Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов

1048

Аннотация

Рассматриваются различные социально-психологические предпосылки возникновения отклоняющегося поведения у детей, воспитывающихся в детских домах. Приводятся свежие статистические данные по численности детей, воспитывающихся в детских домах Российской Федерации и причины, их попадания туда. Подчеркивается, что попадание ребенка в детский дом обусловлено сильнейшим стрессом, в результате которого могут возникнуть расстройства различной этимологии. Проживание в детском доме также накладывает свой отпечаток на характер, там существуют свои законы, своя иерархия, и ребенку необходимо им следовать и подражать. Важным фактором является изолированность от полноценного семейного воспитания, дети в полной мере не осознают, как правильно строить свою семью и воспитывать детей, что может привести к проблемам в дальнейшей жизни. Недостаток квалифицированных кадров также влияет на формирование девиантного поведения – воспитание и контроль носят формальный характер, дети в основном предоставлены сами себе, у них недостаточно развиты нормы морали и нравственности.

Общая информация

Ключевые слова: воспитанники, детский дом, девиантное поведение, криминализация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коноплева И.Н., Ларин А.Н. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n4/66197 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Попадание ребенка в детский дом, особенно в старшем возрасте, обусловлено рядом психологических расстройств.

Во-первых, смена места жительства, круга общения может привести к экзистенциальному кризису, развитию тревожности. Ребенок может стать замкнутым, необщительным, агрессивным. Если он попал в детский дом вследствие гибели родителей, процесс адаптации может проходить у него гораздо сложнее, чем у детей из неблагополучных семей или семей, где родители (или один из них) отсутствуют, так как находятся в местах лишения свободы.

<...>

Полный текст

Попадание ребенка в детский дом, особенно в старшем возрасте, обусловлено рядом психологических расстройств.

Во-первых, смена места жительства, круга общения может привести к экзистенциальному кризису, развитию тревожности. Ребенок может стать замкнутым, необщительным, агрессивным. Если он попал в детский дом вследствие гибели родителей, процесс адаптации может проходить у него гораздо сложнее, чем у детей из неблагополучных семей или семей, где родители (или один из них) отсутствуют, так как находятся в местах лишения свободы.

Во-вторых, происходит переориентация жизненных ценностей. Это касается и имущественного и социального положения. В семье ребенок был индивидуальностью (сыном, дочерью, братом, сестрой и т. п.), здесь он стал «детдомовцем», одним из многих. Если в семье что-то из вещей было только его, даже принадлежность к понятиям «мой дом», «мои родители», то в детском доме все стало общим, даже воспитатели.

Попадая в детский дом, ребенок оказывается как бы в «другом мире», где все ново и неизвестно. Он не знает местных правил, не знаком с окружающими людьми, у него не выработана схема поведения в данном коллективе.

Таким образом, у него происходит как бы двойной стресс:

  • связанный с отрыванием от привычного окружения или потери семьи (если родители погибли)
  • стресс попадания в незнакомую среду с ее правилами и установками.

Как показывает практика, дети из нормальных семей, оставшиеся без родителей, попадают в детские дома довольно редко, обычно их берут на попечение близкие родственники. Основным контингентом данных учреждений являются выходцы из социальных низов: криминальных семей, семей, состоящих из алкоголиков, наркоманов, крайне бедных семей, беспризорники и отказники (чаще всего это дети-инвалиды).

Сегодня в России насчитывается более 650 тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Такие цифры называет директор Межрегионального НИИ профессиональных компетенций Галина Семья. Непосредственно в детских домах сейчас находятся около 120 тысяч воспитанников. У большинства из них мало шансов обрести новую семью, и вот почему. Около 70 процентов из них перешагнули 10-летний возраст, а таких детей, увы, усыновляют неохотно. 25 процентов воспитанников, то есть около 30 тысяч, – инвалиды, которым обрести новых родителей еще труднее. Есть и еще одна шокирующая цифра. Ее называет уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: по его данным, более  80 процентов детей оказываются в детдоме при живых родителях [1].

Детей, которых бросили на произвол судьбы, в 2013 году в РФ насчитывается уже порядка 100 тысяч. Если верить статистике и данным за 2012 год, то в прошлом году осиротели 74 тысячи детей. Больше половины из них (44 400 человек) составляют дети из неблагополучных семей – социальные сироты.

Всего в России работает около 1500 детских домов, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. При этом домов ребенка, в которых находятся и дети-отказники, в том числе – порядка 240 [2].

По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, на семейные формы устройства в 2012 году в семьи российских граждан было передано 58,8 тыс. детей, из них 6,5 тыс. – на усыновление, 37,3 тыс. – на безвозмездную форму опеки (попечительства), 15 тыс. – на возмездную форму опеки (попечительства), в том числе 13 тыс. – в приемные семьи, 0,2 тыс. – на патронатное воспитание [3].

На сегодня в стране насчитывается порядка 60 тысяч граждан, лишенных родительских прав [1].

Среди детей, воспитывающихся в детских домах, основной процент составляют дети из асоциальных семей, лишенных родительских прав, на втором месте отказные дети в связи с тяжелым заболеванием [6].

Приемные дети в семье на правах опеки или попечительства оказываются чаще всего в таких случаях:

  • родители отказались от своих родительских прав или оказались ограниченными в них;
  • семья, из которой дети попали под опеку или попечительство, обвиняется в совершении преступления, находится под стражей на время следствия;
  • родители признаны ограниченно или полностью недееспособными;
  • семья, из которой дети попали под опеку, отказывается забирать их из социальных или лечебных учреждений, куда они были временно помещены;
  • дети оказываются в приемной семье, если их родители отбывают наказание в местах лишения свободы [2].

Дети, воспитывающиеся в детских домах – это дети с разными судьбами, жизненными установками. Некоторые из них еще в раннем детстве многого натерпелись. Некоторые из них были жертвами домашнего насилия со стороны родителей (психологического, физического, сексуального). Эти психологические травмы долго дают о себе знать и влияют на формирование характера ребенка, а может и на дальнейшую его судьбу. Такие дети очень часто болеют и имеют различные дефекты в развитии. 

«Статистические данные и специальные исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в детдомах, плохо развиваются физически, например, плохо растут, а также страдают от синдрома эмоционального подавления, во взрослом возрасте им трудно навязывать социальный контакт» [4].

Следует отметить, что жизнь в низших слоях общества отличается своим равнодушием, цинизмом, некоторой беспечностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Как и в других маргинальных субкультурах, здесь действует иерархический принцип: «Кто сильнее – тот и прав». Все это ребенок видит и принимает как образец поведения. Это накладывается на его характер, а затем вливается в культуру общения между воспитанниками детских домов, формируя общую субкультуру детского дома, которая имеет общую основу, но различна по содержанию в разных детских домах, а жизнь ребенка зависит от положения в детдомовской иерархии.

Несмотря на всю стрессовость ситуации при попадании в иные условия жизни многие дети обычно очень быстро адаптируются и через несколько месяцев их уже трудно отличить от остальных воспитанников.

В настоящее время существует множество программ по социализации и адаптации детей в детских домах и после выхода из него. Дети часто выезжают в лагеря, на море, иногда даже заграницу, посещают крупные спортивные и культурные мероприятия, общаются с иностранцами, к ним в гости приезжают различные люди – волонтеры, известные спортсмены и актеры, но не всегда эти мероприятия дают положительный эффект.

Еще одним важным фактором формирования девиантного поведения у воспитанников детских домов, коренным образом влияющим на их социализацию, является их изолированность от детей, воспитывающихся в нормальных, полноценных семьях. Контакты, конечно, есть, но они носят в основном локальный характер (например, одноклассники). Детдомовские дети ведут себя достаточно обособлено и предпочитают заводить друзей из своего круга, хотя к семье они очень тянутся, реализовать это удается не всем.

Таким образом, изоляция жизни в детском доме приводит к тому, что детям не просто трудно понять мир семейных людей, но и даже просто получить непосредственную информацию о нем. Впоследствии это приводит либо к активному стремлению к интеграции в мир семьи (раннее вступление в брак и рождение детей), либо к отказу от этой попытки и погружению в мир криминальной субкультуры.

Существует еще одна проблема – это недостаток квалифицированных кадров, обеспечивающих надлежащее воспитание детей, находящихся в детском доме, в связи с очень низкими заработными платами и тяжелыми условиями труда. Специалисты, в настоящее время работающие в данной сфере, делают это на чистом энтузиазме, а иногда и без него. Основной контингент воспитателей составляют люди, работающие в детском доме давно и, как правило, они уже в годах. Вследствие большой разницы в возрасте у детей и воспитателей может возникать недопонимание и накапливаться негатив.

Молодых специалистов мало, да и надолго они не задерживаются, предпочитая более спокойные и доходные места, хотя жизненный опыт этих специалистов (кроме того, имеющих семейное воспитание) очень пригодился бы детям, они были бы примерно в «одной возрастной категории». Кроме того, в детском доме отсутствует глубинное вмешательство в психику ребенка. Воспитатели просто физически не могут (а иногда и просто не хотят) дать каждому ребенку полноценную любовь и теплоту, которые он получил бы в семье.

По большому счету, дети предоставлены сами себе, они растут в ситуации полной бесконтрольности, у них недостаточно развиты такие качества, как ответственность, бережливость (они привыкли, что им все дадут) и т. п. Из-за дефицита теплоты в воспитании дети часто испытывают проблемы в проявлении любви, да и в самой детдомовской субкультуре это проявление считается постыдной слабостью. Хотя выходцы из детских домов часто очень рано выходят замуж и рожают детей, из-за дефицита проявления любви у них очень часто возникают семейные проблемы. Искренность любви у них проявляется только, наверное, в любви к своим родителям, какие бы те ни были. Если спросить ребенка, как он попал в детский дом, он может придумать легенду, например, что дом сгорел, и родители отдали его в сюда на время. А когда они заработают денег, восстановят дом и скоро, через месяц или два, заберут его обратно к себе. Кстати эти дети, а особенно маленькие или девочки, очень привязчивы к взрослым. Иногда даже могут похвастаться перед друзьями, что «та женщина, с которой он вчера разговаривал, – его мама».

У детей, воспитывающихся в детском доме, крайне низкое представление о морали, у них плохо сформировано понятие «что хорошо, а что плохо». Иногда они даже не в полной мере осознают, что совершают противозаконный поступок. Например, красивую косметичку, опрометчиво оставленную кем-то в открытом шкафчике в бассейне, можно взять и сделать уже «своей», «личной» вещью, или взять поносить у подруги кофточку на время и навсегда.

Вследствие иерархичности субкультуры некоторые дети могут противопоставлять себя администрации детского дома. Разбив окно или подравшись, они получат больше уважения и авторитета, чем если будут участвовать в каком-нибудь кружке самодеятельности, хотя некоторые дети охотно ходят в компьютерные классы, занимаются спортом и даже ведут здоровый образ жизни.

Вследствие низкой морали, социального положения и бедности воспитанники детских домов, в основном мальчики, очень часто становятся поставщиками кадров для криминальных структур или организуют подростковые банды. Им очень важно осознавать переход на новый этап иерархии. Дети могут воровать, заниматься грабежом, разбоем, торговлей наркотиками и т. п. Иногда тяга к острым ощущениям заставляет ребенка убегать из детского дома, бродяжничать, употреблять наркотики и спиртные напитки. Девочки, убежав, часто занимаются проституцией.

Свежая статистика МВД говорит о том, что 53 процента детей, воспитывавшихся в детдомах, обладают криминальным опытом [4].

По мнению К.Э. Комарова [5], к асоциальному типу отклоняющегося поведения относятся:

  • бродяжничество как следствие детской безнадзорности и беспризорности;
  • явления алкоголизма, наркомании, токсикомании;
  • аутоагрессивное поведение, то есть причинение вреда собственному здоровью вплоть до суицида;
  • агрессивное поведение по отношению к окружающим, не переходящее рамки закона.

К криминогенному типу отклоняющегося поведения можно отнести любое поведение, нарушающее административное либо уголовное законодательство.

Также он делит детей с отклоняющимся поведением на следующие категории.

1) Циники – вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

2) неустойчивые, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

3) зависимые – подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т. д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и «внутренние тормоза», и удовлетворяются недозволенным образом;

4) аффективные подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы [5].

Таким образом, возникновение девиантного поведения обусловлено  различными причинами:

  • провалы в правовом и нравственном воспитании;
  • нереализованность потребностей личности и стремление к самореализации;
  • отсутствие контроля и личного пространства;
  • индивидуальные особенности характера;
  • эмоционально-волевые особенности;
  • влияние ближайшего окружения;
  • изолированность от семейного воспитания;
  • особенности воспитания в бывшей родительской семье и генетическая предрасположенность.

Соответственно причинами отклоняющегося поведения у детей, воспитывающихся в детских домах, могут являться недостаточный уровень сформированности личности, отрицательное влияние ближайшего окружения, среды проживания и психологического климата в коллективе. Ребенок попадает в полную зависимость от требований, норм и ценностей группы, идентифицируя себя с ней. Кроме того, такое поведение у ребенка часто является средством для самоутверждения, протеста против действительности или требований взрослых.

В детском доме ребенок очень подвержен влиянию группы. Нежелание отстать от компании в большинстве случаев является причиной отклоняющегося поведения, а иногда и криминализации ребенка.

Ряд ученых отмечают также, что на формирование отклоняющегося поведения влияет низкая самооценка подростков. Она является регулятором в ощущении ребенком своих способностей и возможностей, интуитивно указывает на его место среди других людей и способствует регуляции поведения. Взаимоотношения человека с окружающими людьми зависят, прежде всего, от самооценки, его критичности, настойчивости, саморегуляции, отношения к успехам и неудачам. Расхождения между ожиданиями человека и его возможностями приводят к психологическим отклонениям в поведении ребенка, эмоциональному перенапряжению и конфликтному поведению как со взрослыми, так и сверстниками. В дальнейшем эти отклонения могут проецироваться на характер ребенка и оказать существенное влияние на его дальнейшую взрослую жизнь. Это может привести к депрессивным состояниям, аддиктивному поведению, употреблению алкоголя и наркотических препаратов и в результате к нежеланию получать знания, развиваться, социализироваться.

У ребенка, воспитанного в социально неблагоприятной среде, недостаточно сформировано правильное представление о моральных стандартах и ценностях общества, не развиты навыки самостоятельного жизнепланирования и жизнеустройства. Он может быть не готов к нормам и требованиям, которые приняты в нормальном обществе. Это сначала может проявляться как протест против условий своего существования, а затем как преступление закона с целью изменения уровня жизни и финансового благосостояния (воровство, мошеннические действия, торговля наркотиками, проституция и т. п.).

Все эти причины важно учитывать при формировании воспитательного процесса ребенка во время нахождения его в детском доме.

Литература

  1. Важдаева Н. Сирота российская. 2013 // Журнал «Итоги». № 04 / 868 (28.01.13) [Электронный ресурс]. URL: http://www.itogi.ru/obsch/2013/4/186278.html (дата обращения: 07.11.2013 г.).
  2. Группа Компаний «Свитчайлд». Семья, дети. Что делать, когда желание не сбылось? 2013 [Электронный ресурс].  http://www.sweetchild.ru/usynovlenie/1254-semya-deti-chto-delat-kogda-zhelanie-ne-sbylos (дата обращения: 08.11.2013 г.).
  3. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. 2013  [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2012/2/ (дата обращения: 08.11.2013 г.).
  4. Каймаков А. Не обрекайте детей на детские дома. 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/razgovor/ne-obrekajte-detej-na-detdoma-1(дата обращения: 08.11.2013 г.).
  5. Комаров К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. М.: Генезис, 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/komarov/opn/opn_01.html (дата обращения: 09.11.2013 г.).
  6. Ослон В.Н., Пимонов В.А., Селящева Л.Н., Михайлова А.Ю. Социальное  сиротство – проблема российского общества // Виртуальная школа приемных родителей. Программа подготовки кандидатов в замещающие родители (с игровыми компонентами и разбором типовых ситуаций детско-родительских отношений). 2011 [Электронный ресурс].  URL: http://www.usynovite.ru/bz/Assessment.html (дата обращения: 08.11.2013 г.).

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Ларин Александр Николаевич, аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aaalll999@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6267
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 1048
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3