Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Личность и эмоциональная сфера студентов в контексте подготовки специалистов для работы с детьми в юридически значимых ситуациях (Часть 1) 1202

Дегтярев А.В.
старший преподаватель кафедры "Юридическая психология и право" факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Галкина Е.А.
бакалавр кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский городской психолого-педагогический университет (ГБОУ ВПО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: cathie-doux@mail.ru

Полный текст

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора способностей и личностных качеств, которые под влиянием особенностей данной деятельности выступают как профессионально значимые. Профессиональная деятельность является стимулом для развития личности и выступает как условие формирования ее качеств и черт, которые наиболее адекватны конкретным ее формам. Для каждой профессии характерны своя система ценностей и смысл, которые определяются направленностью деятельности на объект (субъект). В связи с этим, профессиональная деятельность психолога, детерминируемая морально-этическими принципами в отношении к объекту (субъекту), является весьма специфичной за счет круга своих задач, включающих взаимодействие специалиста с достаточно широким кругом явлений социальной действительности.

Многие исследователи отмечают наличие специальных качеств и способностей, необходимых для успешной профессиональной психологической деятельности, специфический характер которых определяется не только природными особенностями, но и характером труда человека, спецификой объекта (субъекта), на который направлена эта деятельность [2; 3].  По Н.А. Стафуриной и Н.В. Бачмановой, талант общения представляет собой основную специальную способность психолога. Структурируя данную способность, авторы выделили следующие ее компоненты: восприятие другого человека (быстрая ориентированность в ситуации, наблюдательность), понимание внутренних свойств и особенностей личности (интуиция), способность сопереживать (альтруизм, эмпатия, уважение и доброта к людям), а также способность к самоконтролю и рефлексии [3].

В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова отмечается, что успешность деятельности психолога зависит от таких факторов, как коммуникативные и проектные (воздействующие на поведение людей) навыки, а также антропоцентрическая направленность. С помощью многофакторного личностного опросника Кеттелла было установлено, что психологи-исследователи характеризуются эмоциональной холодностью, выраженной готовностью к общению, рационализмом в коммуникациях, а также сдержанностью при ярко выраженном интересе к другой личности. Психологам-практикам, в свою очередь, свойственна общительность и готовность к контактам, умение их поддерживать, способность сохранять самообладание в общении, эмоционально располагать к себе окружающих, высокий интеллект, эмпатия (чувствительность), которая облегчает ориентацию в сфере эмоций клиента, нонконформизм, а также повышенная ответственность за свои действия [2].

Б.В. Кайгородов и И.А. Еремицкая считают, что эффективность профессиональной деятельности психолога напрямую зависит от развитой способности к пониманию [13].

Таким образом, большинство авторов среди профессионально значимых показателей компетентности психолога особую роль отводят развитости эмоциональной сферы, и в частности, эмпатии, как одному из основных ее компонентов [6; 7; 11; 21].

Изучение эмпатии как основной межличностной способности понимать эмоциональное состояние человека, сочувствовать и сопереживать ему, быть готовым к помощи, всегда было актуальной проблемой для психологии. Особый интерес представляет проблема исследования и развития эмпатии как профессионально важного качества будущего психолога, поскольку профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования: умение понимать эмоциональное состояние другого человека, проявлять искренность в отношениях с людьми, правильно передавать и отражать переживаемые в настоящий момент чувства. Успешная и эффективная профессиональная деятельность психолога невозможна без практического овладения эмпатией, можно даже сказать, что она является основным инструментом в его работе. Кроме того, при подготовке будущих профессионалов высшие учебные заведения в основном направляют особое внимание на умение студентов применять теоретические знания на практике, однако остается недостаточной личностная подготовка к профессии, которая особенно необходима в профессиональном становлении студента-психолога. Известно, что в пору студенчества у молодого человека активно развиваются все уровни психики, формируется готовность к профессии, развивается нравственность, система ценностных ориентаций и мировоззрение. Таким образом, можно определить студенческий возраст как сенситивный период для формирования эмпатии.

Переходный возраст от юности к зрелости характеризуется началом взрослой, самостоятельной жизни. Выделяют следующие возрастные периоды, входящие в рамки юношеского возраста: 16–17 лет – период ранней юности, 17–20 лет – юность в узком смысле, 20–25 лет – период поздней юности – ранней взрослости [15; 16]. Поскольку перечисленные возрастные периоды, а в особенности период поздней юности, часто совпадают с жизненным этапом получения профессионального образования, юношеский возраст определяют как студенческий возраст или студенчество.

Этот возраст связан с вступлением в самостоятельную жизнь, с решением задач самоопределения в личностном и профессиональном плане, активным развитием самосознания. Формируются профессиональные и познавательные интересы, появляется самостоятельность и способность планировать свой жизненный путь, появляется общественная активность и потребность в труде. В студенческие годы молодые люди утверждают себя в выбранной профессии, обретают профессиональные навыки. Таким образом, ведущей деятельностью в студенческом возрасте является учебно-профессиональная, а основными новообразованиями данного возраста являются осознание собственной индивидуальности, развитие рефлексии, формирование жизненных планов, самоопределение как профессиональное, так и личностное, формирование мировоззрения, развитие самосознания [9; 16].

В работе И.А. Мещеряковой отмечены такие специфические особенности, свойственные личности студенческого возраста, как социально-психологическая неустойчивость, причиной которой предположительно считают недостаток жизненного опыта, который часто может приводить к разочарованиям, импульсивности, скептицизму и пессимизму. Кроме того, в период юности отмечены внутренняя противоречивость сознания, склонность к немотивированному риску, наличие ролевых и мотивационных конфликтов, а также когнитивных противоречий, которые возникают из-за резкого изменения образа жизни, роли и статуса при поступлении в высшее учебное заведение и учебе в нем [18].

Для молодых людей особую значимость приобретают коммуникации со сверстниками, поскольку психологическая зависимость от взрослых начинает отходить на второй план, уступая место самостоятельности. Кроме того, в отношениях со сверстниками особенно важными становятся индивидуальные контакты и привязанности [20]. В этот период начинается поиск единомышленников и спутников жизни, растет потребность в сотрудничестве с окружающими людьми, появляется чувство интимности в общении с близким кругом людей. [1] На этапе студенчества возрастает потребность в общении, которая проявляется в расширении общих интересов и сферы коммуникаций, важную роль здесь играет также потребность во взаимодействии (совместной деятельности), поскольку молодому человеку необходимы новый опыт и признание общества. [16] С другой стороны, проявляется обособление от общества, стремление к индивидуализации, укреплению своего чувства личности. Обособление выступает как способ удержания дистанции при общении с окружающими, оно позволяет молодому человеку сохранить «свое лицо» на рациональном и эмоциональном уровне взаимодействия. Несмотря на некоторую противоположность этих двух тенденций в сфере общения, они тесно связаны [16; 19].

Таким образом, эмоциональная сфера в юности претерпевает существенную перестройку, проявляется решительность, самокритичность, самостоятельность [9]. Период юности характеризуется повышенной тревожностью, резкой сменой настроения, неуравновешенностью. Важно отметить, что эмоциональность в этом возрасте находится в тесной связи с самосознанием и самооценкой [19].

Эмоциональная сфера личности является сложным конструктом, включающим в себя различные аспекты. Как было сказано выше, многие исследования выделяют эмпатию как наиболее важную характеристику эмоциональной сферы в контексте становления психолога как специалиста.

Определение эмпатии как особого психологического явления, было длительным и вызывало затруднения у ученых разных психологических школ, до сих пор не имеется единого понимания данного феномена и единой точки зрения на структуру, природу, механизм действия и формы выражения эмпатии.

Некоторые зарубежные исследователи выделяют в структуре эмпатии два компонента – сочувствие и сопереживание, при этом разделяя их по способам эмоционального реагирования: соучастие в переживаниях партнера при сохранении собственных независимых чувств или полное слияние с другим человеком, отождествление с его переживаниями собственных эмоций и чувств [12].

В современной отечественной психологии эмпатия выступает как:

  • деятельность, позволяющая особым образом выстраивать общение;
  • психологический процесс, который способствует одному индивиду понять переживания другого;
  • особый вид внимания к другой личности;
  • свойство личности, способность (эмпатийность, т. е. эмпатия как характеристика человека) [7].

В концепции Т.П. Гавриловой эмпатия представлена как форма сочувствия, приводящая к актуализации доверия, теплоты, заботы, поддержки и открытости. Кроме того, среди эмпатийных переживаний автор выделяет сочувствие как более сложную форму эмпатии и сопереживание – как более простую, при этом отмечая, что в случае сочувствия проявляются альтруистические тенденции, а в случае сопереживания – эгоистические [8].

Б.М. Теплов определял способность к эмпатии как функцию и признак «живого воображения», подразумевающую истинно чуткое отношение к другим людям. Для полного сопереживания с отрицательными или положительными эмоциями, полагает автор, необходимо «перенестись» в положение другого человека, мысленно встать на его место [24].

Т.В. Дорошенко в структуру понятия «эмпатия» включает следующие составляющие: симпатию, сочувствие, сопереживание, эмоциональную отзывчивость, эмоциональный отклик на переживания другого, эстетическое наслаждение, помощь другому [11].

В своем исследовании Д.М. Даудова изучала эмпатию в качестве механизма профессионального саморазвития студентов-педагогов [10]. Автору удалось выявить следующее:

1. уровень проявления эмпатии как значимого качества будущего педагога или психолога тем выше, чем выше этап профессионального становления, что проявляется в развитии эмпатии как личностного свойства;

2. эмпатия проявляется в тесной взаимосвязи с такими психологическими особенностями, как душевная мягкость, общительность, доброжелательность, чуткость, толерантность, интеллигентность, альтруизм и чувство юмора;

3. уровень эмпатии можно эффективно формировать с помощью методического комплекса психотехнологического воспитания, обучения и анализа, а также тренинговых процедур, направленных на развитие эмпатии в процессе профессионального становления будущих педагогов и психологов.

Таким образом видно, что существуют различные подходы к пониманию феномена эмпатии, однако так или иначе его рассматривают как эмоциональный отклик одного человека на переживания и чувства другого. Кроме того, в большинстве исследований эмпатия рассматривается как положительное отношение к людям, умение проявлять альтруистическое поведение и внимание к внутреннему миру другого человека. Следовательно, очередной раз можно утверждать, что эмпатия – это одно из основных структурных элементов эмоциональной сферы личности, и вместе с тем данное свойство является основным профессиональным качеством, необходимым психологу для эффективного осуществления профессиональной деятельности [3; 6; 7; 11; 13; 21].

Для изучения эмпатических особенностей и личностных характеристик студентов-психологов было проведено исследование 60 студентов факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университете: 30 студентов первого курса в возрасте от 17 до 20 лет (28 девушек и 2 юноши), 30 студентов пятого курса в возрасте от 21 до 24 лет (22 девушки и 8 юношей). Основными задачами исследования являлись:

  • проанализировать особенности эмпатических способностей у студентов-психологов на разных стадиях профессиональной подготовки;
  • выявить значимые связи между эмпатическими способностями и особенностями личности студентов.

Главной гипотезой исследования стало утверждение о том, что у студентов старших курсов показатели эмпатии должны быть значимо выше, чем у студентов младших курсов.

Для исследования выраженности эмпатии и выявления уровней ее различных проявлений в работе использовались три методики:

1. «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» (И.М. Юсупов). Методика позволяет изучить уровень развития эмпатии, который рассматривается как эмоциональный компонент общего уровня морально-нравственного развития личности. С помощью данного теста, можно выявить выраженность эмпатии в различных областях жизни человека, а также ее общий уровень [25].

2. «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн) [22]. Опросник предназначен для выявления уровня эмпатии как личностной черты. Разработан в 1972 г. А. Мехрабианом и М. Эпштейном (Эпстайном), на русском языке адаптирован в 1986 г. Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым [22].

3. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). Методика позволяет определить общий уровень способности к эмпатии, а также выраженность рационального, эмоционального и интуитивного каналов эмпатии, установок, способствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации [4].

4. Личностные особенности студентов-психологов определялись с помощью многофакторной личностной методики Р. Кеттелла (форма С) [14].

Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов) позволила получить результаты, представленные на рис. 1, 2.

Рис. 1. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого курса по методике Юсупова

 

Рис. 2. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов пятого курса по методике Юсупова

Нужно отметить, что среди студентов как первого, так и пятого курса, отсутствуют люди с очень низким уровнем эмпатии.

Студенты обоих курсов, имеющие низкие показатели эмпатии испытывают трудности в установлении контакта с другими людьми, а эмоциональные проявления в поступках окружающих людей часто кажутся им бессмысленными и непонятными. Такие люди предпочитают уединенные занятия конкретным делом, а не работу с людьми, они сторонники рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, они часто чувствуют свою отчужденность.

Большинство студентов и первого и пятого курса имеют нормальный, средний, уровень эмпатии, который присущ большинству людей. Таким людям не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они склонны их контролировать. В общении человек со средним уровнем эмпатии отличается внимательностью, старанием понять больше, чем сказано словами, однако при излишнем проявлении чувств он может потерять терпение, более склонен судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям.

Студентов обоих курсов с высоким уровнем эмпатии можно охарактеризовать как людей великодушных, чувствительных к проблемам и нуждам окружающих. Они с искренним интересом относятся к людям, общительны, эмоционально отзывчивы, быстро находят общий язык с окружающими и устанавливают контакты, предпочитают работу с людьми. Также они отличаются душевностью, неконфликтностью, умением находить компромиссы, хорошо переносят критику. При оценке событий больше руководствуются своими чувствами и интуицией, чем аналитическими выводами.

Среди студентов первого курса 5% испытуемых имеют очень высокий уровень эмпатии по шкале «эмпатия с детьми» и 3% – по шкале «эмпатия с незнакомыми людьми». Они склонны тонко реагировать на настроение детей и незнакомых людей, ранимы, высокочувствительны. Часто такие люди склонны испытывать вину из-за опасения причинить окружающим хлопоты, имеют склонность к постоянному беспокойству, болезненному сопереживанию.

Статистическая обработка данных по U-критерию Манна–Уитни, позволила выявить значимые различия на уровне p<0,05 между студентами первого и пятого курса по шкале «эмпатия с незнакомыми людьми» (р=0,004). Поскольку по этой шкале средний балл у первокурсников выше среднего балла пятикурсников, можно сделать вывод, что первые более эмпатийны с незнакомыми и малознакомыми людьми, чем вторые. По остальным шкалам данной методики значимых различий между выборками выявлено не было.

Результаты сравнительного анализа данных отражены на рис.3.

Рис. 3. Гистограмма сравнения средних баллов у студентов первого и пятого курсов, полученных по методике Юсупова

 

Уровни эмоционального отклика студентов первого и пятого курсов, выявленные по методике «Шкала эмоционального отклика» (А.Меграбян, Н.Эпштейн) представлены на рис. 4.

Рис. 4. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого и пятого курсов, по методике А. Меграбяна, Н. Эпштейна

Как видно на рисунке, у 27% студентов первого курса и у 20% студентов пятого курса выявлен низкий уровень эмоционального отклика, который может свидетельствовать о затруднениях в установлении межличностных контактов, дискомфорте в больших компаниях людей, непонимании эмоциональных проявлений окружающих.

Средний уровень эмпатии по методике имеют 63% студентов первого курса и 57% студентов пятого курса. Такие люди склонны к самоконтролю своих эмоциональных проявлений, однако по отношению к другим людям, как правило, они проявляют чуткость и внимательность.

Высокий индекс эмпатии выявлен у 10% респондентов первого курса и у 23% респондентов пятого курса. Высокий показатель эмпатии говорит о высокой эмоциональности человека, проявлении альтруизма, склонности оказывать окружающим помощь, а также о потребности в социальном одобрении своих поступков.

С помощью математической обработки данных не удалось выявить значимых различий в уровне эмпатии между двумя курсами по данной методике. Сравнение средних баллов выборок представлено на рис. 5.

Рис.5. Гистограмма сравнения средних баллов у студентов первого и пятого курсов, полученных по методике А. Меграбяна, Н. Эпштейна по шкале эмоционального отклика

Результаты методики «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) показаны на рис. 6, 7.

Рис. 6. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов первого курса по методике В.В. Бойко

 

Рис. 7. Гистограмма процентного соотношения уровней эмпатии среди студентов пятого курса по методике В.В. Бойко

Автор данной методики выделяет в структуре эмпатии несколько каналов.

Рациональный канал эмпатии. Характеризуется направленностью восприятия, мышления и внимания эмпатирующего на состояние, поведение и проблемы другого человека. По результатам методики можно увидеть, что у студентов как первого, так и пятого курса этот канал развит достаточно хорошо.

Эмоциональный канал эмпатии. Отражает способность эмпатирующего сопереживать и сочувствовать партнеру. Эмоциональная отзывчивость выступает как средство «вхождения» в эмоциональное поле другого человека, такая подстройка к эмпатируемому способствует пониманию его внутреннего мира. Данный канал хорошо развит у большинства студентов первого и пятого курса.

На достаточно высоком уровне у студентов обоих курсов развит так же интуитивный канал эмпатии, это свидетельствует об их способности видеть поведение окружающих, действовать, опираясь на опыт, в условиях дефицита исходной информации о них. На уровне интуиции обобщается и замыкается различная информация о партнерах.

Необходимо отметить, что ведущим у студентов обеих выборок является канал установок, способствующих эмпатии. Установки, препятствующие или способствующие эмпатии, соответственно затрудняют или облегчают действие всех эмпатических каналов. У меньшего числа студентов (3% испытуемых первого курса и 7% опрошенных пятого курса) эффективность эмпатии может снижаться, так как они склонны к избеганию личных контактов, считают неуместным проявлять интерес к другому человеку, а также, вероятно, убедили себя спокойно относиться к проблемам и переживаниям окружающих. Подобные установки могут резко ограничивать диапазон эмпатического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Большинство респондентов (80%) первого курса и 80% респондентов пятого курса имеют положительные оценки по шкале «Проникающая способность в эмпатии», которая характеризуется как важное коммуникативное свойство личности, способствующее доверительности и открытости. Атмосфера неестественности, напряженности и подозрительности препятствует эмпатическому постижению, а расслабление собеседника, напротив, содействует эмпатии.

Идентификация у большинства студентов обоих курсов также развита на высоком уровне. Этот компонент эмпатии представляет собой умение поставить себя на место другого человека, понять его на основе сопереживания, это обязательное условие успешной эмпатии. Основу идентификации составляют гибкость и подвижность эмоций, легкость, способность к подражанию.

В результате сравнительного анализа выборок по критерию Манна–Уитни, не обнаружено значимых различий ни по одной шкале данной методики (рис. 8).

Рис.8. Гистограмма сравнения средних баллов первого и пятого курсов, полученных по методике В.В. Бойко

Таким образом, ни у одного студента, как первого, так и пятого курса не был выявлен высокий уровень эмпатии. Однако большинство опрошенных обладают нормальным уровнем эмоционального отклика.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аминов Н.А., Молоканов, М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 104–109.
  2. Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., Изд-во: ЛГУ, 1985. С. 62–67.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
  4. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей / Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Свет, 2001. С. 486 – 490
  5. Бомбицкий Ю.Г. Изучение эмпатии в психолого-педагогических экспериментальных исследованиях // Актуальные проблемы психологического знания. 2006. № 1. С. 14–30.
  6. Бражникова А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57040.shtml (дата обращения: 17.04.2015).
  7. Даудова Д.М. Эмпатия как механизм профессионального саморазвития будущих педагогов: дис. … канд. психол. наук. Махачкала, 2005. 155 с.
  8. Дорошенко Т.В. Исследование эмпатического профиля личности будущих психологов // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 42–49.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2011. 783 с.
  10. Кайгородов Б.В., Еремицкая И.А. Формирование понимания другого человека в процессе профессионального становления психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 128–131.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2005. 464 с.
  13. Мещерякова И.А., Иванова, А.В. Проблемное поле и переживания студентов // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 5–10.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика