Взаимодействие уголовно-исполнительной инспекции и психологического центра по работе с мотивацией и психическим состоянием условно осужденных

495

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изменения мотивации и психических состояний, условно осужденных людей в возрасте от 18 лет до 35, у которых основная причина осуждения – грабеж, разбои, употребление психоактивных веществ. Выбранную аудиторию составляют преимущественно мужчины. Описывается психологическое исследование личностей условно осужденных граждан на основе тестов: МЦВ Люшера, Тест-опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда (методика акцентуации характера и темперамента личности), Невротические черты личности (НЧЛ) модификация Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев. Концепция роста уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определяет дальнейшее совершенствование мер наказаний, противоположных лишению свободы. В этом смысле предполагается рассмотрение работы уголовно-исполнительных инспекций более социальной направленности, предусматривающей ресоциализацию осужденных в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества. Весьма остро на сегодняшний день стоит проблема социально-психологической работы с осужденными. Вовлечение различных органов профилактики и реабилитации к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных отвечает требованию основных положений Концепции развития уголовно-исполнительная система Российской Федерации до 2020 года.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, психическое состояние, условно осужденные, уголовно исполнительная инспекция

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070402

Для цитаты: Николаев Е.В., Стручкова В.Н. Взаимодействие уголовно-исполнительной инспекции и психологического центра по работе с мотивацией и психическим состоянием условно осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 4. С. 10–19. DOI: 10.17759/psylaw.2017070402

Фрагмент статьи

Условное осуждение как мера наказания разработана для исключения повторных правонарушений, не оказывая серьезного влияния на образ жизни осужденного. Так как данный метод исправления является мерой наказания по законодательству и является серьезной альтернативой тюремному наказанию, то в целом условный срок соответствует целям достижения уголовной ответственности.

<...>

Полный текст

Условное осуждение как мера наказания разработана для исключения повторных правонарушений, не оказывая серьезного влияния на образ жизни осужденного. Так как данный метод исправления является мерой наказания по законодательству и является серьезной альтернативой тюремному наказанию, то в целом условный срок соответствует целям достижения уголовной ответственности.

В городе Нерюнгри, имеющим достаточно высокий потенциал реабилитационных ресурсов, существует практика взаимодействия уголовно - исполнительной инспекции с психологическим центром, которое заключается в улучшении макро- и микросреды условно осужденных граждан.

По уголовно-исполнительному кодексу имеется положение: «Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия» [9]. Принцип добровольности является одним из основообразующих этических критериев психолога, поскольку ни одна психологическая интервенция не может быть полностью удовлетворена в одностороннем порядке, а уж тем более быть принудительной. Особенностью характера условно осужденных граждан является подозрительность и недоверие к тем, кто применяет наказание по отношению к нему, следовательно, недоверие и негативизм к органам правопорядка является защитной реакцией психики. Данное сопротивление может быть преодолено только положительными стимулами, подкрепляющими самого осужденного.

В рамках этого взаимодействия возникает проблема мотивации лиц, вступивших в конфликт с законом в улучшении качества жизни и взаимодействия с социальной средой. По опыту работы психологического центра 90% осужденных убеждены в отсутствии у них каких-либо сложностей социального и личностного характера. Эта проблема сформулировала предположение о том, что при демонстрировании благополучия, осужденные имеют выраженные внутриличностные проблемы в том числе – отсутствие рефлексии, эмоциональное онемение, не тревожность и низкой критичности действий, неадекватность самооценки и слабая интеллектуальная деятельность.

Для проверки гипотезы было проведено психологическое исследование личностей условно осужденных граждан на основе тестов: МЦВ Люшера, Тест-опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда (методика акцентуации характера и темперамента личности), Невротические черты личности (НЧЛ) модификация Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев.

Цель работы – выявление влияния психологических нарушений на мотивационную сферу условно осужденных

Задачи:

·           провести диагностику;

·           сделать сравнительный анализ;

·           подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Выборка тестов характеризуется их валидностью и синергией шкал по интерпретации. Рассмотрим их отдельно.

Тест-опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда, тест невротических черт личности и метод цветовых выборов Люшера.

Выбранную аудиторию преимущественно мужчины от 18 до 35 лет количестве 30 человек, причиной осуждения грабежи, разбои, психоактивных веществ.

«Анализ ст. 63 УК РФ и судебная практика показывают, что смягчающими обстоятельствами, при которых применяется условное осуждение, являются те обстоятельства, перечень которых дан в ст. 53 УК РФ [10]:

a)        несовершеннолетие виновного;

b)       наличие малолетних детей у виновного;

c)        совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

d)       беременность;

e)        совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо по мотиву сострадания и .д.».

Также судом могут быть признаны смягчающими обстоятельствами и иные, не указанные в этой статье.

Имеются и другие критерии смягчающих обстоятельств, не обозначенные выше.

Суд может признать возможным исправление осужденного без привлечения к наказанию лишения свободы и тогда он постановляет решение об условном осуждении. В связи, с чем образовалась необходимость в локализации исправительных ресурсов не в рамках исправительных учреждений, а в условиях гражданского взаимодействия.

И тут немаловажную часть работы вносит социально-психологическая реабилитация, которая включает в себя следующие виды услуг для условно осужденных:

  •  психотерапевтическая помощь;
  •  психологические тренинги;
  •  психологическая диагностика и обследование личности;
  •  психологическая коррекция;
  •  социально-психологическое и психологическое консультирование;

Основной задачей воздействия на условно осужденных является исправление посредствам изменения убеждений, формирования новых моделей поведения и изменения жизненной позиции в целом

Кроме этого, психологическое воздействие должно предусматривать восстановительную (реабилитационную работу) психического здоровья осужденных в связи с тем, что у многих оно нарушено вследствие образа жизни на свободе (употребление наркотиков, наличие психотравм и т.п.).

Так же в специфику работы психолога включается определение криминогенных факторов, способствовавших совершению правонарушения, определение акцентуированных черт характера и дезадаптивных свойств личности. Кроме того, специалистом определяется и оценивается личный потенциал осужденного, позитивная направленность к чему-либо и другие возможности определяющие благоприятные факторы.

Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года № 161 впервые законодательно закреплено право осужденных на психологическую помощь, «оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи» (УИК РФ, статья 12 ч. 6.1) [6].

В данном исследовании не рассматривается влияние психопатологий личности на случаи правонарушения, а лишь изучается степень мотивации осужденных к улучшению своей жизненной ситуации.

На первом этапе исследования была проведена диагностическая работа с группой осужденных по методу компьютерной диагностики с помощью программного обеспечения «Effecton». По предварительной беседе испытуемым сообщалось, что это обязательная часть работы, им зачитывалась инструкция перед началом тестирования.

По результатам выяснилось, что большинство (74%) имели гипертимный тип акцентуации, что определяет криминогенный характер поведения, также чаще всего (60%) основной тип акцентуации дополнялся несколькими тенденциями: цикломатичный (42%), аффективно-экзальтированный (37%), эмотивный (62%), возбудимый (55%), демонстративный (52%). Оказалось, примечательным, что (35%) испытуемых имеют совершенно низкое значение по показателю тревожности, что при специфике деятельности осужденных, указывает на низкую ответственность за поступки, слабую способность к сопереживанию и рефлексию деятельности.

По методике невротических черт личности определилось, что 90% испытуемых не имеют выраженных невротических проявлений, их интеллектуальная деятельность в 82% случаев является высокой, социально адаптивные ресурсы на высоком уровне (73%), сознательный контроль в норме.

Так же лишь немногая часть (15%) стремилась выдать недостоверные результаты, это свидетельствует о доверии условно осужденных и о готовности взаимодействовать.

Тест определяет психоэмоциональное личности на данный момент времени, чаще всего (85%) условно осужденных имеют неудовлетворенность своим положением, отсутствие признания со стороны окружающих. Также превышающая значение (63%) имеет внутренняя чувствительность и склонность к мечтательству.

Из опыта работы психологического центра становится ясным, что данные полученные в ходе диагностики условно осужденных схожи с показателями результатов лиц, не имеющих осуждение.

Итак, вывод следует отметить в 2 частях:

1. Лишь 5% граждан, имеющих конфликт с законом, интересуются своими результатами и добровольно обращаются с личными запросами к специалистам психологической службы, для улучшения своего положения и качества жизни.

Можно заключить, что характер взаимодействия структур внутренних служб и психологического центра является условным. Чаще это происходит из-за отсутствия трехстороннего контракта (не юридического договора) между участниками (уголовно-исполнительная инспекция, психологический центр, условно осужденный) и распределение обязательств между ними. Сам же контракт [8] заключается, прежде всего, для вовлеченности в процесс взаимодействия и установления границ ответственности между участниками и имеет 3 уровня, рассмотрим их с позиции 3х стороннего контракта между учреждением исполнительной инспекции, психологическим центром и самим условно осужденным:

- организационный (уголовно-исполнительная инспекция) – в задачу учреждения исполнительной инспекции входит организация взаимодействия психологическим центром и условно осужденным: привлечение осужденного (мотивирование, донесение важности и пользы работы), договоренность с центром о месте и времени, стоимость услуг (договорная основа, частная основа);

- профессиональный (психологический центр) -  здесь, будучи ответственным, психологический центр уполномочен за использование подходящих методов и техник работы с осужденным, за установление необходимого контакта для эффективной работы, закрепление мотивации и расположение осужденного к самовыражению. Так же психолог, работающий с условно осужденным, дает защиту второму в виде психологически выверенного личного примера, беспрекословного уважения мнения своего клиента, соблюдает формат конфиденциальности и указывает на ограничения конфиденциальности. Ряд случаев, подразумевающий приостановление конфиденциальности включают: а) опасность жизни и здоровья клиента; б) возможная опасность для окружения со стороны клиента; б) нарушение законодательства. Так же в силу высокого уровня контроля со стороны организатора (уголовно-исполнительная инспекция) желательнее прибегать к гуманистическим (Транзактный анализ, клиентоцентрированная психотерапия, позитивная психология и др.) методам интервенции в процессе психологической работы;

- психологический (условно осужденный) – на этом самом последнем уровне, осужденный должен выразить свои реальные представления о взаимодействии со специалистом центра, свои опасения, сомнения. Так же очень важно выразить ожидания от работы и желаемый (реальный и практический) результат.

Обязательно должны быть оговорены выгоды и вознаграждения сторон.

Но пока практически единственным способом влияния на осужденных граждан является негативное последствие и наказание.

2. Из имеющихся данных мы замечаем неоднозначное представление о психическом состоянии условно осужденных граждан, что выражается в их готовности взаимодействовать с психологами, а также с другой стороны выстраивании жестких границ контакта для взаимодействия и отсутствие достаточной информированности и личного понимания взаимодействия. Из этого можно понять, что правонарушения в основном имеют в большей степени социогенный характер, чем внутриличностный. Поскольку не существует четкой зависимости психических нарушений от количества совершенных преступлений.

Таким образом, мотивация осужденных является главным факторам для улучшения жизненных условий осужденного. Так как психическое состояние испытуемых ничем не отличается от психического состояния обычного гражданина, и в основном их состояние характеризуется неудовлетворенностью здорового признания, им следует учесть необходимость и выгоду взаимодействия со специалистом психологической службы, в контакте с которым можно совершить благоприятные преобразования психики и принять более эффективные решения относительно дальнейшей жизни.

Так же хочется заключить, что условно осужденные граждане в силу имеющегося стигматизма общества вынужденно оказываются в положении риска возникновения повторных правонарушений. Ведь отсутствие гуманного подхода и вызывает озлобленность, демотивацию и асоциальность среди правонарушителей.

Литература

  1. Борсученко С.А. Условное осуждение и (или) "система испытания"?: монография. М.: РПА Минюста России, 2011. С. 17-28
  2. Дьяконова С.В. О правовой природе условного осуждения / Российский следователь. 2007. № 7. С.35.
  3. Ильин А.В. Проведение социально-психологических тренингов с осужденными: методическое пособие для начальников отрядов, воспитателей, психологов исправительных учреждений. М.: ФСИН России, 2005. 57 с.
  4. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 20.04.2000).
  5. Ольховик Н. В. Ресоциализация осуждённых без изоляции от общества и деятельность уголовно-исполнительных инспекций по предупреждению преступлений. Н. В.Ольховик. / Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. № 1 (7). С. 68-74.
  6. Приказ МВД РФ от 01.07.1997 N 403 (ред. от 16.09.2002) "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.1997 N 1368)
  7. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., Социально - психологический центр, 1996. 332 c.
  8. Федеральный закон от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «Основные права осужденных» // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Статья 12.
  9. Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) «Обстоятельства, отягчающие наказание» // Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Статья 63.
  10. Цветкова Н.А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества: учебно-методическое пособие: нормативный документ. М.: Столичный бизнес, 2011. 260 с.

Информация об авторах

Николаев Егор Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» в г. Нерюнгри, Республика Саха, Нерюнгри, Россия, e-mail: egor_nikolaev@mail.ru

Стручкова Вера Николаевна, педагог-психолог, филиал Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи» в Муниципальное Образование «Нерюнгринский район», Нерюнгри, Россия, e-mail: struchkova_vera@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3352
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 495
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1