Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9029Новости 1787Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Теоретические аспекты готовности как основа компетентностного подхода в профессиональной подготовке сотрудников милиции 1217

Пасько О.Н.
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики Одесского государственного университета внутренних дел
e-mail: bosko_olga@mail.ru

Полный текст

На современном этапе становления и развития демократического, правового и социального государства возникает потребность соответствия специалистов профессиональным требованиям, которые предъявляются социумом. Речь идет о способности работников органов внутренних дел    (далее – ОВД) быть готовыми к новейшим технологиям, что обеспечит развитие высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов своего дела.

В этих условиях особое внимание необходимо уделить правоохранительным органам, поскольку они выступают от имени государства и призваны обеспечивать основные его функции. Поэтому вопрос готовности будущих специалистов ОВД к практической деятельности должен быть приоритетным и важным.

Актуальность темы обусловлена потребностью государства в высококвалифицированных профессионалах. Лицо, которое получило высшее образование, с совокупностью теоретических и практических знаний, умений и навыков, должно вливаться в трудовую деятельность. А это зависит от готовности выполнять функциональные обязанности надлежащим образом и на высоком уровне.

Проблемам готовности к профессиональной деятельности уделено внимание многих научных работ, однако ее связь с компетентностным подходом не раскрыта должным образом, что, по-нашему, требует более детального изучения и исследования.

Цель научной работы заключается в обосновании необходимости исследования готовности к профессиональной подготовке сотрудников милиции сквозь призму компетентностного подхода. Целесообразность изучения данного аспекта, по нашему мнению, следует начать из исследования терминологии, содержания и сущности категории.

Для достижения поставленной в статье цели решаются   задачи:

  • рассмотреть состояние научной разработки термина «готовность»;
  • исследовать подходы к сущности этого понятия;
  • рассмотреть взаимосвязь готовности и компетентностного подхода как связующее звено в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных профессионалов;
  • установить влияние личностно-социально-деятельной компетентностной модели специалиста ОВД на развитие и формирование готовности к профессиональной деятельности.

Понятие и сущность термина «готовность» в отечественной науке исследуется в соответствии с разными подходами. Большинство авторов выделяют личностный и функциональный, однако исследовав литературные источники, мы установили следующие подходы.

  • Личностный (Б.Г. Ананьев, JLM. Божович, Л.С. Выготский, Р.В. Габдреев, А.Г  Ковалев, Е.Т. Козлов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Л.В. Лежнина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Ф.Т. Михайлов, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Свенцицкий, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, О.П. Щотка и др.);
  • функциональный (В.О. Алаторцев, Ф. Генов, Е.И. Ильин, А.Б. Леонов, Н.Д. Левитов, В.Т. Мышкина, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, А.Ц. Пуни);
  • системный (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.Л. Гальперин, В.М. Гордон, B.Т. Зинченко, Я.Л. Коломинский, Т.В. Кудрявцев, А.М. Лукашев, А.В. Сухарев, В.Д. Шадриков и др.);
  • личностно-деятельный (А.А. Деркач, М.Н. Дьяченко, Л.А. Кандибович, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Е.С. Чугунова и др.);

В основе личностного подхода осуществляется изучение качеств и свойств личности, которые рассматриваются как готовность к профессиональной деятельности и результат профессиональной подготовки. По мнению Б.Г. Ананьева [2] такой контекст позволяет трактовать готовность как свойство и качество личности; «проявление способностей», спектр профессиональных способностей (умений); проявление профессиональной направленности и профессионального самосознания; стойкую характеристику личности. Главная особенность готовности как стойкой системы качеств личности заключается в том, что она формируется заранее. Ученый утверждает, что проявление способностей основано на осознанном решении индивида к высокопроизводительной деятельности в определенной отрасли труда, общественной жизни.

По мнению Л.В. Лежниной [10] структура готовности на данном уровне рассматривается как симптомокомплекс признаков: волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированная наблюдательность, творческое воображение, способность к саморегуляции и др.

О.П. Щотка [16] на основании анализа основных подходов к изучению психологической готовности личности отмечает, что исследование психологической готовности целесообразно осуществлять в пределах личностного подхода, согласно которому готовность рассматривается как стойкое системное образование, возникающее в результате подготовленности к реализации определенного вида деятельности.

Ученые А.Л. Свенцицкий [14] и А.Г. Ковалев [7] утверждают, что личностный подход основан на изучении концепции личности. Они считают, что объектом изучения становятся отдельные характеристики человека-профессионала и рассматривают профессиональную готовность специалиста как целеустремленную реализацию его внутренних возможностей, при выполнении им конкретных профессиональных заданий, – на основе активной эмоционально-волевой регуляции своих возможностей, поведения и деятельности.

Данный подход является важным при изучении готовности в зависимости от определенных особенностей личности. Идею того, что готовность основывается на индивидуально-психологических особенностях личности, поддерживают В.Ф. Сафин [13] А.Г. Асмолов [3]. Однако Л.І. Крутецкий [9] определяет ее как меру соответствия профессиональным требованиям.   И как мотивационную сферу личности – B.С. Магун ([11] и В.С. Мерлин [12].

Таким образом, готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, процесс формирования морально-психологических свойств личности, которые определяют отношение к профессиональной деятельности, обеспечивают ее успешное осуществление.

Мы считаем, что данный подход определяет особенность личности – ее внутреннее убеждение к готовности. Важно также исследование индивидуально-личностных качеств и мотивации, которые являются фундаментальными в поведении человека при выполнении профессиональных обязанностей.

Однако личностный подход не в полной мере раскрывает спектр готовности личности. Недостаточно изучаются внешние факторы, которые могут менять поведение лица в соответствии с изменениями общественных и правовых отношений. Также не исследуется возможность усовершенствования личностных качеств и свойств человека и, соответственно, повышение его уровня готовности.

Сторонники функционального похода под готовностью понимают временное действие и работоспособность, суть ее они видят в активизации психических функций. Рассматривают как временное ситуативное состояние человека на деятельность, актуализацию и направление собственных личностных качеств, свойств и возможностей для успешных действий в определенных условиях, как умение качественно мобилизовать и настроить необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Состояние концентрации возможностей человека, которые достигают превосходной степени.

Понимание и сущность функционального подхода заключается в предположении, что готовность рассматривается как определенное психическое состояние индивида и является временным. Однако оно может быть кратковременным или долговременным в зависимости от активизации психических функций, которые доминируют в данный момент.

Важность и значимость данного подхода, по нашему мнению, связана с умением себя мобилизовать как психически, так и физически; быть готовым к деятельности, а это является необходимым для концентрации собственных возможностей в определенной ситуации.

В то же время сторонники данного подхода готовность в большинстве случаев ассоциируют не как готовность к чему-либо, а только как готовность к профессиональной деятельности, чем ограничивают круг изучения более широких особенностей всестороннего исследования личности в определенной нетипичной ситуации.

Основой изучения профессиональной готовности личности с позиции системного подхода является рассмотрение профессиональной готовности через познание человеком своих внутренних возможностей и реализацию их для достижения желаемого результата в его профессиональной деятельности.

Суть данного подхода заключается в привлечении человека в активные творческие взаимосвязи и взаимодействия его как субъекта деятельности и при этом определяется его характер и развивается наивысшая эффективность собственного саморазвития, самореализации в процессе профессиональной деятельности.

B.П. Зинченко, В.М. Гордон [6] и Я.Л. Коломинский [8] и другие отмечают, что рассмотрение единства субъективного и деятельного компонентов человека указывает на то, что все его качества являются производными от индивидуальных способностей и социальной среды и определяются их закономерностями.

Содержательной стороной данного подхода при изучении проблемы готовности профессионала становится не деятельность, а разные типы связей деятельности и индивида, которые обосновываются ее составляющей в профессиональную группу, – так указывает К.А. Абульханова-Славская [1].

В.Д. Шадриков [15] подчеркивает, что готовность может рассматриваться не только как рабочая мобилизация профессиональных и психологических возможностей, но и как высший профессионализм, основанный на разнообразных, отобранных социальным опытом и профессией резервах, компенсациях и замещениях, что порождает самосовершенствование естественных данных, личного опыта и практики. Поэтому автор первичным ставил профессионализм индивида. В результате производится готовность к деятельности как проявление способностей.

Мы согласны с представителями данного подхода относительно всестороннего изучения личности. Действительно, следует учитывать и внутренние факторы, которые влияют на поведение личности и внешние, – что ее обусловливают. И важным элементом, на наш взгляд, при готовности личности к профессии являются индивидуально-психологические качества и особенности, знания, умения, навыки, возможность их выполнять и, конечно же, мотивация.

На личностно-деятельном уровне готовность определяется как целостное проявление всех качеств личности, что дает возможность эффективно выполнять свои функции (М.Н. Дьяченко, Е.П. Ильин, Л.А.  Кандибович и др.

Исследования проблемы психологической готовности были обобщены в работах М.Н. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [4], авторы рассмотрели широкий спектр вопросов, которые связаны с формированием долговременной и ситуативной готовности. Они определили готовность как целеустремленное выражение личности и утверждают, что она формируется в процессе своего всестороннего развития с учетом требований, которые предъявляются особенностями деятельности, профессии . Ученые в своих исследованиях характеризуют также готовность как психологическую направленность на выполнение деятельности. Теория же строится на основании модификации поведения лица, при внутреннем настроении, которое будет способствовать ее активности, целенаправленности.

Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации к деятельности, в овладении операциональной, этической, психической, организационной сторонами.

Исходя из особенностей личностно-деятельного подхода, следует отметить важность характеристики внутренних особенностей и внешних факторов готовности к чему-либо. Однако большинство исследователей в этой отрасли определяют готовность только к труду.

На наш взгляд, каждый из указанных подходов имеет свое рациональное зерно и право на существование, но мы в некоторой степени являемся сторонниками последнего подхода, поскольку рассматриваем профессию работника правоохранительных органов, который характеризуется типом профессий «человек-человек» (по Е.О. Климову). И соответственно, именно личностно-деятельный подход определяет внешние предпосылки и отношение к профессии на всех ее уровнях готовности.

Личностно-деятельный подход относительно определения готовности следует расширить с точки зрения его социальной значимости и особенностей ориентации в области современных правоотношений. Поэтому мы предлагаем его определять как личностно-социально-деятельный.

Необходимость расширения данного подхода обусловливается социальными, экономическими и политическими изменениями в современном обществе, которые охватывают все сферы жизнедеятельности, это также касается и высшего образования, которое направлено на внедрение Украиной Болонской системы, в соответствии с которой происходит интеграция просветительской сферы в единое европейское пространство. В связи с этим сегодня актуальность приобретает компетентностно-ориентационный подход в высших учебных заведениях МВД Украины, чтобы человек, получивший образование, быстро вливался в трудовую деятельность с крепкими теоретическими и практическими знаниями и на протяжении службы в ОВД повышал свой профессионализм.

Компетентностный подход к подготовке специалистов в вузе заключается в развитии и приобретении студентами набора ключевых компетентностей, которые определяют успешную адаптацию в обществе и профессиональном сообществе.

Ключевые компетентности были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках проекта «Определения и отбор компетентностей: концептуальные принципы», которая преследовала цель изучить проблему компетентностей и их роли в европейском образовании для успешного вхождения молодежи в жизнь современных сообществ.

Компетентностный подход – это сравнительно новый взгляд на просветительские проблемы, однако важность его уже признана в некоторых европейских странах, поскольку наличие компетентностей позволяет практически оперировать приобретенными в процессе учебы знаниями, применять их на протяжении всей жизни. Он связан с инновационными технологиями развития общества и совокупностями факторов, которые обеспечивают модернизацию высшего образования и повышение профессионального мастерства специалиста. Одним из его направлений, по мнению И.Г. Ермакова и Д.О. Пузикова [5], есть приобретение опыта самостоятельного и творческого решения сложных жизненных проблем, приобретения и успешного выполнения социальных ролей.

То есть чтобы человек мог выполнять свои обязанности надлежащим образом, ему должны быть присущи ключевые компетентности, которые в совокупности складывают общую характеристику сотрудника как на профессиональном, так и бытовом уровнях.

Исходя из особенностей компетентностно-ориентационного подхода к учебе и становлению личности профессионала, следует определять готовность с позиции личностно-социально-деятельного подхода, поскольку сотрудники милиции должны быть готовы не только к качественной работе в правоохранительных органах, но и к общению с окружением (руководство, коллеги, правонарушители, потерпевшие, семья и т. д.).

Нами была разработана личностно-социально-деятельная компетентностная модель работника ОВД, которая является основой рассмотрения его готовности именно сквозь призму трех типов ключевых компетентностей: личностной, социальной и деятельной. Именно поэтому в соответствии с данной моделью мы предлагаем рассматривать готовность сквозь призму личностно-социально-деятельностного подхода и определять такие составляющие:

  • личностный компонент – готовность адекватно определять собственные возможности, в случае необходимости их развивать и усовершенствовать; быть полноценным членом государства, который должен уметь обеспечивать собственное физическое, духовное и культурное развитие. Поскольку работник ОВД находится в постоянном кругу общественных отношений, он должен быть образцом относительно собственных жизненных позиций, личностного отношения к государству, культуры и т. п.;
  • социальный компонент – готовность взаимодействия работника милиции с социумом и теми микро- и макрогруппами, в которых он находится повседневно, то есть взаимоотношения с окружающими, умение ориентироваться в кругу современных правоотношений, находить правомерные психологические приемы общения с целью получения необходимой информации. Но обусловливается осведомленностью личности в современных тенденциях развития социума и на
  • деятельный компонент – готовность к усвоению и осуществлению определенного вида деятельности.

Все три компонента личностно-социально-деятельного подхода относительно определения и сущности термина «готовность» в полной мере раскрывают его значение и важность для самосовершенствования личности в социуме в соответствии с избранным типом профессии.

Подводя итоги, следует отметить важность акцентирования внимания на готовность к профессиональной деятельности работников милиции, что развивается на стадии формирования личности в процессе обучения в рамках компетентностного подхода, поскольку готовность определяет соответствие специалиста определенному уровню компетентности, то есть способности на профессиональном уровне применять на практике полученные знания, умения и навыки. Использование элементов готовности при подборе кадров в ОВД обеспечит качественную и эффективную работу правоохранительных органов. При этом следует учитывать, что в большинстве случаев готовность зависит от внутренней установки и мотивационной направленности на труд.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности [ Текст ] / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. 334 с.
  2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [ Текст ] / Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева. М.:  Просвещение, 1986.  212 с
  3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка [ Текст ] / А.Г. Асмолов  М.: Изд-во МГУ, 1979. 152 с.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические  проблемы готовности к деятельности [ Текст ] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1975. 173 с.
  5. Єрмаков І. Г. Розвивати життєву компетентність [ Текст ] / І. Г. Єрмаков, Д. О. Пузіков // Шкільний світ. 2005. № 37. С. 5–13.
  6. 3инченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психо­логического анализа деятельности [ Текст ] / В.П. 3инченко, В.М. Гордон // Системные исследования. Ежегодник. 1975. С.76.
  7. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя [ Текст ] / А.Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
  8. Коломинский Я.Л. Психология общения [ Текст ] / Я.Л. Коломинский. М., 1974. 108 с.
  9. Крутецкий В.А. К вопросу о привычных формах поведения [ Текст ] / В.А. Крутецкий. М., 1957. 167 с.
  10. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: Автореф. дисс. д-ра психол. наук: 19. 00. 06 [ Электронный ресурс ] / Л.В. Лежнина– 2009. – Электрон. дан. ( 1 файл ) . – Режим доступа : http://dibase.ru/article/14122009_lezhninalv/3. – Название с экрана.
  11. Магун B.C. Потребность и психология социальной деятельности личности [ Текст ] / B.C. Магун. Л.: Наука, 1983. 173 с.
  12. Мерлин B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развитие коллектива как фактор стабильности кадров [ Текст ] / B.C. Мерлин. М., 1983. 88 с.
  13. Сафин В.Ф., Ников Т.П. Психологический аспект самоопределе­ния личности [ Текст ] / В.Ф. Сафин, Т.П. Ников // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65–73.
  14. Свенцицкий А.Л. Социально-психологический климат первично­го производственного коллектива как объект исследования [ Текст ] / А.Л. Свенцицкий // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. Л., 1973. С. 56–68.
  15. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [ Текст ] / В.Д. Шадриков. М., 1982.
  16. Щотка О.П. Формування психологічної готовності студентів педагогічних університетів до професійно-управлінського самовизначення : Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07 [ Электронный ресурс ] / О.П. Щотка. 2003. Центр. ін-т післядиплом. пед. освіти АПН України. К., 2003. 21 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика