Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых 2010

Мельникова Д.В.
студентка 4 курса кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: dashka1314@mail.ru

Дебольский М.Г.
кандидат психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: mdebolsky@mail.ru

Полный текст

Введение

Проблема стресса достаточно глубоко изучена в общей, экстремальной, организационной психологии. Однако в юридической и пенитенциарной психологии проблема проявления стресса не получила столь широкого освещения.

Нахождение в пенитенциарном учреждении предполагает жизнь в экстремальных условиях, т. е. на индивида действует большое количество фрустрирующих и стрессогенных факторов пенитенциарной среды. Пенитенциарный стресс, как правило, негативно влияет не только на здоровье человека, отбывающего наказание, но и способствует различным деструктивным проявлениям (конфликты, суицид [2, c. 1–2], противоправные действия). Целью нашей работы стало выявление степени распространенности пенитенциарного стресса и особенностей его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых в связи с необходимостью разработки рекомендаций по его учету в процессе содержания данных лиц в СИЗО и исправительных учреждениях. Объектом исследования стал пенитенциарный стресс у подозреваемых, обвиняемых, осужденных, предметом исследования стали факторы, влияющие на формирование пенитенциарного стресса и особенности его проявления. Гипотезами исследования стали следующие предположения: пенитенциарный стресс (дистресс) у подозреваемых и обвиняемых встречается чаще чем у осужденных; проявление пенитенциарного стресса взаимосвязано с этапом отбывания наказания; проявления пенитенциарного стресса связано с криминальным опытом осужденных, подозреваемых, обвиняемых; проявление пенитенциарного стресса связано с индивидуально-психологическими характеристиками осужденных, подозреваемых, обвиняемых; проявление пенитенциарного стресса взаимосвязано с актуальным состоянием субъекта (тревога, фрустрация).

Теоретические предпосылки исследования

Понятие «стресс» было введено в 30-е гг. XX в. Г. Селье [8]. Данный термин определяется как неспецифическая реакция организма в ответ на любое требование. Стресс рассматривался как особый тип приспособительной реакции на сверхсильный раздражитель – стрессор, данная реакция является интегральной. При этом неспецифическим данное состояние является, поскольку стрессором в данном случае может выступать любое требование к перестройке привычных вариантов реагирования. Исследователь разделил изучаемый феномен на физиологические и психофизиологические составляющие «неспецифического адаптационного потенциала», описал его проявления и динамику.

Подход Г. Селье и его последователей можно назвать биологическим. Биологический стресс, являясь реакцией на сверхсильный раздражитель (сильные физические и нервно-психические нагрузки), включает в себя три стадии реакции [11, с. 140]: стадия удивления или тревоги – мобилизация организма (защитных функций); стадия сопротивляемости – непосредственно адаптация – совладание с ситуацией; стадия истощаемости – упадок сил, дезадаптация (стадия не обязательна, соответствует понятию дистресс).

Р. Лазарус ввел понятие психологический стресс, автор определил данный феномен как специфическую реакцию организма, при которой активизируется познавательная деятельность, посредством которой индивид определяет для себя степень угрозы того или иного стимула и сопоставляет внешние условия с субъективной возможностью их преодоления [4, с.18]. Специфичность в данном случае заключается в том, что не любое требование может вызвать стрессовое состояние, а только лишь специфическое, т. е. воспринимающееся как угрожающее. Позиция данного автора является теоретической основной данного исследования.

В зависимости от стрессора выделяют различные виды стресса, среди которых пенитенциарный стресс. Лишение свободы – ситуационно-пролонгированная психогенная травма, связанная с невозможностью удовлетворить актуальные потребности, поэтому заключение считается экстремальной ситуацией для личности со своими специфическими раздражителями (стрессоры и фрустрирующие факторы) [10, c.52–54]. В данном случае основным стрессором выступает социальная депривация, вынужденное изменение привычного образа жизни и пенитенциарная среда, в которую попадает личность. Аналогами данного термина в отечественной литературе являются: «психическая дезадаптация», «психопатизация», «тюремизация», «синдром тюремной социальной депривации» и др. В зарубежной литературе синонимом термина «пенитенциарный стресс» является феномен «тюремного стресса», который рассматривается как ситуационная стрессовая реакция. Е.В. Ермасов [3, с. 86], определяет тюремный стресс как комплекс психологических переживаний индивида в условиях изоляции. Данный феномен является интегральной характеристикой физиологических, социальных, социально-психологических механизмов адаптации осужденного. При этом отечественный термин «пенитенциарный стресс» – состояние, возникающее вследствие изоляции. При изоляции правонарушителя можно наблюдать большое количество видов депривации, основная из которых – социальная депривация, кроме того – сенсорная, двигательная, психологическая, информационная, сексуальная, эмоциональная и проч.. М.Е. Сандамирский описал реакцию на стресс в виде нарушения психической адаптации осужденных [7].

А.М. Чириков интегрируя различные взгляды на пенитенциарный и тюремный стресс дает следующее определение: пенитенциарный стресс – «это комплекс психологических переживаний личности, оказавшихся в условиях искусственной изоляции» [10, с. 53]. Такое определение, по мнению автора, позволяет рассматривать пенитенциарный стресс как психологический. С.Б. Пономарев и соавторы, в свою очередь, дают следующее определение пенитенциарному стрессу – это специфическое явление, спровоцированное, в первую очередь, социальными причинами – вынужденной изоляцией от привычного окружения [9, c.6].

В.И. Петров и соавторы определили пенитенциарный стресс как расстройство адаптации [5, с.2]. При этом особенное внимание уделялось бытовым условиях осужденных.

Проанализировав подходы к изучению пенитенциарного стресса (Бартол К., 2004 [1, c. 336–338]; Ермасов Е.В., 2009; Пирожков В.Ф., 2001 [6, c. 361–365]; Пономарев С.Б., 2008; Сандамирский М.Е., 2001; Чириков А.М., 2012), мы предлагаем определить данный феномен следующим образом: пенитенциарный стресс – это субъективная реакция, представляющая собой комплекс психологических переживаний личности, оказавшейся в условиях изоляции, на стрессоры в виде факторов пенитенциарной среды, вызванных социальной изоляцией (ограничением свободы).

Факторы, влияющие на формирование пенитенциарного стресса условно можно разделить на внешние и внутренние. Основными внешними факторами, влияющими на личность, являются стрессоры, связанные с воздействием пенитенциарной среды. Второстепенным внешним фактором можно считать криминогенные характеристики. Внутренними факторами могут стать индивидуально-психологические характеристики личности и ее актуальное состояние (фрустрация и тревога).

Организация исследования и характеристика выборки

Исследование проводилось на базе ФКУ ИК №6 УФСИН России по Московской области. Выборку составили 69 человек мужского пола, отбывающих наказание в данной колонии общего режима. Из них 44% (31 человек) находятся в СИЗО при ИК №6, 56% (38 человек) непосредственно отбывают наказание в ИУ. Возраст обследуемых колеблется от 19 до 47 лет. Из общего количества испытуемых 4% имеют неоконченное среднее образование, 49% – среднее образование, 36% – среднее специальное образование, 11% – неоконченное высшее образование. Среди всех участников исследования ранее отбывали наказание 33%, впервые являются подсудимыми или осужденными 67%.

Методы и методики

Для достижения поставленных целей были использованы следующие методики: авторская анкета; диагностика состояний стресса К. Шайнера; шкала тревоги Спилбергера–Ханина, экспресс диагностика фрустрации В.В. Бойко 16 PF опросник Р. Кеттелла – форма С. Все использованные методики были апробированы на соответствующем контингенте. Статистическая обработка данных осуществлялась в программе IBM SPSS Statistics 22. Для анализа корреляционных связей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для выявления различий между двумя независимыми выборками использовался критерий Манна–Уитни. Для выявления различий между несколькими независимыми группами был использован критерий Краскала–Уоллиса для независимых выборок.

Обсуждение результатов исследования

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что пенитенциарный стресс одинаково часто встречается как в исправительном учреждении, так и в СИЗО. На уровне значимости p=0,841>0,05 значимых различий в группах СИЗО и ИК не обнаружено. Из выборки 69 испытуемых, признаки стресса обнаружены у 45 человек (65% обследованных). Хотя в пенитенциарной литературе (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.И. Ушатиков, Б.Б. Козак, Ю.А. Дмитриев) отмечается, что лица, содержащиеся в следственном изоляторе, более подвержены стрессу, нежели в исправительной колонии, в нашем исследовании существенных различий в распространенности стресса не выявлено. Возможно, при увеличении выборки эти различия проявятся.

Пенитенциарный стресс наиболее часто проявляется на начальном этапе отбывания наказания и перед освобождением. Выявлены значимые различия распределений стрессового состояния (критерий Краскала–Уоллиса для независимых выборок) между группами «отбыли половину срока» и «отбыли меньше года»: р=0,006<0,05 , также значимые различия были выявлены между группами «отбыли половину срока» и «осталось меньше года до освобождения: р=0,011<0,05. Значимых различий в группах «отбыли меньше года» и «осталось меньше года до освобождения» не выявлено.

Взаимосвязь стрессовой реакции и этапы отбывания наказания

Рис. 1. Взаимосвязь стрессовой реакции и этапы отбывания наказания

Стрессовые реакции отмечаются чаще в начале отбывания наказание и перед освобождением (гистограмма 1). Однако причины таких пиков в первом и во втором случае разные. Можно предположить, что первый пик – «нахождение в местах лишения свободы меньше года» связан с периодом адаптации обвиняемого или осужденного к учреждению. В этот момент мы можем говорить о социальной депривации, изменении привычного образа жизни, влиянии новых стрессоров – факторов пенитенциарной среды, о неудовлетворенности актуальных потребностей и др. Второй пик, когда до освобождения осталось меньше года, может быть связан с волнением и тревогой вследствие необходимости подготовиться к новым условиям жизни. Этот момент сопровождается определенным кризисом деформировавшейся под влиянием пенитенциарного учреждения личности, которой вскоре необходимо будет приспособиться к новым условиям – жизни на свободе.

Пенитенциарный стресс отмечается чаще у тех, кто отбывает наказание впервые. На уровне значимости p=0,003<0,05 (критерий Манна–Уитни) выявлены значимые различия в группах, дифференцируемых по признаку наличия опыта отбывания наказания ранее.

Взаимосвязь стрессового состояния и криминального опыта

Рис. 2. Взаимосвязь стрессового состояния и криминального опыта

В группе впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы стрессовые состояния встречаются чаще, чем у тех, кто отбывал наказание ранее (гистограмма 2). Такие результаты могут быть связаны с наличием у ранее судимых обследуемых опыта преодоления пенитенциарного стресса при отбывании наказания в местах лишения свободы ранее.

Предположение о взаимосвязи личностных свойств, определяемых по тесту Кеттелла, и стрессового состояния у осужденных, подозреваемых и обвиняемых не нашло своего подтверждения. При исследовании личности значимых взаимосвязей выявлено не было по факторам (коэффициент ранговой корреляции Спирмена – приложение 2 П: 2.7–2.23): «замкнутость–общительность»(p=0,529), «интеллект» (p=0,159), «эмоциональная неустойчивость–эмоциональная устойчивость» (p=0,114), «подчиняемость–доминантоность» (p=0,979), «сдержанность–экспрессивность» (p=0,889), «подверженность чувствам–высокая нормативность поведения» (p=0,853), «робость–смелость» (p=0,554), «жестокость–чувствительность» (p=0,976), «доверчивость–подозрительность» (p=0,393), «практичность–развитое воображение» (p=0,755), «прямолинейность–дипломатичность» (p=0,852), «уверенность в себе–тревожность» (p=0,071), «консерватизм–радикализм» (p=0,441), «конформизм–нонконформизм» (p=0,810), «низкий самоконтроль–высокий самоконтроль» (p=0,944), «расслабленность–напряженность» (p=0,282), «адекватность самооценки» (p=0,154). Мы можем говорить лишь о некоторых личностных особенностях, оказывающих влияние на уровень тенденции, среди них: эмоциональная неустойчивость (p=0,114), личностная тревожность (p=0,128 – по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»; p=0,071 – по методике «16 PFопросник Р. Кеттелл» ), адекватность самооценки (p=0,154). Представляется, что личностные особенности влияют скорее на вариативность проявлений стрессового состояния, нежели выступают в качестве детерминант стрессовой реакции. Другими словами, в силу существенной специфики исправительных учреждений на формирование стрессового состояния большее влияние оказывают не индивидуально-психологические характеристики, а внешние пенитенциарные стрессоры, которые в данной ситуации имеют более важное значение.

На основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о взаимосвязи пенитенциарного стресса и актуального состояния субъекта. В рамках данного исследования среди актуальных состояний были выделены тревога и фрустрация. При уровне значимости p=0,05 (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) мы можем сделать вывод о наличии средней корреляционной связи между состоянием стресса и уровнем ситуативной тревожности – состоянием тревоги (при коэффициенте корреляции 0, 464). Связь стрессового состояния с состоянием тревоги у осужденных, подозреваемых, обвиняемых теоретически обосновывается тем, что тревога является атрибутом стрессовой реакции, что особенно выражено на первых этапах развития стрессового состояния. При уровне значимости p=0,007 (коэффициент ранговой корреляции Спирмена – приложение 2, П 2.6) мы можем сделать вывод о наличии средней корреляционной связи между состоянием стресса и фрустрацией (при коэффициенте корреляции 0, 407). Взаимосвязь стрессового состояния с состоянием фрустрации, может объясняться тем, что стрессовая реакция возникает там, где появляется определенное препятствие при достижении желаемой цели и удовлетворении актуальных потребностей. Кроме того, обследуемым предлагался обширный перечень состояний, среди которых необходимо было выделить те, которые осужденные наиболее часто испытывали. Преимущественно отмечались следующие состояния: усталость, эмоциональное и физическое истощение, постоянная напряженность, тревога, раздражение и агрессия, одиночество, подавленность.

В рамках данного исследования было выявлено, что психокоррекция стрессовых состояний необходима как во время нахождения в СИЗО, так и непосредственно в ИК. Однако для психологической работы такого плана в СИЗО пока не предоставляется возможностей, соответственно, внимание необходимо сконцентрировать на осужденных.

В ИК можно выделить следующие группы нуждающихся в профилактике и психокоррекции стрессовых состояний: осужденные на этапе адаптации (находятся в местах лишения свободы меньше года) и осужденные, которым до освобождения осталось меньше года. При этом психологическая работа с каждой из категорий будет иметь различную направленность. В первой группе, целью психокоррекционной работы станет улучшение адаптации, необходимо помочь данным субъектам приспособиться к условиям ИУ с минимальным ущербом для личности. Во втором случае появляется необходимость подготовить осужденных к освобождению, проработать планы на будущее, снять тревогу и напряжение.

Также можно выделить группы по признаку отбывания наказания ранее. Здесь отдельно необходимо выделить впервые отбывающих наказание, у которых степень субъективной угрозы пенитенциарных стрессоров будет соответственно более высокой, чем у отбывавших наказание ранее.

Мишенями воздействия могут стать: состояние фрустрации и состояние тревоги.

Выводы

А. Концептуального характера.

1. Психологический стресс (Р. Лазарус) – специфическая реакция на внешние и внутренние раздражители, при которой активизируется познавательная деятельность, посредством которой индивид определяет для себя степень угрозы того или иного стимула и сопоставляет внешние условия с субъективной возможностью их преодоления. Соответственно, стрессором может выступать как объективно негативная ситуация, так и ситуация, субъективно воспринимая как стрессовая.

2. Проанализировав подходы к изучению пенитенциарного стресса К. Бартола, Ю.А. Дмитриева, Е. В. Ермасова, В.С. Мухиной, В.Ф. Пирожкова, С.Б. Пономарева, М.Е. Сандамирского, А.М. Чирикова, мы определяем данный феномен следующим образом: пенитенциарный стресс – это субъективная реакция, представляющая собой комплекс психологических переживаний личности, оказавшейся в условиях изоляции, на стрессоры в виде факторов пенитенциарной среды.

3. Основными внешними факторами, влияющими на формирование стрессового состояния, являются стрессоры, связанные с воздействием пенитенциарной среды. Второстепенным внешним фактором, влияющим на личность, является криминальный опыт обследуемого. Внутренними факторами, влияющими на формирование стрессового состояния, являются индивидуально-психологические характеристики и актуальное состояние.

Б. На основе результатов эмпирического исследования.

1. Стрессовые состояния одинаково часто встречаются как в исправительном учреждении, так и в СИЗО.

2. Пенитенциарный стресс наиболее часто проявляется на стадии адаптации к исправительному учреждению и перед освобождением. Первый пик вероятнее всего связан с периодом адаптации обвиняемого или осужденного к учреждению. В этот момент мы можем говорить о социальной депривации, изменении привычного образа жизни, влиянии новых стрессоров – факторов пенитенциарной среды, неудовлетворенности актуальных потребностей и др. Второй пик может быть связан с волнением и тревогой вследствие необходимости подготовиться к новым условиям – жизни на свободе.

3. В группе впервые отбывающих наказание в местах лишения свободы стрессовые состояния встречаются чаще, чем у тех, кто отбывал наказание ранее. Такие результаты могут быть связаны с наличием у ранее судимых обследуемых опыта преодоления пенитенциарного стресса при отбывании наказания в местах лишения свободы ранее.

4. Проявление пенитенциарного стресса не связано с индивидуально-психологическими характеристиками осужденных подозреваемых, обвиняемых. Однако соответствующие тенденции отмечаются по следующим характеристикам: высокий уровень личностной тревожности, эмоциональная неустойчивость, адекватность самооценки.

5. Проявление пенитенциарного стресса связано с состоянием тревоги у осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Теоретически такая связь обосновывается тем, что тревога является атрибутом стрессовой реакции, что особенно выражено на первых этапах развития стрессового состояния.

6. Проявление пенитенциарного стресса связано с состоянием фрустрации у осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Теоретически такая взаимосвязь обосновывается положением о том, что стрессовая реакция возникает там, где появляется определенное препятствие при достижении желаемой цели и удовлетворении актуальных потребностей.

7.  Наиболее часто осужденные отмечают у себя следующие состояния:

  • усталость, эмоциональное и физическое истощение;
  • постоянная напряженность;
  • тревога;
  • раздраженность, агрессия;
  • одиночество, тоска, подавленность;
  • подавленное состояние;
  • равнодушие ко всему.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 352 с.
  2. Дебольский М.Г., Матвеева, И.А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. 2013. №3. С. 1–10.
  3. Ермасов Е.В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. 2009. №2. С. 84–99.
  4. Карташева К.С. Психология стресса: учеб. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 34 с.
  5. Петров В.И., Скугаревская Е.И., Чегерова Т.И. Восприятие осужденными психотравмирующего действия тюремного быта как возможного фактора развития расстройств адаптации [Электронный ресурс] // URL: http://www.bsmu.by/medicaljournal/c81ffeca407e331b742f34158fdfb075/ (дата обращения 15.01.2015).
  6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. 704 с.
  7. Сандомирский М.Е. Психологическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных: монография. Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкартостана», 2001. 88 с.
  8. Селье Г. Стресс жизни [Электронный ресурс] // URL: http://www.google.ru/url?url=http://psybio.narod.ru/seminar/08/Selie.doc&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=h4gVZn6EIansAHgsoLwAw&ved=0CDUQFjAG&usg=AFQjCNF6dhnPvXL2rlnyOyI2mZtfbp3e8Q (дата обращение 15.01.2015).
  9. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / С.Б. Пономарев, А.А. Половникова, С.И. Тоцкий, А.Л. Чубаров. Екатеринбург: УрО РАН, 2008. 148с.
  10. Чириков А.М. Пенитенциарный стресс [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы психологии, педагогики, социальной работы. С. 47–55. URL: http://фсин.рф/territory/Vipe/journal_bulletin_of_the_institute/archive/magazine/09/13.pdf (дата обращения: 28.04.2015)
  11. Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс. Биологический и психологический аспекты // Учебные записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн.3. С. 139–150.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика