Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Подходы к оценке психологического благополучия несовершеннолетних при разводе родителей 983

Терехина С.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБУ «НМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России , Москва, Россия
e-mail: sterekhina@mail.ru

Полный текст

В современном мире развод становится рядовым событием, свидетельствующим о значительной трансформации института семьи. В связи с этим растет число детей и подростков, которые сталкиваются с ситуацией развода в родительской семье. Прочность союзов с детьми в нашей стране находится на среднем для развитых стран уровне: к 2015–2020 г. в России распадется каждая третья семья, имеющая детей, в то время как в США – более чем каждая вторая, а в Италии – каждая десятая [3]. По данным официальной статистики в течение 2000-х гг. доля разводов с общими детьми в России составляла 50–60%, а на один развод в семьях с детьми в среднем приходилось 1,18–1,24 ребенка [5; 12]. Об этом же косвенно свидетельствует отмечаемый в последние годы в судах рост гражданских дел, связанных с защитой интересов детей при разводе. Так, согласно данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, количество исков о порядке воспитания детей родителями, проживающими раздельно, с 2007 по 2012 г. выросло более, чем в 2 раза [6].

По мнению большинства специалистов, развод в семье в настоящее время рассматривается как один из наиболее мощных стрессогенных факторов, оказывающих значительное негативное влияние на психическое здоровье и психологическое состояние несовершеннолетних членов семьи. Несмотря на противоречивость и неоднозначность результатов исследований, посвященных изучению характера влияния развода на детей и подростков, не вызывает сомнений необходимость оказания психологической помощи, а в некоторых случаях и длительного психологического сопровождения тех несовершеннолетних, у которых в ситуации развода существует высокий риск развития различных нарушений психического и психологического здоровья. Однако в поле зрения специалистов такие дети попадают далеко не всегда и, как правило, – уже на поздних этапах, когда необходимость оказания им специализированной помощи становится очевидной. Многие из них по инициативе того или иного родителя получают многочисленные консультации психиатров, психологов, неврологов, вместе с тем вследствие продолжающегося внутрисемейного конфликта улучшение их состояния носит временный характер. Часть несовершеннолетних подвергается психолого-психиатрическому освидетельствованию в рамках экспертизы по гражданским делам по определению их места жительства и порядка воспитания отдельно проживающим родителем [7; 10]. В ходе проведения такого обследования, а также предварительного ознакомления с материалами гражданского дела, психолог получает значительный объем информации о ребенке, позволяющей ему не только решить экспертные вопросы, но и обозначить основные проблемные зоны и наметить мишени для проведения последующей психокоррекционной работы с семьей. Прежде всего в комплексной психолого-психиатрической помощи нуждаются дети и подростки, у которых уже были выявлены те или иные формы психических расстройств. В то же время, как свидетельствуют данные комплексного психолого-психиатрического обследования 82 детей, проходивших экспертизу в ГНЦ ССП имени В.П.Сербского по гражданским делам в связи с разводом, у преобладающего числа (73%) на различных этапах ситуации развода отмечались те или иные формы психических нарушений или ухудшения психического состояния. Так, в период, предшествовавший разводу, ухудшение психического состояния (по материалам гражданских дел) отмечалось у 31% детей. На фактический развод родителей изменением психического состояния отреагировала четверть всех детей. Сведения об ухудшении психического состояния детей после их встреч с отдельно проживающим родителем было зафиксировано примерно в 27% случаев [7]. Однако на момент прохождения КСППЭ у 78% детей не было выявлено признаков какого-либо выраженного психического расстройства. Этот факт свидетельствует о том, что у значительного числа несовершеннолетних в ситуации развода наблюдаются различные по глубине и степени выраженности эмоциональные и поведенческие нарушения, которые носят временный характер и впоследствии могут практически полностью нивелироваться. В связи с этим такие нарушения могут быть расценены как реакции, не выходящие за рамки нормативного реагирования несовершеннолетних на выраженную психотравмирующую ситуацию. Необходимо отметить, что экспертное решение об отсутствии у ребенка психического расстройства не исключало наличия у него разнообразных проблем, которые препятствовали нормальному протеканию процесса психического развития. Проведенный нами анализ материалов психологического обследования несовершеннолетних, участников экспертизы по семейным спорам о детях после развода позволил выделить несколько групп проблем, касающихся различных сфер жизни несовершеннолетних. К первой группе проблем, условно названной нами «проблемы индивидуального уровня» были отнесены такие особенности психического развития ребенка, которые препятствовали адаптации к окружающим условиям социальной среды, а также успешности в решении стоящих перед ним возрастных задач развития. Вторую группу составили «проблемы уровня социальных взаимодействий», в которую были включены трудности в построении и поддержании стабильных позитивно окрашенных отношений с представителями социальных групп различной степени близости (отношения с родителями, родственниками разной степени родства, ровесниками, незнакомыми взрослыми). Помимо трудностей и проблем дети и подростки, находящиеся в ситуации развода родителей, обладали различными позитивными возможностями и ресурсами, которые позволяли им хотя бы частично компенсировать неблагоприятные воздействия развода. Таким образом, для повышения эффективности оказания психологической помощи несовершеннолетним, переживающим развод родителей, в качестве важной задачи выступает разработка системы оценки их психологического состояния, включающего характеристику проблемных и ресурсных зон с учетом индивидуально-психологических особенностей, системы социальных взаимоотношений как внутри семьи, так и в рамках более широкого социального круга. В качестве интегрирующего показателя нам представляется целесообразным использовать уровень психологического благополучия несовершеннолетних.

Первоначально представления о феномене психологического благополучия были заложены в работах N.Bradburn, где они имели отношение к оценке состояния зрелой личности. Он предлагал понимать «психологическое благополучие» как «субъективное ощущение счастья и общую удовлетворенность жизнью» [15]. Существенный вклад в дальнейшую разработку концепции психологического благополучия внесли работы E.Diener, C.Ryff, E.Deci, R.Ryan. Так, в частности, C.Ryff и E.Deci разделили все имеющиеся подходы к психологическому благополучию на гедонистическое и эвдемонистическое направления [16]. Вместе с тем представляется оправданным предположение о том, что понятие «психологического благополучия» может быть отнесено не только к полностью сформировавшейся, зрелой личности, но и к людям молодого возраста, в том числе и к несовершеннолетним. Представления о «психологическом благополучии» и критериях его оценки могут быть полезны психологам образования при выявлении несовершеннолетних, которые по своему состоянию еще «психически не больны, но уже психологически не здоровы» [14], а также специалистам, работающим с делинквентными детьми и подростками [9]. Несколько позже проблема оценки психологического благополучия стала интересовать исследователей и в ее возрастном аспекте. Так, исследование О.А. Идобаевой посвящено разработке психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия лиц не только зрелого, но и подросткового и юношеского возраста [3]. Подобная модель, по мнению автора, должна содержать в себе как обобщенное описание условий, способствующих или препятствующих формированию психологического благополучия, так и конкретизацию этих условий применительно к специфике различных возрастных групп. Важную роль в процессе формирования психологического благополучия играет создание условий для возникновения и поддержания устойчивого эмоционального благополучия, адекватный учет индивидуально-типологических и личностных особенностей, а также достаточная степень сформированности и эффективное функционирование механизмов психологической защиты. Каждый возраст, по мнению автора, обнаруживает свое своеобразное сочетание подобных условий, отображающих специфику социальной ситуации развития. В рамках данного подхода были разработаны диагностические и коррекционные программы, учебные курсы, направленные на обеспечение психологического благополучия подростков, а также учащихся высших учебных заведений.

Примером использования понятия «психологическое благополучие», а также его операционализации с целью проведения школьными психологами профилактической и психокоррекционной работы может служить работа А.В. Ворониной, которой была предпринята попытка с позиций структурно-уровневого подхода (М.С. Роговин, Г.В. Залевский) разработать систему оценки уровня психологического благополучия учащихся школы и выявить среди них «благополучную», «неблагополучную» группы и «группу риска» [1]. Автор определяет «психологическое благополучие» как системное качество, состоящее из относительно автономных, но иерархически соподчиненных уровней, формирующихся в процессе развития и воспитания последовательно от низших к высшим. Состояние системы «психологического благополучия» характеризует «уровень психологического благополучия», который может быть оценен через интеграцию субъективных и объективных оценок. Они в свою очередь, могут быть операционализированы через триаду характеристик: признаки психологического неблагополучия, наличие психотравм и факторов риска в жизни ребенка. Психологическое благополучие рассматривается как структурно-уровневое образование, в качестве элементов которого были выделены психосоматическое здоровье, социальная адаптированность, психическое и психологическое здоровье. Каждый уровень был охарактеризован через ряд объективных и субъективных критериев. Болезнь в этом случае рассматривается как сочетанное нарушение трех уровней: психосоматического здоровья, социальной адаптированности и психического здоровья. Нарушение на одном или двух уровнях свидетельствует о переходном «предболезненном» состоянии.

Предложенная схема может быть взята за основу при оценке уровня психологического благополучия несовершеннолетних, находящихся в ситуации развода родителей. Вместе с тем ее необходимо наполнить конкретным психологическим содержанием, позволяющим, с одной стороны, представить общие для всех несовершеннолетних закономерности, а с другой – отразить специфику непосредственно данного контингента детей и подростков. Вначале дадим краткую характеристику структурных уровней, составляющих психологическое благополучие несовершеннолетних.

1.  Уровень психосоматического здоровья. Характеристика данного уровня осуществляется на основе детального изучения анамнестических сведений, полученных из материалов гражданского дела и беседы с родителями. В качестве наиболее значимых сведений рассматриваются данные о наличии или отсутствии разнообразных психотравмирующих обстоятельств в жизни ребенка, а также факторов риска в отношении нарушения его психического здоровья. Сюда могут быть отнесены особенности протекания беременности у матери несовершеннолетнего, а также ее состояние в данный период, наличие или отсутствие различных вредностей, осложняющих протекание беременности и родов. На этом уровне рассматриваются все возрастные периоды развития ребенка, фиксируются количество и последствия перенесенных им заболеваний, разнообразные стрессогенные внешние воздействия и характер его ответных реакций.

2.  Уровень социальной адаптированности. На данном уровне анализируется степень направленности ребенка на взаимодействие с социумом, принятие или непринятие им окружающих, социальная или асоциальная направленность поведения. Оценивается степень включенности ребенка в различные социальные группы. Отмечается наличие и степень развитости навыков социального взаимодействия, удовлетворенность своим положением в группе. Дается характеристика особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим социальным окружением, способности построения им взаимоотношений с ровесниками и незнакомыми взрослыми.

3.  Уровень психического здоровья. Оценка состояния психического здоровья несовершеннолетних осуществляется на основе анализа развития ребенка на всех этапах его жизни с точки зрения выявления у него признаков формирования психического расстройства и входит в сферу компетенции врача-психиатра.

4.  Уровень психологического здоровья. Его оценка предполагает подробную характеристику уровня и особенностей психического развития ребенка, прежде всего, предполагающую их соотнесение с нормативами того возрастного периода, к которому принадлежит ребенок. При наличии отклонений в психическом развитии они должны быть качественно описаны и отнесены к тому или иному варианту дизонтогенеза. Характеристика психического развития ребенка включает особенности его когнитивного развития, уникальное сочетание индивидуально-психологических особенностей, оценку степени его эмоционального благополучия, а также поведенческий компонент. Возрастное развитие должно быть охарактеризовано как ретроспективно, т. е. с точки зрения благополучия прохождения ребенком предыдущих периодов, а также особенностей протекания его развития в настоящем. Важными составляющими при этом выступают степень включения ребенка в ведущую для данного возрастного периода деятельность, уровень ее освоенности, а также сформированность специфичных для данного возраста психологических новообразований. При описании социальной ситуации развития ребенка особое внимание нужно уделить сфере внутрисемейных отношений, времени возникновения семейного конфликта, его выраженности, особенностям его протекания, степени вовлеченности в него ребенка.

При оценке психологического благополучия ребенка на втором и четвертом уровнях объективные показатели, полученные при помощи психологических методик, в тех случаях, когда это возможно, должны быть дополнены субъективными оценками самого ребенка, отражающими степень его удовлетворенности собой, своими взаимоотношениями с окружающими, ощущения собственного счастья и благополучия, отсутствия выраженных трудностей, проблем и конфликтов.

Качественные и количественные оценки каждого из четырех уровней объединяются в дальнейшем в интегральную оценку уровня психологического благополучия, на основе которого каждый из детей может быть отнесет к одной из трех групп. Группа «психологически благополучных детей» характеризуется отсутствием нарушений психического и психологического здоровья, проблем психосоматического характера. Для них свойственны благоприятное прохождение предшествующих стадий возрастного развития со своевременным формированием всех необходимых составляющих «психологического возраста», достаточная степень социальной адаптации, отсутствие заметных нарушений в эмоциональном реагировании, адекватная и достаточно высокая самооценка, субъективное ощущение собственного благополучия и удовлетворенность собой и окружающими.

Группу «неблагополучных детей» составляют несовершеннолетние, у которых обнаруживаются нарушения на уровне «психического здоровья» в виде признаков наличия у них какого-либо психического расстройства, или при отсутствии заболеваний обнаруживающие стойкие психосоматические нарушения наряду с факторами риска и психотравмирующими событиями в анамнезе, а также проблемами и трудностями в сфере межличностного взаимодействия или особенностями и отклонениями на уровне «психологического здоровья».

Помимо двух вышеназванных групп предлагается выделять «группу риска», под которой будем понимать группу несовершеннолетних с повышенной степенью риска развития психического заболевания, определяемой наличием факторов риска различной природы в анамнезе, преобладанием количества неблагоприятных факторов над ресурсными, недостаточной сформированностью защитных механизмов. Дети данной группы при отсутствии у них устойчивых психических и психосоматических нарушений отличаются неблагоприятным психологическим анамнезом, трудностями социальной адаптации, нарушениями самооценки, состоянием психологического дискомфорта в эмоциональной сфере, а также другими проблемами, относящимися к уровню «психологического здоровья». Помимо этого, у них наблюдается несоответствие требований, предъявляемых к ним внешней средой, и уровнем интеллектуального развития и физических возможностей организма, что проявляется в нарушениях психосоматического состояния организма.

Таким образом, разработка эффективной системы оказания психологической помощи несовершеннолетним, переживающим развод родителей, в качестве предварительного этапа предполагает создание системы комплексной оценки психического и психологического состояния таких детей и подростков с последующей разработкой критериев такой оценки, с выделением отдельных факторов и их сочетаний, способствующих возникновению и развитию различных форм психических расстройств, а также проявлений психологического неблагополучия.

Рассмотренные выше структурные уровни психологического благополучия несовершеннолетних, находящихся в ситуации развода родителей, требуют своей дальнейшей проработки, выделения системы параметров, а также подбора адекватных методических средств их оценки. Одной из актуальных задач выступает адаптация предлагаемой модели применительно к оценке уровня психологического благополучия детей, находящихся на разных этапах возрастного развития.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис … канд. психол. наук. Томск, 2002. 24 с.
  2. Дубовик Ю.Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.
  3. Захаров C.В. Куда движется супружество в России [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2014. № 545–546. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0545/tema04.php (дата обращения 1.04.2015).
  4. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: дисс … докт. психол. наук. М., 2013. 389 с.
  5. Население России. 2010–2011: восемнадцатый-девятнадцатый ежегодный демографический доклад / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. 530 с.
  6. Обзор судебной практики Верховного суда РФ [Электронный ресурс] // Бюллетень. 2012. №7. URL: http://www.supcourt.ru (дата обращения 31.03.2015).
  7. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2011. 192 с.
  8. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2000. № 4. C. 91–105.
  9. Терехина С.А. Семейный контекст делинквентного поведения девочек-подростков // Российский психиатрический журнал. 2006. № 3. С.70-73.
  10. Терехина С.А., Ошевский Д.С. Экспериментально-психологические методы обследования несовершеннолетних при производстве судебной экспертизы по гражданским делам о защите интересов ребенка // Психическое здоровье. 2012. № 11(78). С. 10-19.
  11. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дис … канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
  12. Чурилова Е.В., Гутина Д.Д. Развод родителей: причины, влияние на ребенка и на взаимоотношения родителей и детей: теоретический обзор [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2014. № 615–616. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0615/analit03.php (дата обращения 1.04.2015).
  13. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95–129.
  14. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: автореф. дисс … канд. психол. наук. М., 2000. 26 с.
  15. Bradburn N.M. The Strucrure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. P. 320.
  16. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000, Vol. 55. P. 68–78.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика