Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9360Новости 1847Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 48 место — направление «Психология» 0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,852 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Новые учебные программы для обучения профилактической работе с детьми 800Мороз Л.И. Яковенко С.И. Полный текст
Цель нашей работы – дополнить общегосударственные профилактические программы и мероприятия проактивной моделью управления криминогенной ситуацией на уровне местной общины, ввести в практику трехуровневую модель профилактической работы. Трехуровневая модель профилактики правонарушений детей должна обеспечивать снижение количества и опасности правонарушений:
Предлагаемая модель профилактики учитывает особенности психического и физического состояния молодого человека в период, когда ему особенно нужны поддержка и забота со стороны взрослых, учитывает состояние развития социальной инфраструктуры, взаимодействие всех субъектов профилактики, объединение ресурсов общины с целью уменьшения уровня преступности среди детей. Она охватывает на уровне первичной профилактики всю общину. Целевой группой являются дети, семьи, учебно-воспитательные учреждения; местная государственная администрация становится во главе всех субъектов профилактики (государственные социальные службы, образование, здравоохранение, правоохранительные органы), которые имеют свои задачи и сотрудничают между собой в решении этих задач. Вторичная профилактика осуществляется тогда, когда инспектор КМДД или участковый инспектор выявляют опасные девиации или административные правонарушения, которые не требуют правовых методов воздействия (за исключением привлечения к ответственности взрослых, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в употребление психоактивных веществ, развращающих их, принуждающих к попрошайничеству и т. д.). Профилактическую деятельность координирует социальный педагог района. Школьная служба согласия направляет свои усилия на осуществление вторичной профилактики путем решения конфликтов и реагирования на проявления девиантного поведения учеников школы. Важным ее элементом является подход «равный – равному», когда профилактическую деятельность осуществляют старшеклассники, прошедшие специальное обучение. Основной подход на уровне третичной профилактики – восстановительное правосудие. Его суть заключается в том, что все лица, причастные к преступлению, имеют возможность встретиться с потерпевшим и совместно обсудить причины и последствия происшествия, определить действия, которые помогут исправить причиненный вред. Благодаря такой встрече и действенному раскаянию возникают предпосылки декриминализации лица и улаживания дела в суде по соглашению сторон. Внедрение восстановительного правосудия осуществляет Центр восстановительного правосудия в обществе, модель которого разработали БО «Украинский центр согласия» и его партнеры в рамках проекта Европейской комиссии «Развитие сети центров восстановительного правосудия в сообществах Украины». 19–20 марта 2012 года на конференции-форуме «Создаем безопасное общество вместе» было констатировано, что трехуровневая модель успешно апробирована в 15 регионах Украины, внедрена в практику деятельности ОВД [1–3]. Комплексная целевая программа профилактической работы МВД Украины с несовершеннолетними на 2011–2016 годы предполагает ее дальнейшее распространение. Одним из компонентов проекта «Современные стратегии милиции по профилактике подростковой преступности в Украине» является учебный компонент. В рамках проекта изданы учебные пособия [4; 5], проведено семь тренингов для преподавателей вузов МВД, в ведущих ведомственных учебных заведениях апробированы учебные курсы для разных категорий слушателей. Разработаны типовые учебные программы для подготовки курсантов и студентов по направлениям подготовки «Правоохранительная деятельность» и «Правоведение», образовательно-квалификационный уровень – бакалавр, магистр, а также для повышения квалификации сотрудников ОВД (следователей, участковых инспекторов милиции, сотрудников криминальной милиции по делам детей, которая, вероятно, скоро будет называться ювенальной милицией). В Одесском государственном университете внутренних дел вводится учебная дисциплина «Психологические аспекты ювенальной юстиции», цель которой – формирование у курсантов и студентов системы знаний о причинах и последствиях правонарушений против детей и совершенных детьми, классические и инновационные подходы по уменьшению их тяжести и общего количества. Главными задачами дисциплины являются выяснение особенностей организации профилактической работы, нормативной базы раскрытия преступлений и профилактики правонарушений против детей и совершенных детьми. Предлагается к использованию региональная модель создания безопасной среды в обществе и комплексной профилактики негативных явлений среди детей, совершенствования социальной инфраструктуры региона, активизации и координации усилий всех заинтересованных сторон, перенос ударения в противодействии правонарушениям несовершеннолетних на заблаговременное выявление факторов девиантности малолетних, работу с проблемными семьями, лицами, которые вовлекают детей в преступную деятельность. Предметом дисциплины являются урегулированные нормами административного и уголовного права общественные отношения, возникающие в деятельности сотрудников ОВД при осуществлении профилактических мероприятий, при разоблачении правонарушений против детей и совершенных детьми, а также организация взаимодействия всех субъектов профилактики, осуществление индивидуальной профилактической работы. В результате изучения дисциплины студенты и курсанты смогут лучше понимать социальные, правовые и психологические аспекты профилактики и расследования правонарушений против детей и совершенных непосредственно детьми, осознавать социальную опасность указанных правонарушений, их причины, современное состояние и динамику, методы профилактики, выявления и пресечения соответствующих преступлений, их расследования. Дисциплина также нацелена на развитие у курсантов и студентов практических умений и профессионально-психологических качеств, необходимых для качественного выполнения служебных обязанностей с учетом особенностей детей. Литература
Статьи по теме
Психология образования, Теория и методология | Богданович Н.В., Делибалт В.В. Клиническая психология | Куртанова Ю.Е., Бурдукова Ю.А., Щербакова А.М., Щукина В.Д., Иванова А.А. Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения Юридическая психология | Байтимирова А.А., Коноплева И.Н. Особенности эмоционального выгорания у офицеров силовых структур с различным сроком службы Юридическая психология | Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|