Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением

795

Аннотация

В статье анализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Автором подчеркивается важность понимания того, что без психолого-педагогической помощи профориентационная составляющая развития «трудных» подростков является весьма затруднительной, а зачастую и вовсе невозможной. Данные трудности обусловлены как объективными причинами – сложностью процесса профессионального выбора в современной социально-экономической ситуации, так и субъективными – возрастными и личностными особенностями подростков с девиантным поведением. В связи с этим в статье описываются основные факторы, негативно влияющие на формирование способности девиантных подростков к профессиональному самоопределению, а также предлагаются к осмыслению и применению некоторые формы психолого-педагогической работы по преодолению трудностей в профессиональном самоопределении этой категории обучающихся. Предлагаемые формы прошли апробацию в реальной педагогической практике.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение детей и подростков, психолого-педагогическая работа с семьями, профессиональное самоопределение, профориентация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070103

Для цитаты: Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 25–33. DOI: 10.17759/psylaw.2017070103

Фрагмент статьи

Профессиональное самоопределение личности является одной из важнейших составляющих жизненного пути. Для того, чтобы социализация человека (как процесс и результат усвоения культурных ценностей и социальных норм в том обществе, в котором он живет) проходила позитивно, чрезвычайно важно, чтобы он мог и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни. Это, по сути, и является одним из компонентов успешной социализации человека, а именно, профессиональной социализацией.

<...>

Полный текст

Профессиональное самоопределение личности является одной из важнейших составляющих жизненного пути. Для того, чтобы социализация человека (как процесс и результат усвоения культурных ценностей и социальных норм в том обществе, в котором он живет) проходила позитивно, чрезвычайно важно, чтобы он мог и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни. Это, по сути, и является одним из компонентов успешной социализации человека, а именно, профессиональной социализацией. В условиях решения стратегических задач становления России как конкурентного общества в мире XXI века важными качествами личности являются умение выбирать профессиональный путь и готовность к обучению на протяжении всей жизни. Имеющиеся на сегодняшний день образовательные стандарты требуют не столько усвоения знаний и умений в рамках предметных дисциплин, сколько формирования компетенций, которые позволят выпускнику осмысленно ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для конкретного человека и общества в целом.

Согласно действующему «Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ», профориентация определяется как один из компонентов культуры, проявляющийся в форме проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении. При всей важности самостоятельного и осознанного профессионального выбора многие подростки с девиантным поведением нередко затрудняются решить эту задачу самостоятельно. При этом статистически известным и печальным фактом является увеличение числа подростковых преступлений, влекущих за собой тяжкие последствия. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных асоциальных и антисоциальных группировок еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, известно, что и семья в современном мире далеко не всегда дает детям чувство психологического комфорта, защищенности, не всегда прививает позитивные ценностей, а также понимание значения профессиональной деятельности.

В современной педагогике и психологии известно понимание девиантного поведения как определенных действий, противоречащих социальным нормам и культурным ценностям. Девиантное поведение в подростковом возрасте – это особый предмет теоретического изучения и практической сферы деятельности педагогов, психологов, социологов, юристов, медиков, поскольку подростковый возраст – это период не только глобальных пересмотров и перестроек ранее сложившихся личностных особенностей, но и осознанного выбора стратегии поведения, реализации нравственных представлений, социальных установок. Одним из конструктивных способов профилактики и решения проблем девиантного поведения в подростково-юношеской среде и нивелирования его негативных последствий является стимулирование профессионального самоопределения подростков. Исходя из этого, становится очевидной высокая социальная значимость развития данного направления психолого-педагогической работы.

Специфика профориентационной деятельности с обучающимися с девиантным поведением предъявляет серьезные требования к работе педагога-психолога по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков. Очевидно, что данное направление деятельности должно реализовываться в соответствии с системным подходом. По результатам многолетних исследований и конкретной психолого-педагогической практики взаимодействия с проблемными подростками, нами были сформулированы принципиальные основания (или проще – принципы) психолого-педагогической работы с подростками с девиантным поведением: системность, непрерывность, нейтральность, добровольность, принятие, доверительное общение.

Для понимания того, как действуют (должны действовать) данные принципы в реальной педагогической ситуации, важно помнить, что такое «принцип» вообще. Ответить на этот вопрос можно, если четко уяснить такую формулу: принципы не выбирают – им следуют. Это означает, что выделенные и зафиксированные в психолого-педагогической работе (как, собственно, и любой сфере) принципы являются обязательными к реализации, и к ним не может быть отношения на уровне «нравится/не нравится», «хороший/плохой». Методы, средства – да, они могут выбираться, они могут нравится или не нравится, но принципы работы – это совсем другое, ими нужно руководствоваться. В нашем случае принципы выступают важнейшими элементами и основополагающими правилами конкретной психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. 

Принцип системности означает, что деятельность каждого специалиста, так или иначе включенного в процесс взаимодействия с подростком, является частью общей системы работы и осуществляется в соответствии с общим планом и во взаимодействии с коллегами. Для каждого подростка выстраивается своя стратегия абилитационного процесса, который и задает направление усилий специалистов.

Принцип непрерывности означает постоянство работы по сопровождению подростка, когда каждый обучающийся в ту или иную меру находится под каждодневным вниманием, в разных формах получая помощь и поддержку от разных специалистов. При этом каждый специалист действует в соответствии с общей стратегией абилитационного процесса данного подростка, учитывая его индивидуальные особенности и возможности на данном этапе развития.

Принцип нейтральности предполагает одинаково сочувственное отношение специалистов к разным субъектам образовательного процесса, отказ от обвинительно-назидательной позиции в отношении обучающихся и их родителей в пользу вдохновляющего стиля взаимодействия.

Принцип добровольности предполагает, что педагог-психолог должен получить ответственное и решительное согласие на работу с несовершеннолетним и/или его родителями и законными представителями. Реализация данного принципа подразумевает не только, а в нашем случае, даже не столько этические и юридические основания, сколько основания элементарной коммуникативности и психолого-педагогической эффективности планируемого взаимодействия.

Принцип принятие предполагает необходимость установления педагогом-психологом доверительных отношений с подростком, при этом важнейшим фактором успешности реализации этого принципа является отказ от оценки его поступков, от навязывания ему каких-либо заранее «заготовленных» установок. В последствие необходимо разграничить оценку поступков подростка и оценку его личности, т.е. осуждение поступка не может влиять на принятие или непринятие личности подростка.

И наконец, принцип доверительности общения призывает педагога-психолога относиться к информации, получаемой в процессе общения с подростком, без подозрений и быть откровенным в общении с ним.

Необходимость реализации всех этих принципов нашла непосредственное отражение в профориентационной работе, проводимой нами на базе Политехнического техникума № 2 г. Москвы в его специальном структурном подразделении для подростков с девиантным поведением. Не освещая всю полноту результатов данной работы, предложим лишь наиболее «свежие» данные, полученные в результате психолого-педагогического взаимодействия с подростками с девиантным поведением в части работы по преодолению негативных факторов в их профессиональном самоопределении.

Результаты анкетирования, проведенного нами в 9–11 классах, показали, что подавляющее большинство подростков испытывают ряд серьезных трудностей в выборе будущей профессии: в построении адекватного образа профессии; определении необходимых для той или иной профессии качеств; в выборе профессионального учебного заведения; проблема с собственно выбором профессии (у 89% подростков эта проблема ярко выражена, а у 11% – размытое видение себя в профессии), в формировании представлений о резервных профессиональных планах (зачастую резерв заключается в службе в армии для мальчиков и замужестве для девочек). Данные трудности обусловлены как объективными причинами – сложностью процесса профессионального самоопределения и его спецификой в современной социально-экономической ситуации, так и субъективными возрастными и личностными особенностями подростков с девиантным поведением, которые, порой, серьезно затрудняют задачу самостоятельного выбора профессии. Многие выпускники школы определяют свой профессиональный путь не на основе глубокого понимания и осознания сути профессии, а под влиянием взрослых людей или просто-напросто случайных обстоятельств.

Очевидно, что на процесс профессионального самоопределения подростка влияют разнообразные факторы. Бесспорно, специалисту, включенному в профориентационную работу с «трудными» детьми, важно иметь представление об этих факторах, изучать их влияние и при необходимости их корректировать и адаптировать к возрастным и индивидуально-личностным особенностям учащихся.

Осуществленный нами анализ ситуации позволяет выделить следующие факторы, негативно влияющие на формирование у подростков с девиантным поведением способности к профессиональному самоопределению.

1.  Утрата доверия к миру. Утрата доверия к миру проявляется в чувстве незащищенности, в неверии в собственные силы и возможности. В итоге это может проявляться в склонности подростка занимать позицию «мне все должны» или правонарушителя как наиболее простых форм социальной (в данном случае асоциальной) адаптации.

2. Затруднение в способности принимать собственные ответственные решения. Данный фактор проявляется в несамостоятельности принятия решений, ориентации на референтную группу, в неспособности противопоставить свои желания, интересам, принятым в подростковой среде.

3. Не всегда четко осознаваемая временная перспектива и связанная с этим неадекватная самооценка. Это как в морали одной из басен С.Михалкова: «Одна из первых мер предосторожности – соизмерять желанья и возможности!» Действительно, представления о будущем у подростков с отклоняющимся поведением нередко лишены реалистичности, им свойственны фантазии, часто не подкрепленные реальными возможностями. (Так, например, девочка в 11 классе, написавшая пробный ЕГЭ по биологии на нижнюю границу тройки, желает стать врачом.)

И еще одно обстоятельство. При работе с данной категорией подростков очень важно не пропустить момент возможного формирования позиции «социального иждивенца». В этом плане роль педагогического коллектива школы состоит в развенчании иллюзий учащегося об удобстве и выгоде такого способа жизни.

Очевидно, что отсутствие психолого-педагогической помощи подростку с девиантным поведением в решении данных проблем во многом создает риски и ставит под удар решение целой серии возрастных задач, специфических для данной возрастной категории подрастающего поколения, а именно, так называемых социально-психологических задач социализации человека. Эти задачи связаны с такими компонентами развития человека, как становление самосознания, самоопределение в текущий момент времени и перспективной проекции, самореализация в тех или иных сферах жизнедеятельности, а также самоутверждение в процессе социализации. Особое качество данные компоненты приобретают в описываемом нами возрастном этапе становления личности, которая уже к этому времени имеет признаки поведения, противоречащего социальным нормам. Так, самосознание личности подростка с девиантным поведением имеет свои особенности в связи со спецификой видения самого себя в окружающей действительности, а также с особенностями формирования Я-концепции, которая, как известно, в подростковом возрасте актуализируется и конституируется.

И в этом плане особым образом для данной категории подростков как раз предстают потенциальные и реальные возможности их личностного самоопределения, предполагающие усвоение ими конкретных социальных ролей в тех или иных видах деятельности, типах отношений и пр., причем не только по принципу «здесь и сейчас», но и, что особенно непросто на данном возрастном этапе – по принципу «там и потом». А вот именно с пониманием и видением перспективы у подростков с девиантным поведением возникают наибольшие трудности, которые с приближением юношеского возраста усугубляются всё большей актуализацией необходимости поиска путей дальнейшего профессионального самоопределения.

Излишне говорить, что от характера и содержания результатов процесса личностного самоопределения в подростковом возрасте напрямую зависят возможности последующей самореализации учащегося в значимых для него и окружающих его людей сферах жизнедеятельности, а также его окончательное самоутверждение как состоявшейся ответственной личности, соответствующей современным, зачастую противоречивым запросам общества, неотъемлемой частью которого он является. От этого зависит также и тот общий вектор его самореализации, который при благоприятной динамике личностного развития приобретет просоциальный характер, а при неблагоприятном – асоциальный, а возможно и антисоциальный характер, что, к сожалению, порой бывает почти неизбежно, если вовремя не будут нивелированы вышеобозначенные факторы, негативно влияющие на формирование способности к профессиональному самоопределению.

Итак, ниже предлагаются наиболее распространенные, доступные и вместе с тем, как показывает практика, эффективные формы профориентационной работы по профилактике в том числе и вышеупомянутой позиции «социального иждивенца». Эти формы составляют содержательную основу комплексной психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической и профориентационной направленности, содержание работы которых совпадает и с интересами обучающихся и позволяет обучающимся изучить свои потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Программа представляет собой гибкую систему модулей, легко учитывает возраст и уровень обученности, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора обучающихся. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, расширение «социальной практики» и формирование навыков конструктивного социального взаимодействия (сфера деятельности «человек–общество», «человек–человек»). Например, программа «Путь к профессии», которая реализуется в Политехническом техникуме №2 предназначена обучающимся старших классов, интересующимся проблемами выбора будущей профессии. Каждое занятие содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и психологические тренинговые упражнения по теме занятия. Предпочтение отдается интерактивным методам обучения и воспитания. В программу включены два тренинга для закрепления полученных знаний на практике. На занятиях обучающиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, а также овладевают навыками принятия решения, бесконфликтного общения и т.п.

Экскурсия по ознакомлению с конкретной профессией. В процессе подготовки к ней профессия изучается по книгам или другим источникам информации, составляется «портрет профессии» (профессиограмма). Большое значение для результативности играет совместное планирование педагогом и учащимися экскурсии, которое включает: составление программы наблюдения за работой; плана беседы с представителями профессии; определение форм фиксации экскурсии (записи, фотографии, рисунки, видеозапись); форм представления результатов экскурсии (проект, презентация, буклет, газета, коллаж, и т.д.). Для подростков с девиантным поведением экскурсия как форма работы полезна еще и тем, что она расширяет социальный опыт, показывает мир взрослых людей в реальной производственной ситуации.

Конференции, которые либо посвящены профессиям, либо имеют одну из секций, связанную с профессиональной ориентацией обучающихся. При подготовке к конференции обучающиеся собирают, оформляют информацию, готовят доклады самостоятельно, с классным руководителем, научным руководителем, а также с ответственным за профориентацию в образовательном учреждении. Например, стало традицией представление профориентационной работы на научно-практической студенческой конференции «Первые шаги к успеху» исследовательского общества техникума «Грани познания». 14 апреля 2016 г. в ГБПОУ ПТ № 2 прошла IV научно-практическая студенческая конференция «Первые шаги к успеху» исследовательского общества техникума «Грани познания». В конференции приняли участие 30 обучающихся, которые подготовили в общей сложности 20 проектных, исследовательских и творческих работ. На конференции присутствовали обучающиехся техникума и двух общеобразовательных организаций Москвы – ГБОУ Школа № 1391 и ГБОУ школа № 1114 (обучающиеся в группах по программам дополнительного образования техникума). Наибольшее количество участников конференции было в секции «Взгляд в будущую профессию», в рамках работы которой обучающиеся обсуждали значимость получаемых теоретических и практических знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

Создание банков информации о выпускниках, их трудовых биографиях (фотографии студенческих билетов, зачетных книжек, стенгазет, грамот и др.). В том числе (в качестве достаточно эффективной и положительно воспринимающейся формы) возможно использование видеообращений выпускников, в которых они рассказывают о своем учебном заведении, об особенностях профессии, которую они выбрали, о том, что повлияло на выбор профессионального пути и т.д.

Подготовка компьютерных презентаций о конкретных предприятиях и организациях. В презентации отражается история того или иного предприятия, сфера деятельности, рассказывается о выпускаемой продукции, основных профессиях и профессионально-личностных качествах, необходимых для данной профессии.

Дискуссии по вопросам профессиональной ориентации, которые могут проходить в форме круглого стола, заседания экспертной группы, «ток-шоу», форума, мозгового штурма и др. Данное направление профориентации для подростков с девиантным поведение успешно реализуется студентами-стажерами факультета юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ и студентами факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ.

Обсуждение книг, телепередач, фильмов, мультфильмов, в которых фигурируют представители различных профессий и затрагиваются проблемы выбора профессии. Для подростков в этом плане весьма эффективны фильмы, так как они воздействуют эмоционально, влияют на ценностные ориентации при выборе профессии.

Встречи с представителями профессий, которые могут проходить в форме интервью, круглого стола, вечера, «ток-шоу» и др. Желательно для данного контингента детей приглашать, человека или группу лиц, способных интересно, ярко, доступно рассказать о профессии, учитывая возрастные и психо-эмоциональные особенности обучающихся. В свою очередь и подростки готовятся к встрече, получая от воспитателя первичную, базовую информацию о личности приглашенного и об особенности профессии или предприятия

Беседы, которые возможно строить по такому плану: общие сведения о профессии; производственное содержание профессии; условия работы и требование профессии к человеку; система подготовки к профессии.

Мероприятие «Неделя профориентации». В качестве вариантов проведения данного мероприятия можно использовать выставки книг, встречи и интервью, экскурсии, беседы, встречи с выпускниками.

Таким образом, профориентация является одним из важных направлений в деятельности педагогического коллектива, работающего в условиях общеобразовательных школ, где обучаются подростки с девиантным поведением. Предложенные формы работы позволяют обучающимся расширить знания о различных сферах профессиональной деятельности, особенностях конкретных профессий. На основе полученной информации подростки, юноши и девушки получают возможность более осмысленно анализировать профессиональную сферу жизнедеятельности человека, чувствовать себя в современном мире более уверено и успешно социализироваться.

Информация об авторах

Никитская Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, учебно-научный комплекс психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО «МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3187-6534, e-mail: katamax@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3406
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 795
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1