Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8643Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Развитие правовых представлений: история и современность 1141

Есикова Т.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Российского Государственного Гидрометеорологического Университета" (РГГМУ), Санкт-Петербург, Россия
e-mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Полный текст

Актуальность исследования правового сознания в детском и подростковом возрасте объясняется тем, что отсутствие четкой правовой направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения, а также роста преступности несовершеннолетних. Поэтому в современных условиях развития общества специалистами в области психологии в полной мере осознана необходимость исследования особенностей развития правосознания детей и подростков.

В системе наук наблюдается усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе: социальные, политические и экономические предполагают переоценку отношения к формированию правосознания детей и подростков. Обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Формирование правосознания  выступает в качестве одного из направлений исследования процесса правового регулирования: как ребенок усваивает правовые нормы, каковы механизмы осмысления их реализации.

В то же время как феномен и теоретическая проблема осмысление правосознания еще не стало предметом специального теоретико-правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования.

В нашем исследовании на основе теоретического анализа литературы выявлена параллель между первыми правовыми представлениями человека древнего мира  и представлениями в детском возрасте.

Правовые обычаи в древнем мире сдерживали и подавляли потребности, противоречащие развитию социума и его сохранению. Первоначальное право способствовало обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соблюдение правовых предписаний и закона поддерживалось в основном в страхе наказания. Правовые учения в строгом смысле данных категорий появились в процессе длительного существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-гносеологическом контексте генезис учений о праве проходил в направлении рационализации мифологических представлений. Первоначальная правовая мысль у древних народов и на Востоке и на Западе  восходит к мифологическим представлениям о месте человека в мире. Древние законы истории соблюдались в основном в страхе наказания.

Первые представления о праве запечатлены в мифах древних народов и связаны с идеями о месте человека в мире. Мифические представления о земных порядках оказали влияние на последующую правовую мысль.  Генезис учений о праве проходил в направлении постепенной рационализации первоначальных мифических представлений. Правовая мысль в древности направлена, прежде всего, на божественные первоисточники порядка в обществе и необходимости их соблюдения [7, 2008].   Представления людей о земных порядках, которые запечатлены в мифах, и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали значительное влияние на развитие учений о праве.

Миф являлся продуктивной формой духовного освоения действительности, в нем заложены исходные традиции в понимании и трактовке всех основных сфер жизни человека, на которые в процессе развития человеческого общества ориентировались исследователи. Мифы являются основными источниками представлений о прошлом и будущем. Преемственными элементами в переходе от первобытного права к закону являются нацеленность на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения (бытового, обрядового). Миф являлся авторитетным сводом правил поведения и «продуктом деятельности человеческой фантазии, воображения, направляемого и контролируемого, с одной стороны, религиозными верованиями, а с другой – импульсами к художественному творчеству» [6, с. 180].  Поэтому мифические представления о праве не считаются отражением реальной действительности, но представляют собой материал для исследования первых правовых представлений людей, которые являются идентичными и у современных детей.

Первые законы в истории были изданы в древних городах-государствах шумеров цивилизации Месопотамии(3 тыс. лет до н. э.). В таких законах были действительно примитивные мифические представления о праве, так как в них указывалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Шумеры использовали при написании законов пиктографию – древнейшее письмо с помощью рисунков. В городах Шумера были созданы первые школы при храмах для мальчиков, в которых учились не только считать и писать, но и рассказывать сказания о богах и героях, отражавших примитивные правовые представления древних людей. За плохие знания и нарушение дисциплины детей строго наказывали.

В Древнем Вавилоне в начале второго тысячелетия до н. э. при царе Хаммурапи был издан свод законов, содержащий 282 статьи, упорядочивающие все стороны жизни общества. Копии законов были распространены по всей стране с помощью тысячи глиняных табличек. Законы Хаммурапи исполнялись около 1,5 тысячи лет и были ничем не ограничены, произвольны, деспотичны. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Это была особая форма соединения власти и собственности, заключающаяся в том, что царь мог поступить,  руководствуясь собственной волей; жизнь и имущество подданных принадлежали царю. Этот аспект важен для изучения правовых представлений, так как ребенок, воспринимая право, может не осознавать его смысла и содержания и считать власть и закон априорным, табуированным, таким же, как и считали его люди Древнего Востока. Законы нельзя было нарушить при царе Хаммурапи, поэтому нередко их соблюдали в страхе наказания. Наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился нарушивший закон человек. Самые незначительные наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами царства, действовало древнее правило: «око за око, зуб за зуб». Законы Хаммурапи в основном были действительно жестокими, за исключением правовых положений, защищающих должников, вдов и сирот.

В Древнем Египте (5 тыс. лет до  н. э.) право развивалось в соответствии с мифологическими и религиозными убеждениями. В мифах древних египтян описывается в символичной и поэтичной форме образ богини справедливости, правды и правосудия Маат. Маат и Павиан – это мудрость установленного богами закона. Маат и Ра – справедливость бога-владыки. Эмблемой правосудия и справедливости у египтян было перо. Мифы Древнего Египта имеют глубокий философский смысл. В них важен не сюжет, а рассуждения богов о смысле жизни, правде, о справедливом государственном укладе. В соответствии с мифологическими представлениями и религией у детей египтян воспитывалось послушание, непослушание осуждалось и наказывалось.

В Древнем Израиле (3,5 тыс. лет до н. э.) был создан Ветхий Завет – первая часть Библии, возникло последовательное единобожие, написаны 10 заповедей пророка Моисея, которые являлись основанием и оказали значительное влияние на создание законов всего мира.

В Древнем Китае (3–2 тыс. до н. э.) правовые идеи зарождались в рамках даосизма (VI век до н. э.), в котором провозглашаются идеи о справедливости (отнять у богатых, дать бедным); о «не деянии» (принцип воздержания от активных действий). Значительную роль в развитии правовой мысли Китая сыграло учение Конфуция – конфуцианство. Он является основоположником патриархально-патерналистской концепции государства, которое трактуется как большая семья, а император уподобляется отцу, члены общества – детям (младшие подчиняются старшим). Взаимоотношения между правителями требовалось строить на основе добродетели, которая понималась Конфуцием как совокупность этических норм и принципов. Конфуцианское мировоззрение предполагает, что люди должны самосовершенствоваться, подчиняться ритуалу («ли»), а не надеяться на закон, из чего вытекает презрение к внешним писаным законам, которые ассоциируются с тяжбой и спорами. Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам обусловлено их традиционно жестоким наказательным значением.

Концепция Мао-цзы, в противоположность конфуцианству, призывала к естественному равенству между людьми. Древнекитайский легизм пропагандировал через своего представителя Шан Яна управление в государстве с применением жестких мер наказания и соответственно жестких законов.

Правовая мысль в Древней Индии развивалась под воздействием мифологических и религиозных представлений идеологии брахманизма (II тысячелетие до н. э.). Брахманизм отражен в Упанишадах и Ведах, согласно которым все члены общества должны подчиняться закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Брахманы – жрецы, занимающие самое высокое положение в обществе. Идеология брахманизма содержится в правовых сборниках – дхармасутрах и дхармашастрах – правовых сборниках, которые составлялись брахманистскими  школами. Например, убийство брахмана считалось самым тяжелым преступлением.

В законах Ману (II век до н. э.), в письменно оформленном правовом памятнике, воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении на варны (разряды, на которые разделено общество) и касты (более мелкие разряды), их неравенстве. Искусство управления, по законам Ману, заключается в умелом наказании. Наказанию отводится главенствующая роль в идеологии брахманизма, благодаря которому необходимо поддерживать существующий порядок. В законах Ману перечисляются представления о переселении душ после смерти, а также наказания и кары, ожидающие преступника после смерти.

Буддизм в Древней Индии (623–544 до н. э.) – это религия, в которой не признавалась идея о боге как первоисточнике закона. Будда считает, что мирские дела человека зависят от собственных его усилий. В учении буддизма пропагандируется развитие самоконтроля, подчинения чувств разуму, освобождению от аффектов. Буддизм выдвигает идею о духовно-нравственном равенстве людей. Философия буддизма призывает человека быть спокойным, уравновешенным, относиться к страданиям с точки зрения вечности.

Мифические представления древних персов отражены в учении Заратустры (Зороастры) (VIII в. до н. э.). Основным положением учения является борьба между добром и злом. Учение Заратустры оказало влияние на религиозные и правовые представления последующих эпох.

Государственность в Древней Греции возникла в  I тысячелетии до н. э. Представления о праве, прежде всего, можно выделить в древнегреческих мифах. Например, Зевс требовал от людей добродетельных поступков и восседал на троне со справедливостью. Существовало представление, что Зевс заботится  о соблюдении традиционных принципов жизни и нравственных установлений и наказывает тех, кто их нарушает. Зевс согласно мифам Древней Греции следил и за соблюдением прав чужеземцев. В Древней Греции еще не было аппарата уголовного расследования и поэтому государство прибегало к религии, в которой одним из рычагов управления поведением была клятва. Человека заставляли дать клятву, требуемое обязательство или ответить на вопрос и самого призвать возмездие сверхъестественных сил в случае если солжет. Зевс, как мифическое существо, следил за соблюдением клятв и имел функцию гаранта нравственного правопорядка. В древнегреческой мифологии правовые представления отражаются в мифах о боге правды – Аполлоне. Мысли о праве прослеживаются и в описании дома царя Лидии Тантала, «который навлек на себя страшное наказание, совершив некое ужасное преступление» [3, с. 338]. Далее подчеркивается, что и его потомки совершали преступления и наказывались за это. Изучение права еще не выделялось как особая отрасль научного знания.

В Древней Греции существовали свои национальные особенности жизнедеятельности и в соответствии с ними формировалось право. Законы записывались, начинала развиваться нормативность права. Санкции раннего права и правила поведения становятся жестко фиксированными. Воспитание в Древней Греции отличалось авторитарными методами. В Спарте воспитывалось почитание старших и особенно пожилых людей.

Солон (ок. 638–559 гг. до н. э.) – законодатель Древней Греции, считал, что государство нуждается в законном порядке: беззаконие и междоусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самая большая добродетель для полиса. Солон определял закон как сочетание права и силы. Он разделил людей на четыре класса на основании оценки имущества. Высшие должности были избирательными по жребию из числа предварительно выбранных. Был издан закон всеобщей гражданской вооруженной ответственности в период смут и военных действий: «Кто во время смуты не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» [1, с. 14].

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) и его последователи разработали понятие «равенство» и применили его не только в математике, но и относительно теории права как «всеобщей равной меры регуляции общественных отношений». Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии «равным за равное». По учению Демокрита, законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Сократ, Платон и Аристотель были приверженцами законности и считали тождественными понятия справедливости, разумности и законности.  Платон в 325 г. до н. э. определил правовое воспитание как «привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который признан законом правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же люди самые почетные и представительные». Никто никогда не должен оставаться  безнаказным за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства. Наказанием должны быть: смерть, тюремное заключение, палочные удары, унизительные места для сидения или стояния, либо денежная пеня. [8, с. 349].

Аристотель пишет о формировании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты. Аристотель повернул воспитание человека от его полного подчинения государству к интересам самого человека. Аристотель разработал воспитательную систему для свободнорожденных граждан, особо подчеркнул роль закона в воспитании добродетельности [2].

В Древнем Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Государственный деятель и мыслитель Цицерон (106–43 гг. до н. э.) предлагал концепции государства и поведения достойных граждан. Согласно Цицерону, обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следовать добродетелям, гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать несправедливости [10, с. 165].   

Важнейшие методологические подходы к философско-правовой проблеме развития правосознания были сформулированы И. Кантом и Г.В.Ф. Гегелем. Особого внимания заслуживают труды И. Канта, явившегося одним из первых представителей теории правового государства, согласно которой деятельность государства должна подчиняться нормам права. И. Кант в своем учении о праве и государстве разделяет теоретический и практический разум человека. Теоретический разум позволяет все явления действительности осознавать с точки зрения причинности. Практический разум – это область нравственных долженствований, который подчинен разуму, предписаниям о нравственном поведении свободного человека.

И. Кант выступал против авторитарности, страха наказания как основного мотива нравственного и законопослушного поведения. Он считал, что поведение не имеет нравственного значения, если человек не понимает его смысла и не может дать на него разумно-совестного согласия. Кант высоко ценил автономию человека, самозаконность поведения и исходил из мысли, что нравственность уже присутствует в сознании человека, с одной стороны, право предполагает послушание, с другой – внутреннюю свободу. Кант выступал против психологии рабства у человека при соблюдении законодательства.

Г.В.Ф. Гегель считал, что самосознание человека «постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим» [4, с. 67].   Философская идея Гегеля соответствует положению нравственного воспитания о саморегуляции, структурировании правопослушного поведения, которую возможно донести до сознания детей при использовании инновационных методов. Как осмысливал Гегель, добро – это реализованная свобода, а зло необходимо преодолевать.

Проблемы формирования правового мышления были затронуты в сочинениях Т. Гоббса. Т. Гоббс писал: «Если человеку приходит на ум совершить или не совершить известное действие, и если у него нет времени обдумать свое решение, то действие или воздержание от действия с необходимостью следует из мысли, которую он имеет в настоящем о хороших или плохих последствиях соответствующего поступка  для него». По его мнению, необходимо анализировать причины человеческих действий, причины причин, только тогда можно объяснить человеческое поведение как необходимость [5, с. 56].

На основании анализа литературы по истории развития права мы выявили этапы развития правовых представлений. Первый этап знаменует собой зарождение права. В первобытном обществе отмечаются нерасчлененные представления о праве и страх наказания, что также наблюдается и у дошкольников. Затем в первобытном обществе оформляется примитивная система права, а дошкольному возрасту на данном этапе соответствуют первые представления о законе, административных правонарушениях (правила дорожного движения) и преступлениях (кражи, нанесение вреда здоровью и пр.).

На следующем этапе развития представлений о праве появляется письменная кодификация права в раннеклассовых государствах. Этот этап соответствует этапу развития правовых представлений у младших школьников, когда закрепляются понятия о правах человека и представления сущности преступления. Правовое воспитание осуществляется на первом и втором этапах на основе сказок, мифов, искусства.

В средневековом обществе у человека происходит слияние правовых, нравственных и религиозных представлений. Гражданин осваивает права и обязанности человека в обществе, что соответствует изучению и присвоению правовых понятий в начале подросткового возраста в современном мире.

Развитие права в новое время происходит «из принципа нравственности» во взаимосвязи права и морали, на данном этапе описывается стратегия индивидуального поведения. Данные учения мы соотносим с позициями самовоспитания, саморазвития, самоконтроля в подростковом возрасте (от 12 до 15 лет).

В XIX–XXI веках право провозглашается средством самореализации  личности в гражданском обществе, что соотносится с осознанием правовой действительности государства в юношеском возрасте и формированием правовой концепции «Я».

В современном мире проблема развития правосознания представляет важнейшую область психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Правосознание – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание, что такое право, закон, власть, и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) [9].  

Правосознание характеризуется как отражение в общественном сознании действующего права, а также оценка в правовых понятиях и категориях (субъективное право, обязанность, запрет, юридически значимый факт) существующих общественных отношений (представления о желаемом праве).

Правосознание личности предполагает наличие правовых знаний и юридической информации на доступном для ребенка и подростка уровне. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования правовой личности; готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Развитие правосознания происходит в процессе формулирования суждений о правовых нормах как о социальной ценности. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Ребенок получает правовые знания, на основе которых у него возникает определенное образное понимание правовой действительности, усваиваются нормы, развивается правовое сознание и модели правопослушного поведения. Необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, правах и обязанностях, причем не только сообщать доступные для дошкольного и младшего школьного возраста правовые знания, но и формировать оценочное отношение к правовой действительности, которая непосредственно является частью детской жизнедеятельности и отражается в мировоззренческих взглядах ребенка.

Уровень развитости правового сознания проявляется в избирательном отношения к информации, поступающей из источников массовой информации и в стихийном процессе социализации, а также в умении ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Анализ исследований дает возможность установить, что правовое сознание старших дошкольников и младших школьников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / пер. и прим. С.И. Радцига. 3-е изд., испр. М., 2007.
  2. Аристотель. Никомахова этика. Кн. 1 / Аристотель ; пер. Н.В.Брагинский // Аристотель. Сочинения : в 4 т. – М., 1984. Т. 4. – С. 53-294.
  3. Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Древнего Рима / Пер. с англ. Л.А.Игоревского . – М. : ЗАО Центрполиграф, 2005. – 460 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. М., 1990. – 524 с.
  5. Гоббс Т. Левиафан. О человеке (психология). О государстве. СПб., 1902. – 57 с.
  6. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология : Курс лекций / Под ред. Л.Я. Жмудя. СПб., 2005.
  7. Нерсесянц В.С. Философия права: М.: Наука. – Изд. 2. – 2008. – 848 с.
  8. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. / Сост., ред. и авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.
  9. Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте . М., 2008.
  10. Цицерон О государстве. О законах. О старости. О друзьях. – М. : Мысль, 1999. – 782 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика