Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 48 место — направление «Психология» 0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,852 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Динамика развития моральных суждений у кадетов 799Корчагина О.В. Ошевский Д.С. Полный текст
Введение В России действует Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010–2020 годы» [11]. Наиболее эффективно реализующими это направление работы являются общеобразовательные учреждения – кадетские школы и корпуса. В Федеральной программе подчеркивается, что внимание следует уделять не только военной подготовке, но и в развитию морально-нравственного потенциала будущих офицеров. Исходя из данных современной военной психологии, наряду с формированием у военнослужащих профессиональных компетенций, большое значение имеет психологическая составляющая, включающая в себя адаптационную и коррекционную работу [4; 6]. Для кадетских корпусов, как и для военных учреждений, основополагающим правилом является соблюдение устава и поддержание дисциплины. Необходимым условием для этого становится усвоение внутренних норм и правил. Все это, в свою очередь, требует достаточного уровня морального развития. Исследованию морального и нравственного развития посвящено достаточно большое количество научных трудов, как в зарубежной, так и в отечественной психологии [1-3; 5; 7-10; 12-15]. Анализ литературы показывает, что, как это ни парадоксально, эмпирических работ по изучению морального сознания, проведенных в русле военной психологии, крайне мало. Подростки, обучающиеся в кадетских школах и корпусах, в этом плане практически не исследовались. Вместе с тем определение особенностей их морального развития позволило бы очертить проблемные моменты, при необходимости проводить коррекционную и развивающую работу. Кроме того, выявленные закономерности также представляют ценность для юридической психологии. Выявленные на нормативной выборке возрастно-динамические особенности будут способствовать пониманию отклоняющегося развития у несовершеннолетних с различными видами социального неблагополучия, а, следовательно, ранней профилактике отклоняющихся форм поведения. Перечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность проведенного исследования. Его целью стало выявление возрастной динамики моральных суждений у подростков-кадетов в период обучения в кадетском корпусе. Материал, методы и дизайн исследования Исследование проведено на базе Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Смоленский Фельдмаршала Кутузова кадетский корпус». Материалом послужили результаты обследования двух групп подростков, обучающихся в кадетском корпусе, представляющих младший подростковый и старший подростковый возраст. В выборки вошли следующие испытуемые:
Средний возраст испытуемых: гр.№1 = 11,2 ± 0,5 лет, гр. №2 = 16,3 ±0,7 лет. При поступлении в кадетский корпус проводятся вступительные испытания, учитывающие как физическую, так и интеллектуальную подготовку подростков. Кадеты, обучающиеся в данном заведении, имеют высокий уровень ответственности. Каждый из них несет службу дневального, участвует в строевой и военной подготовке. Для оценки уровня развития моральных суждений у кадетов было разработано полуструктурированное интервью. Методологической основой послужила концепция Л. Колберга о трехуровневом развитии моральных суждений (преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный уровни) [1; 15], а также концепция Б.С. Братуся о стадиях формирования морального сознания [2]. Подобный метод анализа использовался в ряде психологических работ для качественной и количественной оценки уровня развития моральных суждений на разных группах испытуемых [3; 7]. Интервью представляет собой беседу по трем ситуациям, касающимся морально-нравственных и правовых аспектов обучения в кадетском корпусе. Ситуации, сформулированные в виде вопросов, представлены ниже.
Ситуации подобраны с учетом возможности оценки дифференцированности моральных суждений у кадетов. Первая и вторая ситуации касаются правил поведения в кадетском корпусе. Причем вторая ситуация предполагает более серьезное взыскание в случае нарушения уставных норм. Третья ситуация описывает возможность отказа от участия в боевых действиях, что противоречит принятой присяге. Интервью проводилось индивидуально с каждым кадетом. После вводной беседы задавались вопросы, которые начинались со слов «При каких обстоятельствах можно…». Испытуемый, в свою очередь, предлагал возможные варианты ответов, при которых допустимым или недопустимым, по его мнению, является нарушение тех или иных правил. Качественная оценка ответов и отнесение их к определенной категории проводилась в соответствии с четырьмя уровнями развития моральных суждений [2; 7; 8]:
Количество ответов фиксировалось в индивидуальном протоколе, а затем переносилось в электронную карту обследования. Оценка общего уровня развития моральных суждений подсчитывалась путем суммирования результатов по каждой из трех ситуаций. Для более полного изучения особенностей морально-нравственного развития кадетов проводился количественный и качественный анализ. Верификация данных проводилась с помощью математико-статистических методов в программе Statistica 6.0 rus. Результаты эмпирического исследования Сравнительный анализ количественных показателей полуструктурированного интервью выявил ряд значимых различий в исследуемых группах (табл. 1). Обнаружено, что кадеты, обучающиеся в пятых классах, в большинстве своем демонстрируют способность обосновывать ситуации, касающиеся правил несения службы в рамках кадетского корпуса, исходя из более низкого – эгоцентрического – уровня развития моральных суждений. Это значимо (p˂0,05) отличает их от кадетов, обучающихся в 10-11-х классах, для которых характерно в некоторых ситуациях преобладание группоцентрического и просоциального уровней. Эта особенность может быть связана с возрастными характеристиками первой группы. В младшем подростковом возрасте личностный эгоцентризм еще не преодолен и способность рассуждать с позиции другого человека развита недостаточно [10]. Кроме того, не исключено, что на характер моральных суждений оказывают влияние адаптационные процессы. Кадеты младшего возраста до поступления в корпус проживали дома с родителями, и новая обстановка, а именно необходимость подчинять свои интересы интересам других учеников, у них недостаточно сформирована. Таблица Уровень моральных суждений кадетов в зависимости от возраста (по данным полуструктурированного интервью)
Сравнительное количественное исследование по ситуации возможности ухода в «самоволку» (ситуация 2) показало, что, как и в первом случае, преобладающим уровнем развития моральных суждений для обеих групп является эгоцентрический уровень, имеющий, однако, в двух группах качественные отличия. Наблюдается высокий показатель группоцентрического уровня и у старших, и у младших подростков. Ведущей деятельностью подросткового периода является общение. В результате развиваются более четкие представления о нормах поведения, вырабатываются критерии оценки себя и окружающих людей. Также формируется «кодекс товарищества», что в контексте кадетского корпуса является основополагающим принципом взаимодействия воспитанников и протекания их жизнедеятельности. Качественный анализ протоколов показал, что группоцентрический уровень моральных суждений у кадетов имеет различное содержание. Если для старших кадетов референтной группой выступают товарищи по корпусу, то для младших – это, как привило, члены семьи. Пример. 1. «Если моей маме или сестре понадобиться помощь, то я уйду». Пример 2. «Когда в семье кто-то сильно болеет и ему надо помочь, то лучше уйти в самоволку». При ответах первой группы также имеется ориентация на избежание получения наказания и характерным является изменение своего решения после упоминания о последующих санкциях. Пример 1. «Если накажут, то лучше остаться в корпусе, а если бы не наказывали, то можно было бы и уйти». Такие ответы говорят о большей сформированности эгоцентрического уровня, несмотря на то, что имеется тенденция ориентации на референтную группу, в данном случае – семейное окружение. Во второй группе при упоминании о неизбежности наказания все испытуемые ответили, что готовы его понести, но не откажутся от помощи своим близким. Также старшие подростки упоминали о возможных последствиях для их воспитателей и в таком случае они предлагали просто договориться с ними, «чтобы ни у кого не было проблем». Понимание значимости уставных отношений, а также взаимоответственности является ресурсом при проведении воспитательной работы. Также наблюдается достоверное различие (p˂0,05) в исследуемых группах на просоциальном уровне развития моральных суждений. Качественный анализ высказываний группы 2 это подтверждает. Пример 1. «Мы все приняли присягу, нужно исполнять свои обязанности». Пример 2. «Если ты кадет и носишь погоны, то так поступать нельзя». Ситуация 3 затрагивает нравственные аспекты обучения в кадетском корпусе и последующего несения воинской службы. Обнаружены достоверные различия (p˂0,05) в исследуемых группах по эгоцентрическому уровню моральных суждений, который является преобладающим у младших подростков. При обосновании ответа о возможности участия/неучастия в воинских действиях по окончании кадетского корпуса испытуемые группы 1 ориентируются на эгоцентрические мысли. Пример 1. «Страшно умирать». Пример 2. «Меня могут взять в плен». Можно отметить, что у обеих групп наблюдается развитие группоцентрического уровня моральных суждений примерно на одинаковом уровне, характерным ответом и для младших, и для старших подростков являлось беспокойство за семью и близких: Пример 1. «Если моей семье будет нужна помощь, то я останусь». У группы 2 наблюдается более высокий уровень развития просоциальных суждений. Пример 1. «Необходимо защищать нашу Родину, мы давали присягу». Результаты сравнительного исследования уровня развития моральных суждений показали, что в период обучения в кадетском корпусе в группе старших подростков наблюдается снижение показателей эгоцентрического уровня и происходит развитие моральных суждений. Просоциальный уровень достигается меньшим количеством старших подростков, однако наблюдаются достоверные отличия (p˂0,05) от учащихся пятых классов по некоторым ситуациям. Характерными являются и качественные различия в высказываниях двух групп на всех уровнях развития моральных суждений. Это, в свою очередь, может быть связано с преобладанием у пятиклассников игрового мотива, а также со сменой обстановки и сепарацией от семьи. Испытуемые данной группы ориентированы в большей степени на удовлетворение личных интересов. Заключение Подростковый возраст является сензитивным периодом для морального развития. Ведущим видом деятельности для данного возрастного этапа является межличностное общение. Обучение в кадетском корпусе имеет ряд особенностей. Достаточно большое значение для эффективной деятельности в рамках школы-интерната имеет процесс взаимодействия кадета с его окружением, что характеризует важность формирования группоцентрического уровня развития моральных суждений. В работе показано, что в процессе обучения у подростков выявлена в целом положительная динамика в развитии моральных суждений. Отмечается более зрелое восприятие и большая дифференцированность их моральных суждений. Для младших подростков характерным является преобладание эгоцентрического уровня развития моральных суждений, который подразумевает ориентацию на личную выгоду, собственные желания и потребности. Возможно, это обусловлено не только возрастными особенностями, но и адаптационными процессами, нахождением в непривычных социальных условиях, недостаточной групповой сплоченностью в связи с начальным сроком обучения. Особенностью формирования группоцентрического уровня развития моральных суждений у младших подростков является ориентированность на семью и близких родственников, а не на группу сверстников, что, в свою очередь, может зависеть от смены условий проживания, отделения от семьи, а также особенностей адаптационного процесса. Старших подростков отличает тенденция к формированию более высокого – просоциального – уровня развития моральных суждений. Выявленные особенности морально-нравственного развития необходимо учитывать при воспитательной работе по повышению эффективности обучения в кадетском корпусе. Важным направлением работы с подростками, обучающимися в кадетском корпусе, является помощь в адаптации к новым социальным условиям, интеграции в кадетский коллектив и регулярной связи с семьей и родственниками, что наиболее важно для только что поступивших воспитанников. При проведении воспитательной работы необходимо учитывать выявленные факторы риска (трудности в адаптации к новым социальным условиям, недостаточная групповая сплоченность, ориентация на избежание наказания, конфликты в рамках школьного коллектива) и ресурсы (принятие уставных отношений, взаимоответственность, интериоризация воинских ценностей) для повышения эффективности обучения в кадетском корпусе. Дальнейшие исследования по данной тематике позволят глубже изучить описываемые феномены, а также выработать более содержательные рекомендации по психологическому сопровождению и воспитательной работе среди кадетов в период обучения в кадетском корпусе. Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже Психология развития | Нечаев Н.Н. Педагогическое образование, Психология развития | Гордеева Т.О. Юридическая психология | Байтимирова А.А., Коноплева И.Н. Особенности эмоционального выгорания у офицеров силовых структур с различным сроком службы Юридическая психология | Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|