Давыдов Д.Г. кандидат психологических наук, руководитель Лаборатории проблем социализации в подростковом возрасте, Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, Москва, Россия e-mail: DavydovDG@edu.mos.ru
В статье раскрыты различия в сущности экстремизма и радикализма, обоснована необходимость введения уточняющего понятия «насильственный экстремизм». Показано, что идеология является объяснением экстремистского поведения, нежели его причиной. Идеология экстремизма часто эклектична, противоречива и легко может трансформироваться, меняя объект враждебного отношения в зависимости от ситуации. Для описания психологических причин экстремизма предложено использовать понятие диспозиции. Диспозиция представляет собой предпочитаемый способ субъективной интерпретации реальности и отражает как определенные потребности индивида, так и типичные социальные ситуации их удовлетворения, личный опыт человека. Рассмотрены следующие диспозиции насильственного экстремизма: Культ силы и агрессивность, Интолерантность, Аут-групповая враждебность, Конвенциональное принуждение, Социальный пессимизм и деструктивность, Мистичность, Борьба и преодоление, Нормативный нигилизм, Анти-субъективизм. Предложено использовать указанные диспозиции как диагностические критерии и как ориентиры в профилактической и коррекционной работе.
Своеобразной платой за современную свободу общества и
разнообразие в общественной жизни является появление радикальных социальных
групп, ориентированных на насилие. Для такой угрозы все чаще применяется
понятие экстремизма, вошедшее сначала в политический дискурс, а затем в
юридическую и административную практику и, наконец, в научный оборот.
<...>
Литература
Адорно Т. Исследование
авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.
Андреева Г.М. Социальная
психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
Беликов С. Антифа.
Молодежный экстремизм в России. М.: Алгоритм, 2012. 256 с.
Бримсон Д. Бешенная армия:
Облик футбольного насилия. СПб.: Амфора. 2009. С. 302.
Бютнер К. Жить с
агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991. 144 с.
Венедиктова Л.Н. Концепт
«война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале
английского и русского языков): автореф. дисс… канд. филол. Наук. Тюмень, 2004.
19 с.
Власова Е.В. Речевая
агрессия в печатных СМИ: На материале немецко- и русскоязычных газет 30-х и
90-х гг. XX века: автореф. дис… канд. филол. наук. Саратов, 2005. 22 с.
Выготский Л.С. Собрание
сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Гарр Т.Р. Почему люди
бунтуют. СПб: Питер, 2005. 461 с.
Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные
особенности подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] //
Психология и право. 2016(6). № 1. С. 39–57.
Давыдов Д.Г. Военная
идентичность как компонент общественного сознания // Социальные науки и
современное общество. 2011. № 1. С. 65–76.
Давыдов Д.Г. Причины
молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде //
Социология образования. 2013. № 10. С. 4–18.
Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Сокольская М.Д.,
Фурсова И.А. Ценностные ориентации правых экстремистов // Психологическая
наука и образование. 2010. № 5. С. 92–103.
Дугин А.Г. Философия
политики. М.: Аркогея, 2004. 614 c.
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм.
Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5.
С. 37–46.
Зубок Ю.А., Чупров В.И.
Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические
исследования. 2009. № 1. С. 78–88.
Кирсанов А.И., Давыдов Д.Г.,
Завальский А.В., Скрибцова Н.А. Характеристика экстремизма в молодежной
среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам
экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru. 2014. №1. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_Zavalskij_Skrib.phtml (дата
обращения: 17.09.2016).
Майерс Д. Социальная
психология. СПб.: Питер, 2000. 688 с.
Мак-Дауголл У. Основные
проблемы социальной психологии. М.: Космос. 1916. 281 с.
Петровский А.В. Проблема развития личности с
позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15–29.
Петровский В.А. Психология
неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет, ТОО «Горбунок»,
1992. 224 с.
Поддьяков А.Н.
Конфронтационность в образе мира у участников образовательного процесса //
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2004. № 1. С.
15–22.
Поршнев Б.Ф.
Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука. 1973. 88
с.
Поршнев Б.Ф. Социальная
психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
Причины распространения этнического экстремизма и
ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ): сб. материалов
социологического исследования / М-во регионального развития Российской
Федерации, Правительство Белгородской обл., Федеральное агентство по
образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования
«Белгородский гос. ун-т». Белгород: Константа, 2008. 319 с.
Росс Л. Нисбетт Р. Человек
и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 429 с.
Федунина Н.Ю., Сугизаки Э. Насилие в школе.
Осмысление проблемы в зарубежных источниках // Современная зарубежная
психология. 2012. № 3. С. 71–85.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Флинта; Московский
психолого-социальный институт; Прогресс, 2006. 248 с.
Хадысов М.А. Исследование причин и условий
экстремизма как основа формирования политики противодействия экстремизму
(криминологический аспект) // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С.
1811–1814.
Fein S., Spencer S.J.
Prejudice as self-image maintenance affirming the self derogating others //
Journal of Personality and Social Psychology. 1997. № 73. С. 31–44.
Finley, L. Building a peaceful society: Creative
integration of peace integration. Charlotte, NC: Information Age Publishing,
2011. 216 p.
Tajfel H. Differentiation
between social groups : studies in the social psychology of intergroup
relations. London; New York: Published in cooperation with European Association
of Experimental Social Psychology by Academic Press, 1978. 474 p.
Zuckerman M. Sensation
seeking and risky behavior. Washington, DC: American Psychological Association,
2007. 309 р.