Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8643Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Психологические аспекты дисциплины в школе 1418

Фоминова А.Н.
доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
e-mail: afominova@list.ru

Аннотация

В статье рассматриваются психологические механизмы формирования дисциплинированного поведения ребенка, подростка в процессе школьного обучения. Воспитание дисциплинированного поведения анализируется с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, деятельностного подхода к развитию психики человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теории социального научения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура). В статье уделяется внимание социально-психологическим факторам развития дисциплинированного поведения ребенка: включением в определенную культуру, организацию, роль систем воспитания. Рассматривается значение социальных ролей ребенка, ритуалов и традиций его ближайшего окружения, складывающихся навыков и привычек ребенка в предотвращении его девиантного поведения. Подчеркивается значение организации урока в механизме развития дисциплинированного поведения ребенка в школе. Отмечается неоднозначность соотношения понятий «правильного» и «дисциплинированного» поведения человека. Обращается внимание на психологический аспект такого парадокса дисциплины, как приоритет авторитетного влияния по отношению к призывам совести.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психология девиантного поведения тесно связана с таким понятием, как дисциплина. Слово «дисциплина» едва ли не самое употребляемое по отношению к школьной жизни. Поведение людей в обществе регламентируется определенными правилами. Дисциплина – это подчинение членов общества, организации установленному порядку, правилам, нормам. Проблема дисциплины в учебном заведении, дисциплинированного поведения учащихся всегда была актуальна, злободневна и неоднозначна. Может быть потому, что дисциплина, с одной стороны, является  организованным, но все-таки принуждением, а с другой стороны, школьная дисциплина – это организующее начало, создающее условия для обучения школьников.

<...>

Литература
  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  2. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.
  3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  4. Леви В. Нестандартный ребенок. СПБ., 1993.
  5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПБ., 1996.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004.
  7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1974.
  8. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., 2006.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика