Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте 2363

Борисова Д.П., выпускник факультета юридической , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Borisovad.p@mail.ru
Дворянчиков Н.В., кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, dvorian@gmail.com
Полный текст

До 20 в. считалось, что половая принадлежность человека однозначна, но позже выяснилось, что это достаточно сложная система, которая формируется неравномерно. Становление половой идентичности человека происходит достаточно долгий срок и определяется не только генетикой, но и рядом других факторов, в том числе социальных.

 Существует множество теорий, которые описывают процесс формирования гендерной идентичности. [9] К ним мы можем отнести психоаналитическую теорию З. Фрейда (он ссылается на биологические факторы), теорию социального научения (сторонники рассматривают влияние на становление гендерной идентичности не только со стороны родителей, но и со стороны социального окружения и нормы), теорию когнитивного развития (главную роль приверженцы отдают познавательным процессам – переработке информации, полученной от взрослого, и осознанию половой принадлежности), новую психологию пола (основной упор данной теории делается на ожидания, которые исходят от общества) и многие другие.

Но когда же и как происходит гендерная социализация ребенка?

Если рассматривать обобщенно данный процесс, не углубляясь в какую-либо теорию, то мы можем проследить цепочку изменений, которые способствуют усвоению половой принадлежности и роли.

Первый этап, подразумевающий осознание ребенком своего пола, заканчивается уже к полутора годам. Формируется устойчивое самосознание. На втором этапе (три-четыре года) ребенок уже в состоянии различать половую принадлежность окружающих людей. Но дифференциация происходит за счет внешних признаков (одежда, прическа), он еще не осознает необратимость пола. В шесть-семь лет происходит уже полная категоризация поведения – дети разделяются, в зависимости от половой принадлежности, на группы, в которых проявляются различные стили поведения, и выбирают разные игры. В этом возрасте происходит осознание невозможности сменить свой пол и осознание половых различий. Следующий этап соотносится с подростковым возрастом и является сложным, даже, можно сказать, критичным, в формировании гендерной идентичности. В этом возрасте происходит переосмысление своей идентичности, чему способствуют физиологические, гормональные и психосоциальные изменения (половое созревание сопровождается изменениями во внешнем облике, что не может не отразиться на психической стороне развития; так же происходит изменение других структур, которые в совокупности влияют на поведение подростка: интерес к своим особенностям нравственного, интеллектуального развития, стремление к самосовершенствованию; потребность в независимости; ведущей деятельностью становится коммуникативная, приоритет отдается сверстникам; подростки становятся более чувствительными, импульсивными, с резкими скачками настроения).

Несмотря на различные концепции, хотелось бы обратиться непосредственно к гендерным различиям, которые все-таки выделяются в подростковом возрасте, накладывающие отпечаток на становление личности. [7]

Для начала обратимся к наиболее видимым физиологическим различиям, которые проявляются наиболее ярко. В отличие от девочек, у мальчиков начало полового созревания проявляется на 1,5 года позже. У мальчиков происходят изменения в области гортани.

Особенностью физиологического взросления девочек 11-13 лет являются менструации. Одновременно происходят изменения в психике: принятие женственности, перестройка физического образа «Я», мысли о своей будущей роли.

Наблюдается разница у мальчиков и девочек в развитии массы и длинны тела, развитие мышечной ткани.

Теперь мы обратимся к психологическим различиям в подростковом возрасте. [Там же]

Девочки.

Для девушек характерно доминирующее направление мотивации – избегание неудачи. Чаще девушкам «приписывают» такие качества, как сочувствие, сострадание, скромность. В основном в воспитании девочек используется принцип кооперации (привязанность и забота о других). Было проведено большое количество исследований, в которых подтвердилось, что девочки более конформны, боязливы, застенчивы, чем мальчики. Девочки проявляют большую избирательность к окружению и кажутся более пассивными. В дружбе доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.  У девушек значительно выше склонность к страху. Они более вспыльчивы. Им свойственна экспрессивность – демонстрация эмоций. Среди лиц женского пола встречается больше  интровертов. У них чаще наблюдается тревожность, но девушки способны ее подавлять. Девочки ориентируются на быстроту выполнения работы и предпочитают стереотипную деятельность.

Мальчики.

Для юношей характерное направление мотивации – ориентация на успех. Им свойственны: рассудительность, действия под влиянием стереотипов. Доминирует эффект соревновательности. В воспитании мальчиков применяется принцип индивидуализации (отделение ребенка от взрослых). Для мальчиков важнее чувствовать принадлежность к группе. С психологической стороны у большинства преобладает эмоциональная сдержанность. Взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Переживание вины выражено. Юноши менее завистливы, чем девушки. Обладают более высокой наблюдательностью. Среди мальчиков встречается больше экстравертов.  Мальчики ориентируются на точность выполнения работы и предпочитают исследовательскую деятельность.

Так как наша работа ставит цель выявить влияние гендерной роли на агрессивное поведение, то важно обратиться к различиям в агрессивном поведении между мальчиками и девочками, но прежде стоит определить, что под этим понимать.

В подростковом возрасте, за счет различных изменений, как это уже указывалось, могут происходить метаморфозы в поведении, ведущие к отклонениюот поведенческой нормы. Термин «отклоняющееся поведение» - это достаточно широкое понятие. Многие исследователи сходятся на том, что это поведение, выходящее за условно принятые рамки нормы. Одни авторы определяют «отклоняющееся поведение» как некое действие, противоречащее установленным в обществе нормам, а другие - как устойчивое поведение личности, которое может наносить ущерб не только обществу, но и себе самому.

В переходном возрасте отклоняющееся поведение– это чаще агрессивное поведение.

В настоящее время большинство ученых социальной сферы пользуются более широким определением агрессивного поведения, которое включает в себя как намерение, так и причинение ущерба:  «Агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». [2, с.64]

Стоит отметить, что агрессивным является поведение, направленное не только на человека. На наш взгляд, это важный момент. Так как в настоящее время агрессивное поведение имеет более широкую направленность, мы можем наблюдать подобные действия по отношению к животным и имуществу.

Вернемся к различиям в агрессивном поведении.

Ковалев П. А. и Кабаева В. М. выявили, что склонность к агрессии выше у лиц мужского пола. Ковалев П. А. выделяет два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 лет и 14-15 лет, у девочек — в 11 и 13 лет. По мнению Кабаевой В. М., юноши и девушки склонны различно проявлять агрессивные тенденции. Уровень физической агрессии преобладает у мальчиков в возрасте 12-15 лет, затем постепенно снижается, у девочек же происходит обратный процесс. К 15-18 годам мы можем наблюдать похожую картину, только уже с другой формой агрессии – косвенной. [8]

Стоит иметь в виду, что в подростковом возрасте чаще появляется желание попробовать различные средства, воздействующие на нервную систему (алкоголь, наркотики), под влиянием которых совершается большое количество агрессивных действий. «Жажда подвига», присущая подросткам, приводит к демонстративному поведению.

Последний аспект становления гендерной идентичности и социализации, на который стоит обратить внимание, – это гендерные стереотипы.

«Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское"». [4,с.23]

Важной особенностью стереотипов является их  прочное закрепление в сознании людей. Уже с младенческого возраста ребенок подвергается действию стереотипов со стороны родителей.

Помимо родителей стереотипы усваиваются и через другие институты социализации: семья в целом (сестры и братья), сверстники и школа, СМИ.

В школе педагоги продолжают дифференцировать поведение мальчиков и девочек, что проявляется в выборе предлагаемых заданий и в оценке результатов.

Средства массовой информации, по мнению некоторых исследователей, играют важную роль в формировании идентичности наравне  с родителями. Посредством просмотра различных роликов по телевизору формируются определенные ценности и способы поведения, которые подчиняются существующим стереотипам.

Особенно сильно влияние стереотипов сказывается на поведении подростков и их восприятии окружающего мира. Они остро ощущают потребность следовать заданным стандартам и поддерживать статус среди сверстников. В этот период особенно сильно проявляется выраженность у подростков маскулинных и фемининных черт, усвоенных в ходе социализации. В соответствии с завышенными требованиями к себе и окружающим, возрастает вероятность проявления отклоняющегося поведения, в результате которого подчеркивается набор необходимых в группе качеств, «завоевывается статус» и производится мониторинг личностных особенностей других участников взаимодействия.

В нашей работе отмечаются два фактора, влияющие на развитие и социализацию подростка – гендерная идентичность и агрессивное поведение.

Но какую взаимосвязь между ними мы можем установить?

Формирование гендерной идентичности зависит от множества факторов, но на любом этапе может произойти «сбой» в формировании правильной гендерной идентичности, что может привести, в свою очередь, к образованию агрессивных тенденций.

Стоит отметить, что проявления агрессивных действий мужчин и женщин  изначально отличаются. [7,8] Данные различия обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин. Более подробно останавливаться на биологическом факторе мы не будем, а рассмотрим социальный. К социальным факторам мы можем отнести гендерные стереотипы, которые играют важную роль в развитии идентичности у подростков. Следуя предписаниям общества, подростки должны выстраивать свое поведение в соответствии с жестко очерченными рамками, позволяющими мальчикам демонстрировать свою агрессивность, а от девочек требующими ее скрывать. [10]

В свою очередь мы можем столкнуться с несоответствием «Я» подростка и некого, зачастую ложного, идеала, либо со слиянием своего образа с образом противоположного пола, впоследствии чего  возможно ощущение утраты целостности внутреннего мира, что может привести к внутренней фрустрации и способствовать проявлению агрессивных действий.

Также нельзя упускать из вида и особенности подросткового возраста, которые могут повлиять на поведение. «Чувство взрослости», потребность в самоутверждении приводят к демонстративному поведению, что часто происходит с применением агрессивных действий.

В проведенном нами исследовании мы установили взаимосвязь между гендерной идентичностью и агрессивным поведением в подростковом возрасте.

В исследовании принимали участие 103 подростка, из которых 60 человек составляли мальчики (30 из них были отнесены к условной норме (не были замечены в отклоняющемся поведении) и 30 с девиантным поведением (с условным отбыванием наказания) и 43 девочки (22 девочки относящиеся к норме, 21 девочка - с девиантным поведением (на учете в КДН или под наблюдением на месте обучения).

Возрастной диапазон подростков, принимавших участие в исследовании, - от 14 до 17 лет.

При проведении исследования было использовано 4 методики.

  1. Методика «МиФ».[1] В нашем случае использовалось немного меньше неоконченных предложений, нежели в оригинальном варианте. Данное изменение пришлось внести в силу возраста испытуемых (не использовались утверждения, связанные с сексуальной направенностью), в связи с уровнем знаний и неспособностью долго удерживать внимание на одном деле (особенно это проявлялось в девиантных группах)),
  2. Легитимизация склонности к агрессивным формам поведения [3]
  3. Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри [6]
  4. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).  [5] При использовании данной методики нам пришлось исключить ряд шкал в силу возраста испытуемых. Исключены шкалы: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к преодолению норма и правил (только у девочек).

Результаты, полученные в ходе исследования, мы подвергли статистической обработке с помощью Т-критерия Стьюдента (сравнение групп между собой) и критерия Спирмена (определение корреляции внутри группы), также проведен анализ выборки на соответствие с нормальным распределением (выборки прошли проверку и соответствуют нормальному распределению).

Анализ полученных  результатов

В общей выборке мальчиков (девиантных и недевиантных) можем увидеть значимые различия по таким параметрам, как «ЯРМ» (я реальное маскулинное), «ЯРФ» (я реальное фемининное), «ЯИФ» (я идеальное фемининное) и «ИМФ» (идеальный мужчина фемининный). Из этого мы можем сделать вывод, что у девиантных подростков возможно нарушение гендерной идентичности, они в большей степени ассоциируют свой и мужской идеальный образ с фемининными качествами. В тоже время «реальный» образ этих подростков характеризуется как андрогинный тип, т.е. сочетает в себе как мужские, так и женские качества.

Рис. 1. Среднее значение по показателям методик «МИФ», «Легитимизация агрессии» и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группах: девиантные мальчики(1), недевиантные мальчики(0).

У девочек мы можем наблюдать обратную картину. Свой реальный и идеальный образ девиантные девочки соотносят с маскулинными качествами («ЯРМ» и «ЯИМ»), в отличие от недевиантных девочек. Стоит обратить внимание на  параметры «ИММ» и «ИЖМ» (идеальный мужчина маскулинный и идеальная женщина маскулинная) –девиантные подростки характеризуют данные образы как более маскулинные, в то же время девиантные девочки относят фемининные качества в большей степени к мужской роли («ИМФ» - идеальный мужчина фемининный). Анализируя эти данные, мы можем наблюдать нарушение в гендерной идентичности у трудных девочек – они больше ассоциируют себя с противоположным полом. Обращая внимание на параметры «ЯРМД» и «МДЖД» (разница между своим реальным образом и идеальным образом мужчины, идеальными образами мужчины и женщины), мы можем подтвердить наше предположение, так как эти данные свидетельствуют о том, что девиантные подростки мало отличают свой образ от мужского, не различают мужской и женский.

Значимых различий в проявлении агрессии не наблюдается. Единственное, что мы можем отметить: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у девиантных девочек выше, чем у группы нормы.

Рис. 2. Среднее значение по показателям методик «МИФ» и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группах: девиантные девочки(1), недевиантные девочки (0).

На фоне нарушения гендерной идентичности у девиантных подростков проявляются некоторые особенности агрессивных тенденций, чего мы не наблюдаем у подростков из группы нормы.

За счет того, что мальчики на уровне знаний усваивают гендерный образ мужчины, но в своем поведении стремятся к более женственным качествам, возникает необходимость «доказывать» свою мужественность.

Важной особенностью девиантных мальчиков являются социально-желательные ответы. Так как подростки осознают необходимость проявления более маскулинных качеств, у них возникает потребность приукрашивать действительность и характеризовать себя как «настоящих» мужчин

При рассмотрении данных, обработанных при помощи критерия Стьюдента, прослеживаются те же тенденции: высокий уровень социально-желательных ответов, низкий волевой контроль, склонность к самоповреждающему поведению и легитимизации агрессии на уровне воспитания и спорта, в отличие от недевиантных подростков (они допускают проявление агрессии на политическом уровне).

Так как девочки с отклоняющимся поведением ассоциируют себя с мужским полом, у них можно наблюдать склонность к агрессии. Подростки в большей мере склонны проявлять агрессию в сфере воспитания, спорта, политики и через личный опыт. При легитимизации агрессии в воспитании повышается вероятность применения физической агрессии.

Что касается социально-желательных ответов, то у девочек происходит обратный механизм – при проявлении фемининных качеств девочки склонны давать социально-желательные ответы, т.е. они, наоборот, стараются подчеркнуть наличие маскулинных качеств.

Особенностью проявления агрессии девиантных девочек является внутренняя фрустрация – трудности в соответствии своим предпочтениям: чем больше разница между реальным образом и идеальным (а идеальный образ ориентируется на маскулинные качества), тем сильнее будет проявляться гнев. Если девушки ощущают эту разницу, то происходит сопоставление себя с нежелаемым образом (образом женщины) и повышение общего уровня агрессии.

В ходе исследования нарушений в усвоении гендерной роли у подростков из группы нормы обнаружено не было, обе группы подростков усваивают нормативную социальную роль, и, соответственно, у мальчиков преобладают маскулинные качества, у девочек – фемининные.

По результатам проведенного исследования были выдвинуты рекомендации по проведению коррекционных занятий с подростками.

При проведении таких мероприятий важно обращать внимание на внутренний мир подростка и подходить к занятиям, учитывая индивидуальность. Необходимо актуализировать внутренние ресурсы подростка, опираясь на представления о будущей жизни, взаимоотношения и взаимодействие с представителями своего и противоположного пола. Также необходимо представить возможность самореализации в рамках «своего» пола без травматических последствий для себя и окружающих.

Помимо работы с девиантными подростками, мы бы посоветовали проводить подобные мероприятия и с подростками, не имеющими нарушений полоролевой идентичности.

С девиантными девочками необходимо детально проработать образ мужчины и свой собственный образ, так как необходимо развести понятия мужского и женского. Нужно обратить внимание на женскую роль и расширить представления о ней. Это поможет избежать внутреннего противоречия и расширить диапазон поведенческих реакций.

При работе с мальчиками стоит обратить внимание на гендерные стереотипы: расширить их содержание и рамки. Совместно с этим важно проработать свой образ, что, возможно, поможет переоценить некоторые структуры самосознания

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики: Учебное пособие. — М., 2011
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1
  3. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1
  4. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб., 1998
  5. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., 1996
  6. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004
  7. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. —544с.  (Серия «Мастера психологии»)
  8. Кабаева В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. Электронная версия: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/17940.php
  9. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
  10. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2009. - № 2. с. 47-57.
  11. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. - 912 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика