О необходимости изменений некоторых законодательных нормативно-правовых актов, способных оптимизировать деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы России

754

Аннотация

В статье предлагаются изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Это в большей степени связано с оптимизацией деятельности психологической службы Федеральной службы исполнения наказаний России, строящей свою работу в соответствии с европейскими стандартами в области прав человека, международными обязательствами Российской Федерации и отечественным уголовно-исполнительным законодательством. Назрела необходимость, во-первых, закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве психологическую работу (наряду с социальной и уже имеющейся воспитательной) в качестве основного средства исправления осужденных (п. 2 ст. 9 УИК), во-вторых, внести соответствующие изменения в статьи 56 и 180 УИК, в-третьих, исключить п. 61 ст. 12 УИК, дополнив уголовно-исполнительный кодекс главой, посвященной психологической работе с осужденными к лишению свободы. Данные изменения, в свою очередь, потребуют корректировки и Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Изменение вышеуказанных законодательных нормативно-правовых актов поможет оптимизировать процесс психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Общая информация

Ключевые слова: Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России, стандартизация , уголовно-исполнительное законодательство, пенитенциарные психологи, психологическая работа с осужденными, средства исправления осужденных, права осужденных

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кокурин А.В., Кокурина И.В. О необходимости изменений некоторых законодательных нормативно-правовых актов, способных оптимизировать деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n3/54063 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России строит концепцию своего развития, опираясь  на  европейские стандарты в области прав человека, международные обязательства Российской Федерации, а также отечественное уголовно-исполнительное законодательство (Кокурин А.В. Поздняков В.И., 2010).

На государственном уровне важнейшим этапом на пути создания правовых предпосылок использования  психологических знаний в пенитенциарной практике стал Федеральный  закон № 161-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О приведении уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации», согласно которому впервые не только на ведомственном, но и на государственном уровне было закреплено широкое привлечение для решения поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач специалистов по человеческим отношениям – психологов (Кокурин А.В., 2011).

 

<...>

Полный текст

Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России строит концепцию своего развития, опираясь  на  европейские стандарты в области прав человека, международные обязательства Российской Федерации, а также отечественное уголовно-исполнительное законодательство (Кокурин А.В. Поздняков В.И., 2010).

На государственном уровне важнейшим этапом на пути создания правовых предпосылок использования  психологических знаний в пенитенциарной практике стал Федеральный  закон № 161-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О приведении уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации», согласно которому впервые не только на ведомственном, но и на государственном уровне было закреплено широкое привлечение для решения поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач специалистов по человеческим отношениям – психологов (Кокурин А.В., 2011).

В частности, ст. 12 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнена частью 61 следующего содержания: «Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия». Ранее в статьях 8, 9, 110 УИК лишь отмечалась важность реализации принципа индивидуализации исполнения наказаний, необходимость изучения личности осужденных и использования в воспитательной работе психолого-педагогических методов. Детально функциональные обязанности психологов регламентированы ведомственными нормативными актами, в частности – «Положением о психологической лаборатории УИС».

Изменения, происшедшие в уголовно-исполнительной политике России в последние годы, делают неизбежной корректировку норм уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Так, в УИК РФ  есть целая глава (15), регламентирующая воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы (ст. 109–119). Пункт 2 ст.  9 уголовно-исполнительного кодекса (Исправление осужденных и его основные средства) относит воспитательную работу к  основным средствам исправления осужденных (Калинин Ю.И., Селиверстов В.И., 2012).

К сожалению, регламентация психологической работы с осужденными ограничивается на сегодняшний день лишь ч. 61 ст. 12 УИК РФ.

Тем не менее, назрела необходимость, во-первых,  закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве психологическую работу (наряду с социальной и уже имеющейся воспитательной работой) в качестве основного средства исправления осужденных (п. 2. ст. 9 УИК), во-вторых, внести соответствующие изменения в статьи 56 и 180 УИК, в-третьих, исключить  п. 6 ст. 12 УИК, а вместо него дополнить уголовно-исполнительный кодекс главой, посвященной психологической работе с осужденными к лишению свободы.   

После внесенных изменений соответствующие нормы УИК РФ могут иметь следующий вид (здесь и далее предлагаемые изменения выделены курсивом):

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

п. 2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), психологическая, социальная, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Статья 12. Основные права осужденных

п. 6 1 – исключить

Статья 56. Социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными к ограничению свободы

п. 1. С осужденными к ограничению свободы администрацией исправительного центра, а также администрацией организации, в которой работают осужденные, проводится  социальная, психологическая и воспитательная работа.

п. 2. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях социального, психологического  и  воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Статья 180. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных

п. 2. С осужденными проводится социальная, психологическая и воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности.

Глава … Психологическая работа с осужденными к лишению свободы

ст. … Цели и задачи психологической работы с осужденными к лишению свободы

1. Целями психологической работы с осужденными к лишению свободы являются: формирование положительной мотивации к процессу исправления, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности осужденных, выработка жизненно важных умений, устранение или снижение проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности осужденных, повышение уровня социально-психологической адаптации.

2. Задачами психологической работы с осужденными к лишению свободы являются: исследование психологических проблем осужденных, улучшение их субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; коррекция механизмов и способов межличностного взаимодействия осужденных для создания основы эффективного и гармоничного их общения в местах лишения свободы; коррекция и профилактика нарушений в эмоциональной сфере, а также содействие процессам личностного развития и реализации творческого потенциала осужденных.

ст. … Основные направления, формы и методы психологической работы с осужденными в местах лишения свободы

1. Основными направлениями психологической работы  с осужденными является их психодиагностическое обследование, психологическое просвещение и психологическое консультирование.

2. Психодиагностическое обследование осужденного – это описание и выяснение сущности   индивидуально-психологических особенностей личности осужденного с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

3. Психологическое просвещение осужденных – это мероприятия, направленные на повышение уровня психологической компетенции осужденных, оказание им помощи в адаптации к условиям содержания, преодолении конфликтов, нормализации психического состояния и нейтрализации отрицательных установок личности.

4. Психологическое консультирование осуществляется в индивидуальном и групповом формате. Психологическое консультирование осужденного – это актуализация у осужденного психологических состояний, свойств и качеств, обеспечивающих возможности выхода из трудной жизненной ситуации посредством специально организованного процесса общения.

5. Участие осужденных в мероприятиях по оказанию им психологической помощи осуществляется только с их добровольного согласия, за исключением случаев, когда такой отказ может представлять угрозу жизни и здоровью другим осужденным.

6. Порядок оказания осужденным психологической помощи устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.  

 В связи с вышеизложенным требует корректировки и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон):

Так, статья 16. «Внутренний распорядок в местах содержания под  стражей» главы I. «Общие положения» после внесения соответствующих изменений может принять следующий вид.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее –  Правила внутреннего распорядка).

Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

3)1 проведения с подозреваемыми и обвиняемыми углубленного психодиагностического обследования с целью описания и выяснения сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Далее – по тексту статьи.

Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Статья 17.  «Права подозреваемых и обвиняемых» главы II. «Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение» после внесения поправок может принять следующий вид.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

2)1 на  психологическую помощь в местах содержания под стражей;

Далее – по тексту статьи.

Кроме того, назрела необходимость дополнить Закон статьей 241 следующего содержания:«Психологическое обеспечение».

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие содержащихся под стражей лиц в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, если это не нарушает прав других подозреваемых (обвиняемых).

Необходимо также внести изменения в ст. 31. «Особенности содержания под стражей несовершеннолетних» Закона:

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые правительством Российской Федерации.

Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. Во время прогулок несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.

При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для самообразования, с ними проводится культурно-воспитательная и психологическая работа.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных ст. 25 настоящего Федерального закона.

Требует корректировки и текст ст. 33. «Раздельное размещение в камерах» главы III. «Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей» Закона:

Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение требований:

1) раздельно содержатся:

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатс

Внесение вышеуказанных изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации поможет  оптимизировать процесс психологического  сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Литература

  1. Кокурин А.В. Поздняков В.И. Общественное мнение о современной уголовно-исполнительной системе России // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2 (22).
  2. Кокурин А.В. О реализации положений концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере, касающейся деятельности психологической службы ФСИН России / Вестник Кузбасского института // Научный журнал. 2011. № 1(3).
  3. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12–18 ноября 2009 г. / под общ. ред. заслуженного юриста РФ Ю.И. Калинина; под науч. ред. д-ра юрид. наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ В.И. Селиверстова. М., 2012.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.  ФЗ-1 от 08.01.1997.
  5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Информация об авторах

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Кокурина Инга Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: i.kokurina@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2804
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 754
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2