Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9055Новости 1790Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Изучение смысложизненных ориентаций и уровня переживания террористической угрозы у представителей трех поколений 1620

Бузыкина Ю.С.
заведующая учебно-методической лабораторией при кафедре прикладной психологии ПГПУ им. В. Г. Белинского, Пенза, Россия
e-mail: ylamart@yandex.ru

Константинов В.В.
доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Общая психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

Полный текст

В настоящее время международный терроризм является одной из наиболее острых проблем современного общества. Даже беглый взгляд на статистику криминальных проис­шествий в России свидетельствует об угрожающем росте пре­ступлений террористического характера за последнее десяти­летие (Соснин В.А., 2010). В переводе с латинского «terror» — это страх, ужас, т. е. эмоциональное состояние, возникновения которого как раз и добиваются террористы, осуществляя те или иные специальные действия – террористические акты (Ольшанский Д.В., 2002).  Террористические акты заключают в себе сильнейшее отрицательное эмоциональное воздействие, вызывающее разрушительный эффект не только на физиологическом, но и на эмоциональном, личностном и социальном уровнях. Терроризм – это устрашение людей осуществляемым насилием. Насилие существует в разных формах: физическое, политическое, социальное, экономическое, информационное и т. д. Таким образом, основной целью современного терроризма является дестабилизация общества, его раскол, формирование атмосферы страха, неуверенности и уязвимости. Несмотря на то что террористические акты происходят значительно реже, нежели крупные авиакатастрофы или аварии на угольных шахтах, степень субъективного восприятия риска, вероятности стать следующей жертвой террористического акта у обывателя чрезвычайно высока, особенно в первое время после совершения преступления. Сцены, транслируемые современными СМИ с места совершения террористических актов, надолго и прочно запечатлеваются в памяти обывателя, вызывая тем самым стойкие изменения в поведении не только отдельного человека, но и целых групп (Мкртычян А.А., 2009).

Терроризм любой окраски, любого уровня приводит к моральной деградации не только отдельной личности, но и в конечном итоге общества в целом (Бояр-Созонович Т.С., 1991).

К отсроченным психологическим последствиям терроризма относится посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое возникает не только у непосредственных участников психотравмирующих событий, но и у сторонних наблюдателей, которые с помощью СМИ становятся косвенными участниками произошедшего. Результатом ПТСР могут стать депрессия, раздражительность, повышенная агрессивность, отчужденность (Ениколопов С.Н., Мкртычян А.А., 2008), а также тревоги и страхи, чувство отчаяния.  Наиболее уязвимыми к информационному террору могут быть люди, которые по тем или иным причинам теряют смысл жизни.  Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий (Леонтьев Д.А., 2003). Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности.

Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития.

Переживание террористической угрозы является многоаспектным психологическим конструктом, включающим когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровни, т. е. субъективная оценка угрозы риска стать жертвой теракта проявляется как в мыслях, эмоциях, так и изменении существующих у индивида привычных форм поведения (Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В., 2010).

В проведенном нами исследовании приняли участие 365 человек (из них 250 студентов в возрасте от 16 до 25 лет (младшая возрастная группа – 132 девушки (52,8 %) и 118 юношей (47,2 %); 65 человек в возрасте от 30 до 45 лет (средняя возрастная группа – 31 женщина (47,7 %) и 34 мужчины (52,3 %);      50 человек в возрасте от 50 до 60 лет (старшая возрастная группа – 27 женщин (54 %) и 23 мужчины (46 %)).

В качестве диагностического инструментария эмпирического исследования выступили: «Опросник переживания террористической угрозы (ОПТУ-21)» (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина, Н.Н. Бакусева), «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью критерия H-Крускала-Уоллиса и критерия U–Манна-Уитни.

По итогам диагностики уровня переживания террористической угрозы (ПТУ) были получены следующие результаты. Среди студентов преобладает средний уровень переживания террористической угрозы (73,6 % по общему индексу). При этом у них преобладает высокий уровень посттравматического стресса (ПТС) – 58 %, т. е. оценка степени травматического воздействия информации о терактах. По таким факторам как устойчивость (касается эмоциональной составляющей переживания террористической угрозы, позволяет оценивать устойчивость человека к информационному воздействию терактов, успешность совладания со своими переживаниями данной угрозы) и антиципация (касается возникающих у человека мыслей о возможности совершения новых терактов) у студентов преобладает средний уровень их проявления: устойчивость – 59,2 %, антиципация – 56 %.  Среди средней и старшей возрастных групп также преобладает средний уровень переживания террористической угрозы (70,8 % и 70 %). При этом также, как и у молодого поколения, преобладает высокий уровень посттравматического стресса (ПТС) – 53,8 % и 54 %. По фактору «устойчивость» у  средней возрастной группы преобладает средний уровень (50,8 %), а у старшей возрастной группы –  низкий уровень (52 %). По фактору «антиципация» в средней и старшей возрастных группах также,  как и в младшей группе, преобладает средний уровень (73,8 % и 52 %). 

По итогам диагностики смысложизненных ориентаций были получены следующие данные. У младшей (56,8 %) и старшей (48 %) возрастных групп преобладает средний уровень осмысленности жизни (общий ОЖ). У средней возрастной категории доминирует высокий уровень осмысленности жизни (52,3 %). 

По итогам математической обработки с помощью критерия Н–Крускала-Уоллиса  было установлено, что существуют различия по фактору «устойчивость». Так, устойчивость к информационному воздействию терактов, успешность совладания со своими переживаниями данной угрозы у представителей старшего поколения ниже, чем у молодого и среднего поколений (Нэмп = 7,9 при p≤0,05). Различий по общему уровню ПТУ, а также ПТС и «антиципация» в различных возрастных категориях выявлено не было.

Существуют различия по показателю «осмысленность жизни».  Так, общий индекс осмысленности жизни у представителей среднего поколения выше, чем у младшего и старшего поколений (Нэмп = 8,2 при p≤0,05).

По итогам математической обработки с помощью критерия U–Манна-Уитни были получены следующие результаты: существуют различия в переживании террористической угрозы у девушек и юношей. Так, посттравматический стресс (ПТС) девушек превосходит ПТС юношей (Uэмп = 1460 при p≤0,05), а ПТС женщин средней возрастной категории  превосходит ПТС мужчин (Uэмп = 386 при p≤0,05). В старшей возрастной группе гендерных различий выявлено не было.

По фактору «устойчивость» были выявлены гендерные различия в средней возрастной группе – устойчивость к информационному воздействию терактов, успешность совладания со своими переживаниями данной угрозы у женщин выше, чем у мужчин (Uэмп = 364 при p≤0,05). В младшей и старшей группах гендерных различий по данному признаку выявлено не было, также не выявлено гендерных различий во всех возрастных группах по фактору «антиципация».

По показателю осмысленности жизни были выявлены гендерные различия в старшей возрастной группе – осмысленность жизни мужчин ниже, чем у женщин (Uэмп = 219 при p≤0,05). В двух других группах различий выявлено не было.

Таким образом, по результатам исследования во всей выборке не зависимо от возраста преобладает средний уровень переживания террористической угрозы, что может быть связано с удаленностью от эпицентров террористических актов и времени их совершения. В средней возрастной категории доминирует высокий уровень осмысленности жизни. Это говорит о том, что люди удовлетворены своей жизнью в настоящем и верят в свои силы контроля событий собственной жизни. Они ставят перед собой цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Для них характерна удовлетворенность прожитой частью жизни, ощущение ее продуктивности, а также убежденность, что жизнь подвластна сознательному контролю.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: Политико-правовые аспекты. Киев; Одесса, 1991.
  2. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: Руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 85 с.
  3. Ениколопов С.Н., Мкртычян А.А. Психологические последствия терроризма // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 71–80.
  4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
  5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд.               М.: Смысл, 2000. 18 с.
  6. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. 350 с., ил.
  7. Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебн. пособие / В.А. Соснин. М.: ФОРУМ, 2010. 160 с.
  8. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII.       Вып. XXII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2009. 256 с.
  9. Ольшанский Д.В. Психология террора. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академич-ий Проект, ОППЛ, 2002. 320 с.
Статьи по теме

Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А.

Психологический профиль террориста

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика