивающихся как противоправные, а нередко и уголовно-наказуемые. Вместо обращения внимания молодежи к реальным ценностям средства массовой информации внедряют в сознание чуждые отечественной культуре понятия. Так, различные телешоу («За стеклом», «Слабое звено» и пр.) строятся на идеях личной выгоды (победы) за счет  уничтожения своего товарища.

Согласно гипотезе лингвистической относительности (известной как гипотеза Сепира–Уорфа) [1] особенности мышления у людей, их отношение к окружающей действительности в значительной степени определяются системой языка, на котором они говорят. Язык, иными словами, выступает не только как средство передачи мыслей говорящего, но и управляет мыслительной деятельностью, формируя идеи человека. Какой, спрашивается, может быть картина мира человека, сталкивающегося ежедневно во всех сферах общественной жизни с понятием «преступность»?

Информационный поток переполнен жуткими повествованиями об учителях-педофилах, учителях-взяточниках, учителях-садистах. Все это происходит в условиях отсутствия должного финансирования образования и, в первую очередь, средней школы, фактического провала эксперимента по введению в России Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Другим результатом проявления указанной угрозы является  неэффективность работы педагогических коллективов системы общего образования, их деморализация и дискредитация в глазах населения. Возможно, именно это обстоятельство способствует росту молодежной преступности, ее ожесточению, вовлечению в криминальный мир несовершеннолетних, увеличению числа жертв криминального насилия, среди которых уже не только учащиеся, но и педагоги образовательных учреждений. По данным Всероссийского педагогического собрания, в 2008 г. избиениям со стороны учеников подвергся 21 педагог, в 2009 ⎼ 45 [7].

Во-вторых, недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере.

В условиях активного внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс возникает необходимость в правовом регулировании вопросов информационно-психологической безопасности. Это относительно новое и еще недостаточно разработанное направление, содержанием которого является защита индивидуального и группового сознания (как субъектов образовательного процесса, так и населения страны в целом) от агрессивного информационно-психологического воздействия, наносящего ущерб психическому и нравственному здоровью личности, разрушающего нормы морали и, применительно к сфере образования, приводящего к дестабилизации морально-психологической обстановки в конкретном образовательном учреждении.

В проекте федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», подготовленного рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и внесенного на рассмотрение    3 декабря 1999 г.  в порядке законодательной инициативы [8],  негативное информационно-психологическое воздействие определяется как воздействие на человека или группу лиц (в том числе, помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства (ст. 2 законопроекта).

Однако в данном законопроекте  речь идет о предельно общем направлении  защиты населения страны от негативного информационного психологического воздействия. Проблематика адресного воздействия на определенные социальные группы в данном проекте  даже не упоминается. Поэтому принятый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» уже тем хорош, что устанавливает правовые основы оборота информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Вместе с тем в России нет ни одного закона, защищающего педагогических работников, а также преподавателей вузов от несанкционированного воздействия на их психику.

В-третьих, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности, снижение эффективности системы образования и воспитания.

В связи с необходимостью развития творческой активности учащихся образовательных учреждений возрастает роль их самостоятельной подготовки, которая предполагает применение компьютерных технологий,  использование ресурсов интернета. В результате учащиеся оказались в условиях неограниченного доступа к информации [9], часто носящей противоречивый, агрессивный и негативный характер, влияющей на социально-нравственные ориентиры общественной жизни.

В этих условиях возникает острая необходимость в расширении содержания общего среднего образования за счет введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности [6]. Развитие этого направления потребует разработки содержания теоретической подготовки самих  педагогов, что невозможно без решения целого ряда экономических и социальных проблем системы образования России.

Проблемы правового регулирования вопросов оборота информационной продукции, используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях

Данные вопросы рассматриваются в уже упоминаемом законе             «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Отличительным моментом этого нормативно-правового акта является введение запретов  и ограничение на распространение среди детей негативной информации. Категорически запрещенной к распространению относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. порнографического характера.

Важно отметить, что в связи с введением в действие данного закона с   1 сентября 2012 г. устанавливается административная ответственность за ряд деяний в области распространения информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних [11]. В Кодекс РФ об административных правонарушениях были внесены пять новых составов правонарушений, ограничительные меры внесены в ФЗ  «О рекламе», ряд других нормативных актов. Следует также ожидать поправки в Уголовный Кодекс РФ, связанные с криминализацией ряда деяний в данной сфере.

Значимость данного закона, безусловно, велика уже потому, что он является первым, где обращается внимание на проблему переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, что может сформировать у детей искаженную картину мира, социально вредные жизненные установки.

К недостаткам закона надлежит отнести отсутствие в нем конструктивных решений обозначенной проблемы, чрезмерная увлеченность мерами запретительного и репрессивного характера. Пока что государство действует с позиции силы, вместо того чтобы выступать в роли просветителя.

Вот высказывание директора Федеральной миграционной службы       К. Ромодановского, обошедшее многие СМИ: «Там, где ограничения, там – коррупция и обман людей». Данная цитата ⎼ пример передового подхода к вопросу о злоупотреблении силовыми методами. Активный сторонник этого подхода Нильс Кристи утверждает, что  отнесение ряда различных явлений к противоправным необходимо государству для построения системы власти и управления. Усиление контроля за общественной жизнью путем расширения понятийного поля «правонарушения» ⎼ способ непредсказуемый и опасный. И до тех пор, пока ошибочность такой позиции не будет осознана, сближение законов и реальных правил, по которым живет страна, практически невозможно.

Основные направления в области обеспечения информационной безопасности субъектов образовательного процесса

Необходимо выделить следующие три группы проблем в данной сфере:  психолого-правовые, кадрового обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса; научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности образовательной среды.

В рамках психолого-правовых проблем требуют разрешения нереализованные до сих пор положения Доктрины, предусматривающей разработку специальных правовых и организационных механизмов недопущения неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние.

В недрах Государственной Думы РФ похоронен проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», вернуться к рассмотрению которого продиктовано необходимостью обеспечения защиты национальных интересов России.

Предметом научных изысканий и правотворческих решений должны стать вопросы психологической устойчивости профессиональной направленности педагогических кадров к негативному информационному воздействию и их правовой защиты от данного вида воздействия.

Наблюдается дефицит исследовательских работ по вопросам возможности влияния информационного воздействия на динамику и структуру агрессивности.

В рамках решения проблем кадрового обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса требуются методики и программы обучения школьников и студентов адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. В настоящее время эта проблема труднорешаема по ряду объективных причин.

Сегодня средняя зарплата  работников образования ⎼ 13 699 рублей. Это всего лишь 59 % от среднемесячной начисленной заработной платы по России [2]. Как следствие такого положения дел – дефицит педагогических кадров и, в первую очередь, квалифицированных. Происходит это на фоне коммерциализации образования, превращения образовательной деятельности из социального служения в рыночную услугу.

Действующая концепция высшего образования мутирует в сторону антисоциальной, при которой:

  • качество определяется способностью выпускника предъявить себя на рынке труда;
  • учебные заведения лишаются своей автономии, поскольку их деятельность определяется спросом, диктуемым капиталом и рынком[1];
  • общедоступность высшего образования подменяется соблюдением баланса между спросом со стороны работодателей и числом принимаемых и выпускаемых студентов;
  • важность научных исследований прикладного характера оценивается по их спросу и потребности в области технологий;
  • второстепенность фундаментальных исследований;
  • низкая социальная защищенность педагогических работников.

В рамках решения научно-технических проблем обеспечения информационной безопасности образовательной среды подлежат решению:

  • вопросы совершенствования и развития современных информационных технологий, а также средств телекоммуникации и связи;
  • выявления преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных систем, а также вопросы разработки методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий в информационно-телекоммуникационных системах.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности субъектов образовательного процесса представляет собой многоаспектную междисциплинарную проблему, решение которой во многом сказывается на состоянии национальной безопасности в целом.




[1] Здесь уместно вспомнить, что Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ об автономных, бюджетных, казенных учреждениях (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» //Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, № 19, ст. 2291) уже приводит к вытеснению бюджетного образования платными образовательными услугами, поскольку иного пути зарабатывать деньги для учреждений практически не существует. Закон при этом предполагает финансирование учреждений путем предоставления им государственных заданий.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бурас М., Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. № 8.
  2. Данные Росстата по состоянию на  01.09.2011 / http://www.gks.ru
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09. 2000 № Пр-1895) // Российская газета. № 187. 28.09. 2000.
  4. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3.
  5. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.07.2011) «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.
  6. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника. Автореф. …канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
  7. Миронова М. Насилие в школах // Международный медиа-проект  «Великая Эпоха» / http://www.epochtimes.ru
  8. Проект федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // Электронный ресурс: //www.MEDIALAW.ru.
  9. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. ... канд. пед. наук. С.-Пб., 2003.
  10. Федеральный закон от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1. Ст. 48.
  11. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»// Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1), ст. 4600.


 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика