Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Исследование манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами посредством сети Интернет 1574

Смирнова Н.С.
студент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета , Москва, Россия
e-mail: n.smirnova.upk@gmail.com

Дворянчиков Н.В.
кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469
e-mail: dvorian@gmail.com

Полный текст

Введение

В настоящее время активно исследуется тематика манипулятивной деятельности тоталитарных сект, деструктивных культов и прочих религиозных организаций. Приводятся все новые аргументы в пользу социальной опасности данного явления, изучается психологический компонент активности подобных организаций. Постепенно формируется представление о характере манипулятивного психологического воздействия, его составляющих, а также о психологических механизмах реализации и возможных последствиях такого воздействия для личности приверженца той или иной НРО.

Под НРО нами понимается некое объединение людей, имеющих схожее мировоззрение, созданное для совместного исповедания тех или иных религиозных убеждений и взглядов, а также возможного распространения системы верований. [7,c.112].

С целью вовлечения потенциальных приверженцев НРО разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие стратегии воздействия, шлифуется тактическая сторона подобной деятельности.

Стратегия воздействия представляет собой некий генеральный план действий, определяющий приоритеты решаемых задач, характер и порядок применяемых в отношении значимых целей методов и техник.Стратегия воздействия – это всегда интегративная характеристика, включающая в себя реализацию многочисленных процессов того или иного рода воздействия на индивида. Так, можно говорить о некой глобальной стратегии воздействия, являющейся суммой особых субстратегий – стратегий в отношении той или иной сферы жизни человека.

Очевидно, что для достижения максимального эффекта, стратегии и тактики воздействия вынуждены соответствовать ритму жизни среднестатистического обитателя мегаполиса, они должны обладать определенным уровнем гибкости и широким диапазоном осуществляемого воздействия, быть современными и, в то же время, действенными. Кроме того, манипулятивная деятельность НРО обязана учитывать основные тенденции общественных настроений: на данный момент, например, крайне популярна тематика духовного развития и роста – что представляется отличной возможностью маскировки деятельности по вовлечению. И, конечно, НРО прибегают к активной пропаганде посредством сети Интернет.

Важно понимать, что НРО, как правило, имеет четкий план в отношении той или иной категории вовлекаемых сторонников. В зависимости от оценки исходного состояния потенциального адепта и его личностных качеств, НРО реализует тем или иным способом составляющие стратегий воздействия, направленные на достижение неофитом, уготованного для него заранее, местоположения в иерархии НРО.

При анализе механизмов реализации стратегий манипулятивного психологического воздействия выяснилось, что оно направлено на трансформацию определенных значимых структур личности («мишеней») и реализуется посредством применения специфических методов постепенного установления контроля над сознанием человека («техник»). [7,с.124]. Вместе с этим, вся совокупность подобных взаимосвязей представляет собой компонент единой стратегии коммуникативного воздействия.

Ю.К.Пирогова указывает на комплексный характер коммуникативного воздействия: под коммуникативным воздействием понимается спланированное воздействие на знания (когнитивный уровень), отношения к чему-либо (аффективный уровень) и намерения (конативный уровень) объекта (индивидуума) в нужном для субъекта (НРО) направлении. [6,c.209].

Вслед за М.Ю. Федосюком отметим характерную особенность: тексты, которые используют в своей деятельности секты, перенасыщенны апелляцией к чувственному миру человека, эмоциональному восприятию информации; в то время как логические доводы выступают в качестве вспомогательного средства. Автор текста, считает Л.Е. Веснина,  исходит из того, что первоначальной реакцией на внедрение установки будет отказ, возникающий из-за несовпадения когнитивных пресуппозиций; - а значит, логические доводы могут не найти должного отклика и следует использовать эмоциональные аргументы, «заглушающие их».

Реализация стратегии воздействия через Интернет-ресурс разворачивается постепенно, посредством вкрапления определенных лингвистических структур - коммуникативных ходов -  в нейтральный по содержанию материал статьи. Сразу оговоримся, что коммуникативный ход (или установку) мы будем рассматривать как прием, выступающий в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики. [4,с.117].

Таким образом, читатель, получая вместе с нейтральной, не вызывающей внутреннего сопротивления информацией, особые по своему психологическому содержанию установки, направленные на поражение той или иной сферы психической деятельности, пассивно воспринимает их и, вследствие этого, происходит деформация указанных сфер и, в перспективе, нарушение социального функционирования индивида.

Наша работа является логическим продолжением изучения аспектов манипулятивной деятельности НРО в сети Интернет [7], – а именно, исследования манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых вышеозначенным способом.

Цель исследования - изучение психотехнических эффектов манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами посредством сети Интернет. Основная задача - содержательный анализ текстов статей и сопоставление полученных данных. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что структура текстов статей, предоставляемых в открытом доступе во Всемирной сети, содержит особым образом маскированнные лингвистические элементы манипулятивного воздействия, образующие собой единую, универсальную для той или иной НРО стратегию воздействия. Также, мы предположили, что для стратегий манипулятивного психологического воздействия в НРО характерна нацеленность на формирование виктимных качеств, социально-дезадаптирующих индивида.

Для осуществления содержательного анализа текстов, нами были выделены разновидности лингвистических установок (коммуникативных ходов). Они служат критериями оценки статей.

Итак, по психологическому содержанию можно выделить следующие установки (табл.1):

Таблица 1.

Принятые обозначения критериев оценки статей

Коммуникативные установки

Принятое сокращение

Служащие формированию представления об освоении доктрины секты и изменению личности в соответствии с этой доктриной, как гарантированного способа обретения позитивной личностной перспективы.

 

 

ФП1

Формирующие установку на самоизменение в соответствии с доктриной секты.

СА2

Направленные на формирование мотивации к пребыванию в секте.

МП3

Формирующие сверхценное отношение к доктрине секты.

СО4

Устраняющие критическое осмысление доктрины секты.

КО5

Формирующие представление о заучивании литературы секты и формул самовнушения как способе позитивного самоизменения.

ФС6

Формирующие установку к самовнушению с помощью методик секты.

УС7

Служащие конверсии какого-либо нормативного понятия и наполнению этого понятия новым содержанием, соответствующим корпоративным нормам и правилам поведения адептов той или иной НРО.

 

 

КП8

Формирующие новую смысловую единицу активного словаря адепта НРО.

СЕ9

Формирующие установку к дискредитации собственной личности и личного опыта, несоответствующего доктрине секты.

 

ДЛ10

Формирующие установку к изменению системы ценностных ориентаций в соответствии с доктриной секты и дискредитации устоявшихся.

 

ИЦ11

Формирующие представление о конкретном методе самовоздействия.

 

МС12

Формирующие установку на вовлечение в секту лиц, обратившихся к адепту с просьбой о помощи или содействии в чем-либо.

 

УВ13

Формирующие представление об особой миссии адепта.

ПМ14

Формирующие эмоциональную неадекватность поведения.

ЭН15

Направленные на формирование субъективной эмоциональной оценки состояния  окружающих, как дискомфортного и неблагоприятного, и требующего от адепта активного вмешательства для улучшения их перспективы (путем вовлечения в секту).

ЭО16

Формирующие установку к деятельности по передаче денежных и материальных средств в распоряжение корпорации.

ПС17

Формирующие мотивацию к соблюдению корпоративных норм и правил поведения адептов, подчинение старшим по иерархии.

 

МН18

Формирующие установку к распространению доктрины секты.

УР19

Формирующие мотивацию к установлению доверительных отношений в ситуации обращения за помощью.

 

МД20

Служащие самоуничижению и самодискредитации личности. Навязывающие заведомо негативную самооценку.

 

СС21

Формирующие нефокусированное и необоснованное чувство вины перед лидером секты.

 

ЧВ22

Формирующие психологическую зависимость от лидера секты.

ПЗ23

Формирующие установку к отказу от нормального поло-ролевого функционирования.

ОФ24

Формирующие самозапрет на агрессивное речевое поведение.

АП25

Формирующие самозапрет на переживание агрессивных чувств.

 

АЧ26

Формирующие установку на позитивное эмоциональное состояние при любых личных контактах, что обеспечивает социально-благоприятный имидж членов секты и  самой корпорации.

 

 

ЭС27

В соответствии с приведенными критериями нами был проведен содержательный анализ статей, взятых непосредственно с сайтов таких НРО как: Брахма Кумарис, Школа Объединенного Знания (Зор Алеф), Новое поколение, Союз Сотворцев Святой Руси, Церковь «Царство Божие». В соответствии со списком-перечнем [8] данные НРО официально признаны тоталитарными сектами. В общей сложности нами было рассмотрено 25 статей (по 5 с каждого из сайтов) объемом от 3 до 12 страниц.

Содержательный анализ статей.

Брахма Кумарис. (brahmakumaris.ru)

Проанализированные статьи:

1.  «Оружие против гнева» (http://brahmakumaris.ru/articles/item/129-anager_girish_patel).

2.  «Духовность и образование» (http://brahmakumaris.ru/articles/item/128-spirituality_education).

3.  «Важно управлять внутренним напряжением» (http://brahmakumaris.ru/articles/item/130-girish_patel_delovoi_petersburg).

4.  «Брахма Кумарис не является религиозной организацией» (http://brahmakumaris.ru/articles/item/25-bk_non-religious_organization).

5. «Подводная часть айсберга» (http://brahmakumaris.ru/articles/item/29-aisberg).

Таблица 2.

Оценка частоты встречаемости коммуникативных ходов в статьях, представленных на ресурсе «Брахма Кумарис» (brahmakumaris.ru).

Направленность установок*

Частота встречаемости

%**

ФП1

3

1,52

СА2

16

8,08

МП3

9

4,54

СО4

18

9,33

КО5

12

6,22

ФС6

4

2,02

УС7

2

1,01

КП8

14

7,07

СЕ9

 

 

ДЛ10

 

 

ИЦ11

3

1,52

МС12

5

2,53

УВ13

 

 

ПМ14

 

 

ЭН15

1

0,51

ЭО16

 

 

ПС17

1

0,51

МН18

3

1,52

УР19

1

0,51

МД20

10

5,05

СС21

25

12,63

ЧВ22

20

10,1

ПЗ23

5

2,53

ОФ24

 

 

АП25

18

9,33

АЧ26

17

8,59

ЭС27

6

3,03

Примечание:

*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.

**Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.

Приведенные выше данные (табл. 2) позволяют проследить основную направленность установок, содержащихся в текстах статей данной НРО. Так, наиболее часто используется установка, служащая самоуничижению и самодискредитации личности, навязывающая заведомо негативную самооценку (12,63%). Далее, по частоте использования, следует установка, направленная на формирование нефокусированного, необоснованного чувства вины перед лидером НРО (10,1%). Кроме того, значимую часть занимают установки, направленные на поддержание благоприятного имиджа секты и ее приверженцев (запрет на реализацию речевого агрессивного поведения (9,33%), переживание агрессивных чувств (8,59%)), а также, установки, формирующие, на фоне снижения критичности к доктрине (6,22%), сверхценное отношение к ней (9,33%) и желание изменить себя в соответствии с оной (8,08%). Вместе с этим, тексты изобилуют конверсированными понятиями (7,07%), наполненными отличным от общепринятого содержанием. Также, формируется сверхценное представление о необходимости преподавателя в жизни каждого человека, стремящегося к духовному росту (2,53%): фигура наставника мистифицируется, объявляется о его сверхъестественных способностях влиять на результативность обучения уже одним взглядом и присутствием.

Отдельно стоит сказать о том, что в текстах статей используются понятные русскому человеку метафоры и сравнения, для объяснения того или иного явления используются образы героев из русской классической литературы (например, гоголевского Акакия Акакиевича), что, в том числе, способствует возникновению эмоционального отклика на предлагаемый текстовый материал.

Школа Объединенного Знания(http://sheu.ru).

Проанализированые статьи:

1. «Что такое практика»  (http://sheu.ru/lib/materials/practice).

2. «Формирование терпения и принятия» (http://sheu.ru/lib/materials/practice/stelaofintef).

3.  «Передача Нефера» (http://sheu.ru/lib/materials/practice/nefertransfer).

4.  «Исповедь омытого сердца (http://sheu.ru/lib/materials/practice/bodhichitta).

5. «7 мотиваций принятия» (http://sheu.ru/lib/materials/practice/sevenmotiv).

Таблица 3.

Оценка частоты встречаемости коммуникативных ходов в статьях, предоставленных на ресурсе «Школа Объединенного Знания»(http://sheu.ru).

Направленность установок*

Частота встречаемости

%**

ФП1

7

3,54

СА2

12

11,11

МП3

 

 

СО4

5

4,63

КО5

5

4,63

ФС6

 

 

УС7

 

 

КП8

1

0,93

СЕ9

5

2,53

ДЛ10

3

2,77

ИЦ11

2

1,86

МС12

12

11,11

УВ13

 

 

ПМ14

5

2,53

ЭН15

8

7,41

ЭО16

 

 

ПС17

 

 

МН18

 

 

УР19

3

2,77

МД20

2

1,86

СС21

6

5,55

ЧВ22

8

7,41

ПЗ23

5

2,53

ОФ24

 

 

АП25

8

7,41

АЧ26

8

7,41

ЭС27

8

7,41

Примечание:

*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.

**Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.

Видно, что в текстах проанализированных статей (табл. 3) НРО «Школа Объединенного Знания» наиболее часто используются такие установки как: формирующие мотивацию к самоизменению в соответствии с доктриной (11,11%), формирующие представление о конкретных методах воздействия (11,11%), а также - направленные на поддержание благоприятного имиджа секты (запрет на реализацию речевого агрессивного поведения (7,41%) и агрессивных переживаний (7,41%), формирующегося в результате внедрения установки на позитивное эмоциональное состояние при любых личных контактах (7,41%). Кроме того, взращивается необоснованное, нефокусированное чувство вины перед лидером НРО (7,41%), а также формируется установка на заведомо негативную самооценку (5,55%).

Кроме того, отдельно стоит отметить, высокую частотность встречаемости установок, формирующих эмоционально неадекватное поведение (7,41%)- закрепляетсятенденция оценивать эмоционально неблагоприятные состояния как потенциально способствующие духовной эволюции.  Например, «терпение должно быть свободным процессом, и даже радостным», или так называемое «искусство медитативного отношения к боли», заключающееся в позитивном восприятии этого состояния. Также, наряду с авторскими практиками, предлагаются техники, заимствованные из психотерапевтической практики различных традиций (например, достижение состояния релаксации путем самовнушения).

Новое поколение (http://www.ng.lv).

Проанализированые статьи:

1. «Основы веры» (http://www.ng.lv/rus/cerkov/osnovi_veri/).

2. «Новое творение» (http://www.ng.lv/rus/materiali/proekti_aleksea_ledaeva/seminari_po_tema)

3.  «Молитва покаяния»

4. «Духовный климат» (http://www.ng.lv/rus/materiali/proekti_aleksea_ledaeva/seminari_po_tema).

5. «Голос из храма» (http://www.ng.lv/rus/materiali/proekti_aleksea_ledaeva/skola_proslavlenia___2014/?doc=37968).

Таблица 4.

Оценка частоты встречаемости коммуникативных ходов в статьях, предоставленных на ресурсе «Новое поколение» (http://www.ng.lv).

Направленность установок*

Частота встречаемости

%**

ФП1

9

3,03

СА2

36

12,12

МП3

10

3,37

СО4

47

15,83

КО5

41

13,8

ФС6

 

 

УС7

2

0,67

КП8

3

1,01

СЕ9

4

1,35

ДЛ10

7

2,36

ИЦ11

4

1,35

МС12

2

0,67

УВ13

 

 

ПМ14

3

1,01

ЭН15

 

 

ЭО16

19

6,4

ПС17

 

 

МН18

21

7,07

УР19

22

7,41

МД20

 

 

СС21

12

4,04

ЧВ22

31

10,44

ПЗ23

22

7,41

ОФ24

 

 

АП25

1

0,34

АЧ26

1

0,34

ЭС27

 

 

Примечание:

*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.

**Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.

Приведенные данные (табл. 4) свидетельствуют о наиболее частом использовании установок, направленных на формирование сверхценного отношения к доктрине секты (15,83%), вместе с устранением критичности в отношении оной (13,8%). Также, многочисленны установки, направленные на мотивацию самоизменения в соответствии с идеологией (12,12%). Кроме того, стоит отметить наличие установок, формирующих нефокусированное и необоснованное чувство вины перед лидером секты (10,44%), а также, психологическую зависимость от него (7,41%). Кроме того, присутствует достаточное количество установок, направленных на распространение учения несмотря ни на что (так как «лучше быть пророком от имени Его, чем быть безумцем среди людей» - 7,41%) и вовлечение в НРО окружающих людей (6,4%).

Стиль подачи материала - директивный, агрессивный. Используются такие яркие сравнения как «проклятый мир», «унылая реальность этого мира», «Царь, Господь, сильный в брани», используются прямые призывы к отстаиванию своих взглядов и ценностей до последнего - заявляется – «Это война! Нас топтали, гнали и убивали!». Некоторые установки способствуют возникновению выученной беспомощности индивида. Так, в текстах крайне часто встречаются утверждения о том, что без Бога (на деле – НРО) человек ничего не может, о том, что только Бог определяет его положение в обществе и только он может оценивать его.

Также, в текстах содержатся многочисленные отрывки из Евангелия и притчи, призванные иллюстрировать слова автора. Кроме того, стоит отметить наличие установок, влияющих на соблюдение общепринятых норм секты (7,07%).

Союз Сотворцов Святой Руси. (http://www.svyataya-rus.com)

Проанализированные статьи:

1. «На пороге эпохальных событий» (http://www.svyataya-rus.com/aboutbm/41.html).

2. «Народ-спаситель» (http://www.svyataya-rus.com/aboutbm/16.html).

3. «Мир высоких вибраций» (http://www.svyataya-rus.com/aboutbm/37.html).

4. «Кто есть кто» (http://www.svyataya-rus.com/aboutbm/40.html).

5. «Единый Промысел людей и Бога» (http://www.svyataya-rus.com/aboutbm/42.html).

Таблица 5.

Оценка частоты встречаемости коммуникативных ходов в статьях, предоставленных на ресурсе «Союз Сотворцев Святой Руси»(http://www.svyataya-rus.com).

Направленность установок*

Частота встречаемости

%**

ФП1

4

1,54

СА2

18

6,92

МП3

8

3,07

СО4

22

8,47

КО5

34

13,07

ФС6

2

0,77

УС7

 

 

КП8

26

10

СЕ9

 

 

ДЛ10

7

2,69

ИЦ11

 

 

МС12

1

0,39

УВ13

 

 

ПМ14

35

13,46

ЭН15

 

 

ЭО16

20

7,69

ПС17

 

 

МН18

26

10

УР19

1

0,39

МД20

 

 

СС21

8

3,07

ЧВ22

8

3,07

ПЗ23

33

12,69

ОФ24

 

 

АП25

3

1,16

АЧ26

2

0,77

ЭС27

2

0,77

Примечание:

*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.

**Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.

В проанализированных текстах (табл. 5) отмечается наиболее частое использование установок, направленных на формирование представления об особой миссии адепта (13,46%):все приверженцы называются Воинами Света, ответственными за эволюцию человечества и устройство нового мира шестой гиперборейской расы.

Также, в текстах данной НРО наиболее часто, по сравнению с остальными, используются установки, направленные на установление психологической зависимости от лидера (12,69%).

Стоит сказать о своеобразии стиля текстового материала: некоторые слова прописываются заглавными буквами, что придает тексту особую весомость и заставляет искать скрытые смыслы в «передаваемом» пророку материале – т.е. способствует концентрации и лучшему запоминанию информации  и, кроме того, формированию к ней особого, сверхценного отношения (8,47%) и, вместе с тем, устранению критического осмысления таковой (13,07%).

Наряду с использованием уже означенных, применяются также установки, формирующие мотивацию к соблюдению корпоративных норм секты (10%), подчинение старшим по иерархии адептам, кроме того, -  направленные на формирование мотивации к распространению доктрины (7,69%), а также самоизменению в соответствии с ней (6.92%). Также тексты содержат множество конверсированных понятий (10%) (например, «брать ответственность» - значит вовлекать людей, распространять идеологию и др.). 


Церковь "Царство Божие"
(http://helpcenter24.ru).

Проанализированые статьи:

1. «Постулаты» (http://helpcenter24.ru/quem-somos/em-que-acreditamos/).

2. «Правильное направление» (http://helpcenter24.ru/episkop-masedo/правильное-направление).

3. «Инициатор» (http://helpcenter24.ru/episkop-zhulio/vy-iniciator-nachinayushhijj-ili-zavershayushhijj/).

4. «Самая главная забота» (http://helpcenter24.ru/pastor-staties/reforma-samaya-glavnaya-zabota/).

5. «Реформа - глаголы» (http://helpcenter24.ru/pastor-staties/reforma-glagoly/).

Таблица 6.

Оценка частоты встречаемости коммуникативных ходов в статьях, предоставленных на ресурсе «Церковь «Царство Божие»» (http://helpcenter24.ru).

Направленность установок*

Частота встречаемости

%**

ФП1

5

7,35

СА2

7

10,29

МП3

3

4,41

СО4

5

7,35

КО5

5

7,35

ФС6

 

 

УС7

 

 

КП8

2

2,2

СЕ9

 

 

ДЛ10

 

 

ИЦ11

1

1,47

МС12

 

 

УВ13

 

 

ПМ14

1

1,47

ЭН15

 

 

ЭО16

7

10,29

ПС17

1

1,47

МН18

4

5,88

УР19

10

14,7

МД20

 

 

СС21

4

5,88

ЧВ22

4

5,88

ПЗ23

 

 

ОФ24

1

1,47

АП25

2

2,2

АЧ26

2

2,2

ЭС27

2

2,2

Примечание:

*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.

**Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.

В приведенных статьях (табл. 6) наиболее часто используются установки, призванные формировать мотивацию к распространению доктрины (14,7%) - говорится, что «все мы – инициаторы», а инициаторы «более всего хотят то, что хочет Бог - освобождать, прощать, спасать». Естественно, эти понятия означают нести «истину в массы». Также, используются установки, направленные на формирование субъективно эмоциональной оценки состояния окружающих, как дискомфортного и неблагоприятного, требующего активного вмешательства адепта (т.е. вовлечения–10,29%). Также, установки, формирующие представление об освоении доктрины секты и изменении собственной личности в соответствии с этой доктриной, как гарантированного способа обретения позитивной личностной перспективы (7,53%), а также, формирующие мотивацию к самоизменению (10,29%).  И, кроме того, установки, направленные на формирование сверхценного отношения к доктрине (7,35%) вкупе со снижением критичности в отношении оной (7,35%).

Примечательно, что изначально, позиция секты прямо не постулируется, а говорится о том, что этот сайт - ресурс центра психологической помощи - предоставлен телефон доверия и услуга «Друг 24 часа в сутки».

На основании всего вышеописанного нами были сделаны следующие выводы.

Данные, полученные путем сопоставительного анализа свидетельствуют о том, что  манипулятивное воздействие, преимущественно осуществляется посредством сходного, по своему психологическому содержанию, набора коммуникативных установок, – что говорит о существовании некой универсальной стратегии манипулятивного психологического воздействия, реализуемой НРО посредством сети Интернет.

Общее процентное соотношение частоты встречаемости коммуникативных ходов по всем НРО

Рис.1. Общее процентное соотношение частоты встречаемости коммуникативных ходов по всем НРО.

Как видно (рис.1), наиболее часто применяются установки, имеющие своей целью формирование сверхценного отношения к идеологии (10,44%), направленные на снижение критического осмысления предлагаемого материала (10,44%), также – установки, формирующие мотивацию к самоизменению в соответствии с доктриной секты (9,58%), способствующие поддержанию благоприятного имиджа НРО (8,61%). Кроме того, установки, формирующие необоснованное чувство вины (7,64%), заведомо негативную самооценку (5,92%), взращивающие психологическую зависимость от лидера НРО (5,92%), формирующие мотивацию к соблюдению корпоративным норм и правил поведения адептов, подчинение старшим по иерархии (5,82%), а также, служащие конверсии какого-либо нормативного понятия и наполнению этого понятия новым содержанием, соответствующим корпоративным нормам и правилам поведения адептов НРО (4,95%). И, конечно, установки, направленные на вовлечение новых приверженцев в НРО (4,95%), а также – формирующие представление об особой миссии адепта НРО (4,74%).

Итак, нами был произведен содержательный анализ статей некоторых сайтов НРО. Полученные данные дают основание говорить о том, что коммуникативные установки, присутствующие в текстах статей и являющиеся составляющей универсальных психологических стратегий воздействия НРО, направлены, в том числе, на формирование виктимных качеств, социально-дезадаптирующих индивида.

Полученный в результате содержательного анализа статей материал заставляет задуматься о «безобидности» текстов, реализуемых НРО в Интернет-пространстве. В проанализированном относительно небольшом количестве статей нам удалось обнаружить достаточное количество коммуникативных установок, что может говорить о том, что сайты НРО, наравне с другими, более консервативными способами вербовки, могут быть вполне эффективны для осуществления манипулятивного психологического воздействия.

Также, проделанная работа открывает огромное поле для дальнейшей научной деятельности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Веснина Л. Е. Коммуникативная стратегия запугивания в текстах религиозной организации «Свидетели Иеговы» // Политическая лингвистика. - 2012, N 2. С.66-70
  2. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования (изд. Перераб.). - М.: Издательство: «Христианская библиотека», 2006. 554 с.
  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
  4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. —  М:. Изд-во ЛКИ, 2008. —  284 с.
  5. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия — / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 624 с.
  6. Пирогова Ю.К. Проблемы прикладной лингвистики. М.: Прогресс, 2001. – 227 с.
  7. Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В. Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных организаций в Интернете [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. №2. С.111–132. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n2/69877.shtml (дата обращения: 15.04.2015).
  8. Список-перечень «Наиболее известные тоталитарные, деструктивные секты и группы действующие на территории Российской Федерации обладающие множеством признаков таковых» от 11.10.2004 //URL: http://centerpolit.ru/content.php?id=72, [20.04.2015].
  9. Тихонравов Ю.В. Влияние религии на деликвентносгь как междисциплинарная проблема: дисс. .канд. философ, наук. М., 1998. -189 с.
  10. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи: сб. науч. ст.  –  Саратов,1997. – Вып. 1 –  С. 66-87.
  11. Хассен С., Освобождение от психологического насилия; СПб: Прайм-Еврознак, 2001. –   400 с.
  12. Чалдини Р. Психология влияния. 4-е изд., перераб. и доп. –  СПб.: Питер, 2001. – 288 с
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика