Новые учебные программы для обучения профилактической работе с детьми

681

Аннотация

В статье рассмотрена трехуровневая модель профилактики правонарушений подростков и правонарушений против детей и подростков. Она учитывает особенности психического и физического состояния подростка в период, когда ему нужны поддержка и забота со стороны взрослых, и представляет опыт внедрения восстановительного правосудия. В 2005 году авторами публикации была инициирована работа над программой «Современные стратегии милиции по профилактике подростковой преступности в Украине», которая была поддержана руководством Департамента КМДД МВД Украины и Швейцарским бюро сотрудничества с Украиной. В дальнейшем к работе подключились Институт проблем наркоманий и наркопреступности и Украинский центр согласия .

Общая информация

Ключевые слова: профилактика , преступность, правонарушения, дети, восстановительное правосудие

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мороз Л.И., Яковенко С.И. Новые учебные программы для обучения профилактической работе с детьми [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52037 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Цель нашей работы – дополнить общегосударственные профилактические программы и мероприятия проактивной моделью управления криминогенной ситуацией на уровне местной общины, ввести в практику трехуровневую модель профилактической работы.

Трехуровневая модель профилактики правонарушений детей должна обеспечивать снижение количества и опасности правонарушений:

  • за счет их предотвращения путем выявления и устранения причин и обстоятельств, детерминирующих противоправные действия (проактивный подход в управлении криминогенной ситуацией);
  • активного участия местной общины в ресоциализации и реинтеграции детей и молодежи, находящихся в конфликте с законом;
  • создания условий, чтобы правонарушители брали на себя ответственность за свои поступки, осознавали причины и последствия своих проступков, стремились возместить причиненный ущерб и восстановить согласие в обществе (восстановительный подход).

<...>

Полный текст

Цель нашей работы – дополнить общегосударственные профилактические программы и мероприятия проактивной моделью управления криминогенной ситуацией на уровне местной общины, ввести в практику трехуровневую модель профилактической работы.

Трехуровневая модель профилактики правонарушений детей должна обеспечивать снижение количества и опасности правонарушений:

  • за счет их предотвращения путем выявления и устранения причин и обстоятельств, детерминирующих противоправные действия (проактивный подход в управлении криминогенной ситуацией);
  • активного участия местной общины в ресоциализации и реинтеграции детей и молодежи, находящихся в конфликте с законом;
  • создания условий, чтобы правонарушители брали на себя ответственность за свои поступки, осознавали причины и последствия своих проступков, стремились возместить причиненный ущерб и восстановить согласие в обществе (восстановительный подход).

Предлагаемая модель профилактики учитывает особенности психического и физического состояния молодого человека в период, когда ему особенно нужны поддержка и забота со стороны взрослых, учитывает состояние развития социальной инфраструктуры, взаимодействие всех субъектов профилактики, объединение ресурсов общины с целью уменьшения уровня преступности среди детей. Она охватывает на уровне первичной профилактики всю общину. Целевой группой являются дети, семьи, учебно-воспитательные учреждения; местная государственная администрация становится во главе всех субъектов профилактики (государственные социальные службы, образование, здравоохранение, правоохранительные органы), которые имеют свои задачи и сотрудничают между собой в решении этих задач.

Вторичная профилактика осуществляется тогда, когда инспектор КМДД или участковый инспектор выявляют опасные девиации или административные правонарушения, которые не требуют правовых методов воздействия (за исключением привлечения к ответственности взрослых, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в употребление психоактивных веществ, развращающих их, принуждающих к попрошайничеству и т. д.). Профилактическую деятельность координирует социальный педагог района. Школьная служба согласия направляет свои усилия на осуществление вторичной профилактики путем решения конфликтов и реагирования на проявления девиантного поведения учеников школы. Важным ее элементом является подход «равный – равному», когда профилактическую деятельность осуществляют старшеклассники, прошедшие специальное обучение.

Основной подход на уровне третичной профилактики – восстановительное правосудие. Его суть заключается в том, что все лица, причастные к преступлению, имеют возможность встретиться с потерпевшим и совместно обсудить причины и последствия происшествия, определить действия, которые помогут исправить причиненный вред. Благодаря такой встрече и действенному раскаянию возникают предпосылки декриминализации лица и улаживания дела в суде по соглашению сторон.

Внедрение восстановительного правосудия осуществляет Центр восстановительного правосудия в обществе, модель которого разработали БО «Украинский центр согласия» и его партнеры в рамках проекта Европейской комиссии «Развитие сети центров восстановительного правосудия в сообществах Украины».

19–20 марта 2012 года на конференции-форуме «Создаем безопасное общество вместе» было констатировано, что трехуровневая модель успешно апробирована в 15 регионах Украины, внедрена в практику деятельности ОВД [1–3]. Комплексная целевая программа профилактической работы МВД Украины с несовершеннолетними на 2011–2016 годы предполагает ее дальнейшее распространение.

Одним из компонентов проекта «Современные стратегии милиции по профилактике подростковой преступности в Украине» является учебный компонент. В рамках проекта изданы учебные пособия [4; 5], проведено семь тренингов для преподавателей вузов МВД, в ведущих ведомственных учебных заведениях апробированы учебные курсы для разных категорий слушателей. Разработаны типовые учебные программы для подготовки курсантов и студентов по направлениям подготовки «Правоохранительная деятельность» и «Правоведение», образовательно-квалификационный уровень – бакалавр, магистр, а также для повышения квалификации сотрудников ОВД (следователей, участковых инспекторов милиции, сотрудников криминальной милиции по делам детей, которая, вероятно, скоро будет называться ювенальной милицией).

В Одесском государственном университете внутренних дел вводится учебная дисциплина «Психологические аспекты ювенальной юстиции», цель которой – формирование у курсантов и студентов системы знаний о причинах и последствиях правонарушений против детей и совершенных детьми, классические и инновационные подходы по уменьшению их тяжести и общего количества. Главными задачами дисциплины являются выяснение особенностей организации профилактической работы, нормативной базы раскрытия преступлений и профилактики правонарушений против детей и совершенных детьми. Предлагается к использованию региональная модель создания безопасной среды в обществе и комплексной профилактики негативных явлений среди детей, совершенствования социальной инфраструктуры региона, активизации и координации усилий всех заинтересованных сторон, перенос ударения в противодействии правонарушениям несовершеннолетних на заблаговременное выявление факторов девиантности малолетних, работу с проблемными семьями, лицами, которые вовлекают детей в преступную деятельность.

Предметом дисциплины являются урегулированные нормами административного и уголовного права общественные отношения, возникающие в деятельности сотрудников ОВД при осуществлении профилактических мероприятий, при разоблачении правонарушений против детей и совершенных детьми, а также организация взаимодействия всех субъектов профилактики, осуществление индивидуальной профилактической работы.

В результате изучения дисциплины студенты и курсанты смогут лучше понимать социальные, правовые и психологические аспекты профилактики и расследования правонарушений против детей и совершенных непосредственно детьми, осознавать социальную опасность указанных правонарушений, их причины, современное состояние и динамику, методы профилактики, выявления и пресечения соответствующих преступлений, их расследования. Дисциплина также нацелена на развитие у курсантов и студентов практических умений и профессионально-психологических качеств, необходимых для качественного выполнения служебных обязанностей с учетом особенностей детей.

Литература

  1. Про концепцію розвитку кримінальної юстиції щодо неповнолітніх в Україні: Указ Президента України № 597/2011 від 24.05.2011.
  2. Про використання трирівневої моделі профілактики правопорушень серед дітей: Інструктивний лист начальника Департаменту кримінальної міліції у справах дітей МВС України № 58/2-1892 від 30.09.2009.
  3. Щодо використання процедур примирення у кримінальному провадженні та розширення альтернативи кримінальному переслідуванню: Інструктивний лист Генеральної прокуратури України № 09/1-233 вих. 08-236 окв від 01.08.2008 р.
  4. Сучасні стратегії запобігання злочинності неповнолітніх: методичний посібник для тренерів // За ред. С.І.Яковенка. К., 2006.
  5. Сучасні стратегії міліції щодо профілактики правопорушень серед неповнолітніх: навч. посіб. // За ред. Л.І. Мороз. К., 2008.

 

Информация об авторах

Мороз Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии Киевского национального университета внутренних дел, Киев, Украина, e-mail: Lm29@ukr.net

Яковенко Сергей Иванович, доктор психологических наук, Профессор кафедры юридической психологии и педагогики Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса, Украина, e-mail: serg_yak@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2564
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 681
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1